Главная / Начальные классы / Статья «Содержание УМК «Планета знаний» как средство формирования УУД»

Статья «Содержание УМК «Планета знаний» как средство формирования УУД»

«Содержание УМК «Планета знаний»

как средства формирования УУД»

Никонова Ольга Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6»г.Кольчугино

В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается путём сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. В связи с этим особую важность  приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Уже шестой год в нашей школе ведётся обучение по УМК «Планета знаний». Реализация требований ФГОС в УМК обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия.  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Содержание учебников: «Букварь», «Русский язык», «Окружающий мир» и «Литературное чтение» нацелено на формирование основ гражданской идентичности личности школьника
(патриотического воспитания, чувства уважения и любви к родному языку, к народу — создателю этого языка, чувства сопричастности и гордости за свою страну, знакомство с географическими особенностями России, основными историческими событиями, культурой народов, ее населяющих, знания государственной символики, прав и обязанностей граждан России). 
Так на уроках окружающего мира, после изучения тем «Наши родственники», «Человек среди людей», ребята выполняли индивидуальные проекты «Моя родословная», в которых прослеживали историю создания своей семьи, узнавали, кем были и  чем занимались их  деды и прадеды. Система заданий в учебниках литературного чтения позволяет формировать представления о моральных нормах и самооценке, развивать доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, способность сочувствовать и сопереживать, понимать взаимосвязь между поступками и их последствиями.

Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность. УМК «Планета знаний» предоставляет большие возможности для формирования регулятивных учебных действий. Важную роль в их формировании играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед школьниками. Работа с маршрутами позволяет сформулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, проводить рефлексию и постановку задач. Для  формирования умений самоконтроля и самооценки разработаны листы с проверочными и тренинговыми заданиями, которые есть как в учебнике, так и в рабочих тетрадях. Данные листы позволяют обучающимся самостоятельно определить уровень усвоения ими той или иной предметной темы и найти необходимые задания, позволяющие устранить выявленные пробелы в знаниях.  Структура изложения учебного материала в учебниках, позволяет строить урок с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка, и  организовывать учебную деятельность так, что  дети получают возможность учиться: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с ней; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.

Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Содержание учебников УМК «Планета знаний», нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий. Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность учащихся. Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками. Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. На уроках учащиеся с большим интересом знакомятся со строением Вселенной, разбираются с происхождением слов, используя различные словари.  В учебниках предложено много направлений для проектной деятельности по темам, близким к учебным. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения. Обучение этим навыкам опирается на разработанные в рабочих тетрадях листы «Работа над проектами», предназначенные для самостоятельного заполнения учащимися. Так на уроках ребята работали над практико-ориентированным, социальным проектом «Будь природе другом!». Ребята собирали информацию о животных и растениях, нуждающихся в помощи, изготавливали кормушки, совместно с родителями организовали «птичьи столовые». Включение учащихся в работу над проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей,  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Планета знаний» обеспечивает формирование коммуникативных действий обучающихся. Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности: умению слушать, читать, говорить, писать. Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, сочувствия и симпатии, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими. Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. С 1 класса формируется у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Планета знаний», является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология формирует коммуникативные универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.). Учебники по всем предметным линиям УМК «Планета знаний» обеспечивают формирование информационной грамотности учащихся: работу с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта), добывание информации, ее сбор, выделение существенной информации из различных источников. Одним из часто встречающихся заданием в учебниках УМК «Планета знаний» является «информационный поиск». Это задание помогает детям научиться самостоятельно находить информацию, работать с различными источниками. В первом классе, это в основном работа со словарями (орфографическим, толковым, этимологическим), а также, наряду с этим, комплект ориентирует детей, что взрослый (учитель, члены семьи, библиотекарь) может быть источником информации и важно научиться формулировать вопросы и не бояться обращаться с ним к взрослому. Важное место в учебниках занимает работа с таблицами, схемами и картами. Фиксация информации — это и запись в таблицу, в схему и дополнение таблиц (схем), это регистрация информации с помощью фотоаппарата, аудио- и видео- записи. Наиболее широкий спектр деятельности с информацией предоставляет работа над проектом (выбор направления сбора информации, определение источников информации, получение информации и анализ её достоверности, структурирование информации в соответствии с планом проекта, обработка информации, и её представление). В русском языке особую роль играет материал под значком «ключик». Информация «ключика» часто носит пропедевтический характер, в общих чертах разъясняет тот языковой факт, который не изучался, но присутствует в упражнении. Интеллектуальный марафон — задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий. Работа в паре — задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

Список литературы
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Е. Асмолова. - 2-е изд. - М. :Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
2.Карабанова О.А.Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.

3.Карабанова О.А.Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

4.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. -(Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.










 

Статья «Содержание УМК «Планета знаний» как средство формирования УУД»
  • Начальные классы
Описание:

Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний» и внеурочную деятельность. Уже шестой год в нашей школе ведётся обучение по УМК «Планета знаний». Реализация требований ФГОС в УМК обеспечивается единством структуры учебников по всем классам и предметам; единством сквозных линий типовых заданий; единством подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

Автор Никонова Ольга Викторовна
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 917
Номер материала 58188
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓