Главная / Начальные классы / Статья "Развитие исследовательских умений младших школьников"

Статья "Развитие исследовательских умений младших школьников"



Развитие исследовательских умений младших школьников

Исследовать - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по признакам, отпечаткам общего закона в конкретных случайных предметах или явлениях.

Принципиальная особенность организации мышления при исследовании: наблюдение, концентрация внимания, анализ.

Развитие свойств: наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

  • Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку.

  • Второй уровень – взрослый ставит проблему, но уже метод её решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

  • На третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно.

Если рассматривать структуру учебного исследования ребенка, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы:

  1. Постановка проблемы (выбор темы исследования);

  2. Прояснение неясных вопросов;

  3. Формулирование гипотезы исследования;

  4. Планирование учебных действий (поиск и предложение возможных вариантов ответа);

  5. Сбор данных;

  6. Анализ и синтез данных;

  7. Подготовка сообщений;

  8. Выступление с сообщениями, доклад, макет и др.;

  9. Ответы на вопросы, корректировка;

  10. Обобщения, выводы.

  11. Самооценка.

Самое решающее звено — учитель. Меняется роль учителя и не только в  исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.


Работа по развитию исследовательских умений

В 1 классе:

- проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;

- урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется

учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопро­сам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоя­тельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений мак­симально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руко­водством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладе­ние общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.

2.Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует сов­местную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в про­цессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследова­тельской деятельности. Например, тема исследования «Наша школа». Проблема: противоречие меж­ду потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Задачи исследования: найти ин­формацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественных характеристики (сколько учеников, учи­телей, классов, кабинетов и т. д.), изучить строение школы, ее окрестности и др. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т. д. С це­лью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления. Учащиеся имеют право выбо­ра наиболее интересной для них задачи.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками инфор­мации.

5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последова­тельности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлага­ются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно- след­ственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследо­вания по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под ру­ководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1 .Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами ис­следований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказоч­ный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьекласс­ников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуще­ствлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследова­ние с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск ин­формации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степе­нью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план иссле­дования, определять одну - две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели

Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными.

Например, развитие исследовательского умения - умения устанавливать влияние изменения условий на изменение свойств объекта. Это умение, в отличие от многих общих исследовательских умений, требующих высокого уровня мыслительной деятельности (и доступных лишь в старших классах), можно начать формировать уже в младших классах. Работа над этим умением осуществляется в ходе выполнения исследовательских заданий, которые предполагают осуществление одного или нескольких этапов исследовательской деятельности:

  • анализ исходной информации;

  • обнаружение, формулировка, осознание проблемы;

  • выдвижение гипотезы; постановка эксперимента;

  • теоретическое обоснование;

  • доработка и уточнение исходной гипотезы, формулировка выводов; обобщение и применение новых знаний.

Задания обучения математике, больше всего подходят для развития исследовательского умения устанавливать влияние изменения условий на изменение объекта. Интерактивные задания хороши тем, что позволяют ученику видеть, как вводимые им данные влияют на ситуацию, к каким изменениям они приводят. При этом можно использовать разные модели: материальные, вербальные, символические, графические. Овладение моделированием как математическим методом и общим методом исследования является одной из целей начального математического образования. Главное отличие компьютерных моделей в том, что они могут быть динамическими. Их использование вместе с другими моделями позволяет ученикам наблюдать процесс изменения и по-разному фиксировать его результат.

Виды учебных исследований:

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.

Очень важным этапом является этап представления результатов исследова­ния. Он позволяет решить несколько задач: развитие монологической науч­ной речи, развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополне­ние знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самоо­ценки результатов исследования.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проде­ланной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов,- представление доклада с целью сообщения нового знания;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

С целью активизации познавательной исследовательской деятельности уча­щихся рекомендуется использование:

- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на раз­витие творческих способностей;

- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.);

- связи материала с наглядно- образным игровым материалом;

- связи с литературным сказочным материалом;

- игр - исследований, фантастических исследований;

- ролевых игр;

- игр - путешествий.

Таким образом, организационно - педагогические условия, реализуясь в учеб­ном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Самое главное – исследовательская деятельность и занятие ею преобразуют самого педагога: делают его взвешенным, терпеливым, заставляют мыслить реально, но с перспективой, формируют его наблюдательность, память и даже воображение. Каким бы жестоким ни был учитель, занятие исследовательской деятельностью смягчит его нрав, побудит быть более демократичным. Возможности исследовательской деятельности в школе – это надежный путь и средство самосовершенствования.


4



Статья "Развитие исследовательских умений младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Новые стандарты образования внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него универсальные учебные действия. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Представленная в статье работа по развитию исследовательских умений в начальных классах, позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

Автор Покосова Светлана Федоровна
Дата добавления 02.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 982
Номер материала MA-060984
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓