Милькова
Татьяна Николаевна,
учитель
русского языка и литературы,
первой
категории
РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Одной из важнейших задач
современной школы является воспитание социально-адаптированной личности,
способной самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания в
разнообразных жизненных ситуациях. Подготовить
учащихся к жизни, в том числе научить их речевому поведению в различных
условиях и ситуациях общения - значит выполнить социальный заказ общества.
Лингвистическая
компетентность, а именно умение слушать, читать и писать, правильно, с
соблюдением всех языковых, литературных норм строить устное и письменное
высказывание, формируется на уроках русского языка. Необходимо также работать
над развитием стилистическх умений школьников, так как учащиеся допускают много
ошибок, часто смешивают стили, то есть нарушают основные качества хорошей речи
- чистоту и соответствие ситуации. Задача учителя - научить избегать таких
ошибок, создавать тексты в соответствии с обстоятельствами, то есть привить
понятие о функциональных стилях речи.
Работа над
стилистической грамотностью учащихся ведётся постепенно. В среднем звене
решаются задачи на восполнение предложения недостающим словом, исключение
неоправданных повторов слов, что позволяет расширить словарный запас детей,
научить их свободно оперировать словами, употребляя их правильно и
целесообразно. В старших классах школьники распределяют слова с учётом их
стилистической окраски и принадлежности к тому или иному функциональному стилю,
создают тексты, учитывая конкретную ситуацию общения (сферы делового, бытового,
научного общения) и используя стилистические ресурсы всех уровней языка
(фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса). Начинается эта работа с
того, что ребёнок учится действовать по образцу, затем анализировать чужой
текст, как безукоризненный в стилистическом отношении, так и с отступлением от
норм, выяснять уместность нарушений этих стилистических критериев. Дети решают стилистические
задачи: поиск стилистических средств, соотносение их со сферой употребления,
определение эмоционально-оценочной окраски слова, функции грамматических форм,
мотивирование целесообразности использования общеупотребительных и
стилистически отмеченных средств, построение высказывания, относящегося к
определённому функциональному стилю.
В работе над
синтаксической компетентностью использованы:
*принцип взаимосвязи
изучения стилистики с другими разделами науки о языке, который заставляет
учащихся быть внимательными при выборе языковых элементов для конкретной
ситуации общения;
*принцип контекстного
рассмотрения стилистических средств, заставляющий учащихся быть внимательными
ко всему тексту;
* принцип учёта
стилистических норм и допустимости - недопустимости отступлений от этих норм,
который учит избегать стилистических ошибок при создании текста.
Изучение стилистики в
школе базируется на методах сообщения сведений, стилистическом анализе слов,
форм, конструкций, текста или фрагмента текста, методах самостоятельной работы,
конструирования текста с учётом функциональных стилей речи, редактирования
текста. В их основе лежат приёмы сравнения и сопоставления, установления
стилистической отмеченности языковых единиц, приём моделирования, приём
рецензирования, редактирование и саморедактирование текста.
Процесс развития
речевых умений долог. Дети сталкиваются с трудностями. Это и большой объём
изучаемого материала, и неумение работать самостоятельно при поиске
рассуждений, доказательств, и страх детей перед развёрнутыми устными
выступлениями, и самое сложное - работа по самостоятельному предупреждению и
устранению стилистических ошибок, связанных с нарушением языковых норм,
недостаточным владением синонимическим богатством языка и т.д. Но если
преодолеть эти трудности, то результатом работы являются навыки по созданию
грамотного связного текста, соответствующего ситуации общения, характеру
адресата. Это позволяет учащимся расширить кругозор, воспитать чувство стиля,
повысить общий культурный уровень и развить логическое мышление. Владение
данными навыками позволит выпускнику в речевом общении с людьми ясно излагать
мысли, грамотно отстаивать свою точку зрения, не бояться публичных выступлений,
приспосабливаться к различным сферам деятельности людей, то есть может
существенно облегчить процесс социальной адаптации бывшего школьника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.