Главная / Директору-завучу / Статья "Система внутришкольного контроля как инструмент повышения качества подготовки к ЕНТ"

Статья "Система внутришкольного контроля как инструмент повышения качества подготовки к ЕНТ"



















Система внутришкольного контроля

как инструмент повышения качества

подготовки к ЕНТ







Заместитель директора по УВР

Воскресеновской средней школы

Андрюхина Лариса Иосифовна









Одним из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное развитие школы, является оценка качества образования, основанная на достоверных и сопоставленных данных. В течение последних 10 лет с целью оценки качества знаний выпускников школ используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества обучения, принятию превентивных мер в совершенствовании учебной деятельности школы.

Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны».

Только системная работа, осуществляемая в школе, может дать определенный результат. Особое внимание в процессе деятельности школы по подготовке учащихся к ЕНТ занимает мониторинг качества обученности по учебным предметам, которые учащиеся будут сдавать в форме и по материалам ЕНТ.

Подготовка учащихся к ЕНТ возможна в условиях использования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

Для успешной сдачи выпускных экзаменов и ЕНТ в нашей школе запланирована организационно-методическая работа с учащимися, учителями, родителями. Эта работа включает следующие направления деятельности:

  1. Посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь.

  2. Включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕНТ.

  3. Посещение учителями семинаров, курсов повышения квалификации.

  4. Индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся.

  5. Привлечение ресурсов дистанционного обучения и Интернета для подготовки к ЕНТ.

  6. Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕНТ.

  7. Родительские собрания с целью информирования родителей и учащихся о порядке подготовки и проведения итоговой аттестации и ЕНТ.

  8. Проведение пробных , тренировочных и проверочных тестирований по учебным предметам и дальнейший анализ их результатов на педсоветах, совещаниях при директоре.

  9. Проведение с учителями-предметниками совещаний по подготовке учащихся к сдаче ЕНТ.

Подготовка к ЕНТ процесс, длительный, трудоемкий и очень важный, который нужно начинать задолго до окончания школы. Ежегодно, для определения уровня готовности будущих выпускников к итоговому контролю, проводим в школе комплексное тестирование учащихся 10 класса по четырем предметам, обязательным для ЕНТ: русскому, казахскому языкам, математике, истории Казахстана. Результаты этого тестирования помогают проанализировать различные стороны подготовки будущих выпускников, определить слабые и сильные стороны в преподавании предметов.

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе и классным руководителем выпускного класса, в начале года проводится инструктаж по выбору предметов и форме экзаменов, ознакомление с Положением об итоговой аттестации, с Правилами ЕНТ, правилами поступления в высшие учебные заведения и колледжи.

Кроме того, подготовка к итоговой аттестации поставлена на внутришкольный контроль, т.е. постоянно отслеживаются результаты обученности учащихся, их подготовка к итоговой аттестации, а также отслеживался выбор предметов учащимися.

Надо отметить, что на контроль ставятся и вопросы соблюдения санитарно-гигиенических требований по отношению к учащимся с ослабленным здоровьем во время экзаменов, защиты от перегрузок.

Параллельно с работой по организации итоговой аттестации проводится работа по профессиональной ориентации учащихся.

В процессе методической работы решаются актуальные тактические вопросы, касающиеся теории и практики организации и подготовки к ЕНТ, разработки системы формирования ключевых компетенций, критериев контрольно-измерительных материалов для оценки текущих достижений учащихся, организации внутришкольного мониторинга учебных достижений учащихся.

Учителя-предметники планируют работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, предлагаются задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. В то же время подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.

В нашей школе никогда не практиковалась замена учебных предметов, скажем так, меньшей важности, на предметы, которые выносятся на ЕНТ, т.е. наши выпускники проходят все учебные предметы согласно учебному плану в полном объеме. Мы считаем, что учащимся необходима смена деятельности, как показывает практика, как только увеличивается нагрузка на предмет, у ребят пропадает интерес, а это означает, что хорошего результата будет добиться сложно.

У учителей школы накоплен довольно большой опыт по подготовке к ЕНТ, дидактический материал; база тестовых заданий, сложилась определенная система работы по подготовке к ЕНТ. Она включает в себя несколько этапов:

I этап – организационно- аналитический;

II этап – диагностический;

III этап – теоретическая и практическая подготовка учащихся к сдаче ЕНТ.

Теоретическая подготовка учащихся сочетается с практическим закреплением.

После каждого тестирования ведется не только мониторинг, но и тщательный поэлементный анализ результатов. Выявляются типичные ошибки, организуется повторение теоретических сведений по проблемным темам и практикум для формирования умений и навыков.

Важной частью подготовки к ЕНТ является индивидуальная работа с учащимися. Особое внимание уделяется учащимся с повышенной мотивацией к обучению, претендентам на «Алтын бiлге».

В нашей школе работают в основном учителя- стажисты, поэтому у каждого учителя уже выработалась определенная система подготовки, но все однозначно уверены, что добиться стабильного результата методом натаскивания по тестам невозможно. Первоочередная задача изучения курса любого предмета – это качественное его изучение на базовом уровне, а базовые знания закладываются еще в начальной школе.

Например, основная подготовка выпускников к ЕНТ по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7-9 классов.

Анализ  содержания  тестов  по предметам позволяет  утверждать, что успешно  справляются  с заданиями  хорошо  подготовленные  учащиеся,  умеющие  неординарно мыслить,  знающие  теоретический  материал,  имеющие  практические  навыки. Задания  по  предметам в основном    соответствуют  учебной  программе и  учебникам, требуют конкретных, односложных ответов. Но  учащиеся  допускают  ошибки  в  вопросах  общей эрудиции.   Учителям необходимо   работать над  формированием   долговременной   памяти. Часто задания   требуют  умений устанавливать внутрипредметные  и причинно – следственные  связи,  в чем  часто испытывают затруднения  учащиеся. Анализируя результаты пробных тестирований, учителя в основу подготовки выбрали закрепление материала в виде выполнения домашних заданий: составления обобщающего опорного конспекта, решения специально подобранных задач, проработка тематических тестовых контрольных работ и вопросов по данной теме в вариантах по ЕНТ за предыдущие годы.

Немаловажное значение в работе по подготовке выпускников к ЕНТ играет мониторинг  результативности итогов ЕНТ, где оценивается  качество знаний, умений, навыков учащихся по предметам. Мониторинг помогает сравнивать качество обучения выпускников по предмету по годам, увидеть на каком году обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план работы конкретного учителя. В связи с этим, осуществляется   мониторинг результатов ЕНТ за прошлые года по предметам.

Анализ ЕНТ позволяет повысить мотивацию учащихся и учителей к получению высоких результатов обучения, позволяет определить направления совершенствования содержания образования.


Считаю, что для дальнейшей работы по повышению качества подготовки учащихся к ЕНТ необходимо:


  1. Отслеживать и повышать уровень аналитической деятельности учителей.

  2. Шире осуществлять контроль за качеством знаний учащихся.

  3. Систематически проводить анализ ошибок и коррекцию знаний.

  4. Проводить в течение года плановое повторение тем (блочно), параллельно прорабатывать тесты, осуществляя их анализ, комментируя, с приведением аналогий, развивая ассоциативное мышление у учащихся.

  5. Совершенствовать использование учителями инновационных технологий в процессе обучения.

  6. Проводить работу по повышению уровня профессиональной компетентности учителей.

  7. Вести работу над формированием долговременной памяти.









Статья "Система внутришкольного контроля как инструмент повышения качества подготовки к ЕНТ"
  • Директору-завучу
Описание:

Данная статья позволяет выделить основные направления в работе школы по повышению качества подготовки к итоговой аттестации учащихся. Определить задачи для учителей-предметников, классных руководителей, социально-психологической службы по успешной подготовке и сдаче ЕНТ выпускниками средней школы.

Автор Андрюхина Лариса Иосифовна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 923
Номер материала 58325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓