Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Статья РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Скачать материал

Милькова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

первой категории

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание социально-адаптированной личности, способной самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Подготовить учащихся к жизни, в том числе научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения - значит выполнить социальный заказ общества. 

Лингвистическая компетентность, а именно умение слушать, читать и писать, правильно, с соблюдением всех языковых, литературных норм строить устное и письменное высказывание, формируется на уроках русского языка.  Необходимо также работать над развитием стилистическх умений школьников, так как учащиеся допускают много ошибок, часто смешивают стили, то есть нарушают основные качества хорошей речи - чистоту и соответствие ситуации. Задача учителя - научить избегать таких ошибок, создавать тексты в соответствии с обстоятельствами, то есть привить понятие о функциональных стилях речи.

Работа над стилистической грамотностью учащихся ведётся постепенно. В среднем звене решаются задачи на восполнение предложения недостающим словом, исключение неоправданных повторов слов, что позволяет расширить словарный запас детей, научить их свободно оперировать словами, употребляя их правильно и целесообразно. В старших классах школьники  распределяют слова с учётом их стилистической окраски и принадлежности к тому или иному функциональному стилю, создают тексты, учитывая конкретную ситуацию общения (сферы делового, бытового, научного общения) и используя стилистические ресурсы всех уровней языка (фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса). Начинается эта работа с того, что ребёнок учится действовать по образцу, затем анализировать чужой текст, как безукоризненный в стилистическом отношении, так и с отступлением от норм, выяснять уместность нарушений этих стилистических критериев. Дети решают стилистические задачи: поиск стилистических средств, соотносение их со сферой употребления, определение эмоционально-оценочной окраски слова, функции грамматических форм, мотивирование целесообразности использования общеупотребительных и стилистически отмеченных средств, построение высказывания, относящегося к определённому функциональному стилю.

В работе над синтаксической компетентностью использованы:

*принцип взаимосвязи изучения стилистики с другими разделами науки о языке, который заставляет учащихся быть внимательными при выборе языковых элементов для конкретной ситуации общения;

*принцип контекстного рассмотрения стилистических средств, заставляющий учащихся быть внимательными ко всему тексту;

* принцип учёта стилистических норм и допустимости - недопустимости отступлений от этих норм, который учит избегать стилистических ошибок при создании текста.

Изучение стилистики в школе базируется на  методах сообщения сведений, стилистическом анализе слов, форм, конструкций, текста или фрагмента текста, методах самостоятельной работы, конструирования текста с учётом функциональных стилей речи, редактирования текста. В их основе лежат приёмы сравнения и сопоставления, установления стилистической отмеченности языковых единиц, приём моделирования, приём рецензирования, редактирование и саморедактирование текста.

Процесс развития речевых умений долог. Дети сталкиваются с трудностями. Это и большой объём изучаемого материала, и неумение работать самостоятельно при поиске рассуждений, доказательств, и страх детей перед развёрнутыми устными выступлениями, и самое сложное - работа по самостоятельному предупреждению и устранению стилистических ошибок, связанных с нарушением языковых норм, недостаточным владением синонимическим богатством языка и т.д. Но если преодолеть эти трудности, то результатом работы являются навыки по созданию грамотного связного текста, соответствующего ситуации общения, характеру адресата. Это позволяет учащимся расширить кругозор, воспитать чувство стиля, повысить общий культурный уровень и развить логическое мышление. Владение данными навыками позволит выпускнику в речевом общении с людьми ясно излагать мысли, грамотно отстаивать свою точку зрения, не бояться публичных выступлений, приспосабливаться к различным сферам деятельности людей, то есть может существенно облегчить процесс социальной адаптации бывшего школьника.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИСОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.Одной из важнейших задач современной школы является воспитание социально-адаптированной личности, способной самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Подготовить учащихся к жизни, в том числе научить их речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения - значит выполнить социальный заказ общества. Лингвистическая компетентность, а именно умение слушать, читать и писать, правильно, с соблюдением всех языковых, литературных норм строить устное и письменное высказывание, формируется на уроках русского языка. Необходимо также работать над развитием стилистическх умений школьников, так как учащиеся допускают много ошибок, часто смешивают стили, то есть нарушают основные качества хорошей речи - чистоту и соответствие ситуации. Задача учителя - научить избегать таких ошибок, создавать тексты в соответствии с обстоятельствами, то есть привить понятие о функциональных стилях речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Технологическая карта урока по теме "Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева "Живые мощи")
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.
  • Тема: Живые мощи
  • 01.01.2021
  • 457
  • 17
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.08.2020 70
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Саввинова Мария Валерьяновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Саввинова Мария Валерьяновна
    Саввинова Мария Валерьяновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 109049
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 643 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе