Главная / Русский язык и литература / Статья "Роль интегрированных уроков в воспитании гражданственности и патриотизма"(из опыта работы)

Статья "Роль интегрированных уроков в воспитании гражданственности и патриотизма"(из опыта работы)

Роль интегрированных уроков в воспитании гражданственности и патриотизма.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие пришло в российскую педагогику в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и стало востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Школы нашего города в этом смысле не исключение. Например, в 2013 году на базе нашего лицея №11 был проведен семинар «Интеграция естественных и гуманитарных дисциплин как средство формирования синергетического мышления». В 2015 году на базе СОШ №30 прошла ежегодная межшкольная научно-практическая конференция на тему «Принципы и приемы реализации интеграционных технологий в гуманитарных и смежных дисциплинах».

Интегрированный урок имеет свои преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей. Учителю интегрированный урок дает рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

Конечно, интеграция возможна только при ряде условий, например, родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам. В первую очередь, поэтому естественной становится интеграция литературы и русского языка. В основу таких уроков беру интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, воспитывающий в нем патриота и гражданина, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный заданиями по орфографии, синтаксису и т.д.

Один из таких интегрированных уроков языка и литературы был проведен мной в начале прошлого учебного года в преддверии 200-летия М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Одна из целей урока звучала так: »Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свой народ и культуру». На уроке -портрет поэта; строки Лермонтова о Родине («Бородино») легли в основу синтаксического разбора предложения; в виде раздаток ребята получили небольшие тексты о детстве поэта для лингвистического анализа. В ходе урока школьники пришли к выводу, что Родина для поэта – это место на земле, где он родился, вырос. Он неразрывно связан с Родиной. Наверное, нельзя сказать, что дети, выйдя с урока, сразу же стали истинными патриотами, но если он оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.

Не подлежит сомнению, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. В основополагающих государственных документах об общем образовании задачи воспитания гражданина выдвинуты на первый план. В стандарте основного общего образования по русскому языку и литературе первой целью изучения этих предметов является воспитание гражданственности и патриотизма; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы.

А ведь распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся (и не очень плохой, кстати) системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм. Вспомним, как сильно упал престиж школьного и высшего образования, науки и т.д. Прошли годы. В настоящее время происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Поэтому нам, учителям словесности, необходима систематическая работа в этом направлении.

Уроки литературы, в том числе и интегрированные, обладают большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании. Об одном из уроков я уже говорила выше. Да, интеграция русского и литературы – вещь очевидная, естественная. А как интегрировать, например, литературу и физику, литературу и экономику? Достигая при этом воспитательного эффекта? В такой ситуации приходит на помощь общность объекта изучения, схожие методы построения урока. Так появились в моей практике интегрированные уроки литературы и физики «М.В.Ломоносов в физике и литературе» 9кл., литературы и экономики «Роль денег в художественной литературе»11кл.

Для 9-классников было удивительным то, что Ломоносов, глубоко погруженный в свои специальные занятия химией и физикой, все же умел находить и время, и вдохновение

как для поэзии, так и для собственно филологических работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике. Этот грандиозный размах деятельности великого русского энциклопедиста вызвал удивление и восхищение старшеклассников. История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперед, и одному человеку просто невозможно достичь таких вершин. И всегда Ломоносов - ученый, поэт, философ –будет вызывать глубокий интерес как наш соотечественник, как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума. Урок получился патриотичным, познавательным, ребята имели возможность выразить свои мысли о Родине, гражданском долге ученого, который мужественно и стойко переносил все тяготы и не сошел со сложного пути России. Ученики постепенно осознают себя сопричастными этому пути. Возможно, так происходит рождение патриота…

Подведем итоги…

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников на уроках русского языка и литературы непременно даст результаты, правда, не сразу, к сожалению, это будет видно.

Для воспитания гражданственности и патриотизма в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Еще К.Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины.

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Художественные произведения, включенные в в школьную программу, биографии писателей, поэтов создают у школьников чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Интегрированные уроки вносят в дело воспитания гражданственности и патриотизма новые краски, эмоциональную насыщенность, новизну восприятия.

Вообще дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время улетает птицей и не позволяет нам, словесникам, медлить. Мы должны успеть раньше других сказать нужные слова, вложить в головы самые важные мысли… Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.



















27.08.2015г

















Статья "Роль интегрированных уроков в воспитании гражданственности и патриотизма"(из опыта работы)
  • Русский язык и литература
Описание:

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие пришло в российскую педагогику в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и стало востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Школы нашего города в этом смысле не исключение.

Автор Бурашникова Роза Махмутовна
Дата добавления 28.08.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 388
Номер материала MA-060515
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓