Главная / Иностранные языки / Статья Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка

Статья Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка

Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка


План действий по развитию функциональной грамотности школьников в области чтения включает комплекс мероприятий по содержательному, обеспечению процесса обучения.

В рамках решения данной задачи (конкретизировать содержание понятия «функциональная грамотность ученика 9 класса в области чтения») я, в первую очередь, исходила из того, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Кроме того, приступая к внедрению инновационного опыта, я попыталась ответить на вопрос «Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?».

Леоньтев А.А., характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения, как ученика, который может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». Рождественская Л. и Логвина И. считают, что «ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения1 (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов [2; 6].

Солидаризуясь с мнением вышеуказанных исследователей, а также учитывая требования стандарта в части достижения планируемых результатов по междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» под функциональной грамотностью в области чтения я буду понимать совокупность знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучающимися в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения учебных задач.


Для решения задачи выявить возможности предмета «Английский язык» для формирования функциональной грамотности в области чтения, я учитывала тот факт, что гуманитарные науки, в частности, иностранный язык, являются важной составляющей гуманитарного образования и основой подготовки выпускника 9 класса к дальнейшему обучению, для формирования функциональной грамотности в области чтения предмет «Английский язык» представляет следующие возможности:

1) обеспечение развития личности;

2) обеспечение понимания прикладного значения предмета;

3) обеспечение формирования и развития умений наибольшей степени обобщенности (познавательные, обобщённые, на основе которых формируются основные умения школьников, развивается творческое мышление) [1].

Опираясь на образовательную программу нашего учебного заведения, в которой на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач - осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом мной были выделены следующие учебные действия, необходимые для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в процессе формирования функциональной грамотности в области чтения в 9 классе:

1)в части поиска информации и понимания прочитанного

1.1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста / придумать заголовок;

— предвосхищать содержание текста по заголовку;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

1.2. находить в тексте требуемую информацию;

2) в части преобразования и интерпретации информации

2.1. использовать в тексте таблицы, изображения;

2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

2.3. интерпретировать текст.

3)в части оценки информации

3.1.откликаться на содержание текста (находить доводы в защиту своей точки зрения);

3.2. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;

3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

3.4. выявлять противоречивую информацию.



Ссылка на источники

1. Панфилова Е.И. Проблемы преподавания предмета «Английский язык» в контексте развития школьного гуманитарного образования / Гуманитарное образование XXI века: человек, культура, общество: материалы I и II межрегиональных научно-практических конференций / Под общ.ред. Х.Н.Ниязовой. - 2014. – 202с.

2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).




1 «При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)» [2; 5].

Статья Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

Содержательное обеспечение процесса формирования функциональной грамотности в области чтения на уроке английского языка

План действий по развитию функциональной грамотности школьников в области чтения включает комплекс мероприятий по содержательному, обеспечению процесса обучения.

В рамках решения данной задачи (конкретизировать содержание понятия «функциональная грамотность ученика 9 класса в области чтения») я, в первую очередь, исходила из того, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Кроме того, приступая к внедрению инновационного опыта, я попыталась ответить на вопрос «Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения?».

Леоньтев А.А., характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения, как ученика, который может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». Рождественская Л. и Логвина И. считают, что «ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения[1] (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов [2; 6].

Солидаризуясь с мнением вышеуказанных исследователей, а также учитывая требования стандарта в части достижения планируемых результатов по междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» под функциональной грамотностью в области чтения я буду понимать совокупность знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучающимися в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения учебных задач.

Для решения задачи выявить возможности предмета «Английский язык» для формирования функциональной грамотности в области чтения, я учитывала тот факт, что гуманитарные науки, в частности, иностранный язык, являются важной составляющей гуманитарного образования и основой подготовки выпускника 9 класса к дальнейшему обучению, для формирования функциональной грамотности в области чтения предмет «Английский язык» представляет следующие возможности:

1) обеспечение развития личности;

2) обеспечение понимания прикладного значения предмета;

3) обеспечение формирования и развития умений наибольшей степени обобщенности (познавательные, обобщённые, на основе которых формируются основные умения школьников, развивается творческое мышление) [1].

Опираясь на образовательную программу нашего учебного заведения, в которой на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач - осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом мной были выделены следующие учебные действия, необходимые для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в процессе формирования функциональной грамотности в области чтения в 9 классе:

1)в части поиска информации и понимания прочитанного

1.1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста / придумать заголовок;

— предвосхищать содержание текста по заголовку;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

1.2. находить в тексте требуемую информацию;

2) в части преобразования и интерпретации информации

2.1. использовать в тексте таблицы, изображения;

2.2. преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;

2.3. интерпретировать текст.

3)в части оценки информации

3.1.откликаться на содержание текста (находить доводы в защиту своей точки зрения);

3.2. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;

3.3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

3.4. выявлять противоречивую информацию.

Ссылка на источники

1. Панфилова Е.И. Проблемы преподавания предмета «Английский язык» в контексте развития школьного гуманитарного образования / Гуманитарное образование XXI века: человек, культура, общество: материалы I и II межрегиональных научно-практических конференций / Под общ.ред. Х.Н.Ниязовой. - 2014. – 202с.

2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).



[1] «При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц)» [2; 5].

Автор Панфилова Елена Ильинична
Дата добавления 11.09.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 686
Номер материала MA-060670
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓