Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка План действий по развитию функциональной грамотности школьников в области чтения включает комплекс мероприятий по содержательному, обеспечению процесса обучения. В рамках решения данной задачи (конкретизировать содержание понятия «функциональная грамотность ученика 9 класса в области чтения») я, в первую очередь, исходила из того, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Кроме того, приступая к внедрению инновационного опыта, я попыталась ответить на вопрос «Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?». Леоньтев А.А., характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения, как ученика, который может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». Рождественская Л. и Логвина И. считают, что «ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения[1] (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов [2; 6]. Солидаризуясь с мнением вышеуказанных исследователей, а также учитывая требования стандарта в части достижения планируемых результатов по междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» под функциональной грамотностью в области чтения я буду понимать совокупность знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучающимися в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения учебных задач.Для решения задачи выявить возможности предмета «Английский язык» для формирования функциональной грамотности в области чтения, я учитывала тот факт, что гуманитарные науки, в частности, иностранный язык, являются важной составляющей гуманитарного образования и основой подготовки выпускника 9 класса к дальнейшему обучению, для формирования функциональной грамотности в области чтения предмет «Английский язык» представляет следующие возможности:1) обеспечение развития личности;2) обеспечение понимания прикладного значения предмета;3) обеспечение формирования и развития умений наибольшей степени обобщенности (познавательные, обобщённые, на основе которых формируются основные умения школьников, развивается творческое мышление) [1]. Опираясь на образовательную программу нашего учебного заведения, в которой на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач - осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом мной были выделены следующие учебные действия, необходимые для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в процессе формирования функциональной грамотности в области чтения в 9 классе:1)в части поиска информации и понимания прочитанного1.1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:— определять главную тему, общую цель или назначение текста;— выбирать из текста / придумать заголовок;— предвосхищать содержание текста по заголовку;— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;1.2. находить в тексте требуемую информацию;2) в части преобразования и интерпретации информации2.1. использовать в тексте таблицы, изображения;2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;2.3. интерпретировать текст.3)в части оценки информации3.1.откликаться на содержание текста (находить доводы в защиту своей точки зрения);3.2. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;3.4. выявлять противоречивую информацию.Ссылка на источники1. Панфилова Е.И. Проблемы преподавания предмета «Английский язык» в контексте развития школьного гуманитарного образования / Гуманитарное образование XXI века: человек, культура, общество: материалы I и II межрегиональных научно-практических конференций / Под общ.ред. Х.Н.Ниязовой. - 2014. – 202с.2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).[1] «При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)» [2; 5].
6 661 727 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Федотова Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.