Синтаксис. Типы предложений
(по цели высказывания, по интонации).
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в
словосочетания и предложения, различные типы синтаксических единиц, их
строение, функции и условия употребления. Другими словами, синтаксис изучает
строй связной речи.
Синтаксическими единицами являются предложение и
словосочетание. Их роль и назначение в речи неодинаковы. Предложение – основная синтаксическая единица, так
как оно служит главным средством выражения и сообщения мысли в процессе общения
между людьми. Вместе с тем предложение и одна из самых сложных языковых единиц,
так как его основа – грамматическое, в значительной степени абстрагированное
понятие. Именно поэтому мы обратились к проблеме изучения одного из аспектов
синтаксиса предложения – к изучению двух первых характеристик в плане анализа
предложения – по цели высказывания и по интонационной окраске..
В зависимости от функции (цели высказывания) простые и
сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
(слайд)Эти разновидности называются функциональными или коммуникативными типами
предложений.
Повествовательные, побудительные и вопросительные
предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего
к тому, о чем он говорит. Если эмоциональность передаётся с помощью интонации
или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. И
следующая классификация предложений как восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные предложения
– это предложения, эмоционально ярко окрашенные, в них сообщение, вопрос или
побуждение сопровождается сильно выраженными чувством говорящего.
И повествовательное, и вопросительное, и побудительное
предложения могут быть восклицательными, если они приобретают в речи эмоциональную
окраску, например: 1) Какой упоительный аромат! (Паустовский);
2) Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное
стекло! (Вигдорова).
Предложения, в которых сообщение, вопрос или
побуждение не сопровождается ясно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными.
Например: Для меня все
ново в мире (Борисов) - повествовательное невосклицательное предложение.
Традиционно у младших школьников возникает проблема
при различении этих классификации предложений. Критерии, по котором выделяются
типы предложений в данных классификациях в сознании учащихся смешиваются и
часто понятия побудительное и восклицательное или повествовательное и
невосклицательное предложения воспринимаются как синонимичные и даже
взаимозаменяемые.
Направленность
личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. Это важно
учитывать при организации учебной деятельности, превращая её по форме иногда в
игровой процесс. Для младшего школьника очень характерна потребность во внешних
впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательные потребности.
Для младшего
школьника определённую трудность представляет понимание читаемого текста. Его
затрудняет отсутствие интонации, мимики жестов в письменных текстах. На
протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической.
В младшем
школьном возрасте, когда велика роль наглядно-образного мышления, наглядной
памяти, при обучении младших школьников необходима различного рода наглядность.
Младшие школьники
лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с
которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания
такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. Комплекс
упражнений, который мы разработали, он основан на материале детского кино.
Выбор этот не случаен, потому что мы учитывали возрастные особенности младших
школьников.
В этой связи в
своем исследовании мы обратились к возможностям использования мультимедиа в
процессе изучения названных выше типов предложений. Нами проанализирована
программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф. Виноградова) и пришли к выводу о том, что
по данной теме всего 10 упражнений, поэтому на наш взгляд, учителю в практике
преподавания необходимо использовать дополнительные задания и дидактический
материал с целью более качественного формирования ЗУНов по данной теме. Мы
разработали комплекс упражнений, где представлены 3 вида заданий различных по
форме и способу подачи материала: текстовые задания, аудио-задания,
видео-задания.
Все эти виды
заданий, разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников.
«Текстовые
задания» представляют собой, по сути, анализ прочитанного текста, предложений.
С одной стороны эти задания более традиционны, по сравнению с остальными, но с
другой стороны, их выполнение осложняется отсутствием вспомогательных
компонентов в виде звучащей речи или визуальных изображений.
«Аудио-задания»
с точки зрения рассмотрения типов предложений по цели высказывания и
интонационной окраске имеют значительную ценность, обусловлено тем, что в
аудио-фрагментах интонация существует «В ЧИСТОМ ВИДЕ», она задана, то есть
такие аудио-текксты – более объективный материал для анализа предложений по
интонационной окраске.
«Видео-задания»,
тоже имеют определенную специфику. Фрагменты из кинофильмов, те видеоряды,
которые использованы в них, помогают младшим школьникам не только проанализировать
свои предположения посредством анализа мимики, жестов, телодвижений и других
средств невербального общения.
Таким образом, мы
считаем, что подобного рода мультимедиа дидактический продукт может
использоваться в качестве эффективного средства обучения в ходе изучения типов
предложения по цели высказывания и интонационной окраске.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.