Ситуация успеха на уроках в начальной школе как
одно из условий повышения качества обучения
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и
поступках. Часто приходится слышать от учащихся школы фразы, выражающие
нежелание выполнять домашнее задание, и даже идти в школу. Некоторые дети не
стремятся расширить запас своих знаний: пассивны на уроках. Им большее
удовольствие приносит деятельность, не связанная со школой. Почему это
происходит? Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает
заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение
этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит
в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе?
Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет
учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и
при помощи чего? Как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение
всем: и учителю, и ученику, и его родителям?
Организация
учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между
учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать
успех в познании окружающей действительности.
Надежным
путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к
определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее
осуществлении.
Большое
значение в создании ситуаций успеха имеет общая
морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в
значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне
сложным заданиям.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса,
увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся
осознать себя полноценной социализированной личностью.
Некоторые
приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать
познавательную деятельность на уроках, я хочу предложить вашему вниманию.
«Цветные карточки».
В
процессе работы на уроке учащиеся получают за правильный ответ цветные
карточки, а в конце урока «меняют» их на оценки. Такой прием хорошо работает с
учащимися начальной школы, задавая положительный эмоциональный настрой урока.
Методика «Настроение».
-Здравствуй, солнце!
Здравствуй, день!
Подарите улыбки
друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет
возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное
зеркало.
-Здравствуйте, кто,
может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение.
Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня
будет хорошо, активно работать на уроке.
-Улыбнемся друг
другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно
трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
- Посмотрите в
окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать
наше настроение.
-Закройте глаза.
Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите
рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к
работе. Начнем.
- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь,
передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно
пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.
Встали дружно.
Повернулись и друг другу улыбнулись.
-Настроенье каково?
-Во!
-Все такого мнения?
-Все, без
исключения.
Закройте глаза.
Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат
этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное
упражнение стимулирует работу лёгких).
Я рада всех вас
видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы
улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми
знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко
добрее. Садитесь.
Формула удачи:
улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Использование
Электронных приложений.
Электронные
приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков с
помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной
доской. Материал приложений соответствует главам и параграфам учебников. В
каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать",
"уметь". Приложения содержат материалы для организации
самостоятельной работы учащихся. Задания направлены на организацию работы по
закреплению материала, а так же на развитие навыков работы с мышью и
клавиатурой.
Дети осваивают приемы и способы работы на компьютере не теоретически, а по принципу: «ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!».
В состав приложений включены также предусмотренные УТП
варианты контрольных работ.
Тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. С 2009 года для
всех выпускников школ основной формой итоговой государственной аттестации в
школе Российской Федерации является Единый Государственный Экзамен. Тренировки
в течение года позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл. Также во
время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки
саморегулирования и самоконтроля.
MyTestX
это - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования,
сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.
Программа легка и удобна в использовании.
Программа
состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов
(MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).
Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным
интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном
уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTestX и использовать
их на уроках.
Создание проблемной
ситуации.
Бесспорно,
что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он
в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую,
ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить
согласно программе.
Также
очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в
названии темы урока. “Как измерить длину доски”, на мой взгляд, гораздо
интереснее унылого “Единицы измерения длины”.
Ролевой подход и как
следствие - деловая игра.
В
этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того
или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма.
Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение
которых и является учебной целью.
Играть
всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием
играя, как правило, не замечают процесса обучения.
Решение
нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи
такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока,
либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для
дополнительного решения дома. Вот некоторые из таких задач:
Пример. Шифр Цезаря
Этот
метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения
в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем
алфавит читается по кругу. Например, слово корень при смещении на два
символа вправо кодируется словом мртень.
Расшифруйте
слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что
каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография
- наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты
ее от несанкционированного доступа и искажения.)
Игры и конкурсы
Всем
нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для
разрешения этой проблемы предлагаю ситуации следующего характера:
Пример: Игра
“Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что…
Пример.
Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”
Детям
раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов
образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,
·
“Этот процесс орнитологи называют миграцией”
·
“Этот старинный комод ему достался в
наследство от бабушки”
·
“Он всегда имел запас калькуляторов”
В
качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке можно
предложить сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс
запуска таких игр также поможет ученикам глубже освоить навыки работы с
какой-либо офисной программой.
Процесс
развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и
целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия
в нем самого воспитуемого. Развитие творческих способностей учащихся и
воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере
психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои
проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и
интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я
формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а
значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение
обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные
нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство
школьником усвоенного в своем поведении.
- Улыбнемся
друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и
радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.