Главная / Начальные классы / Статья "Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС НОО"

Статья "Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС НОО"

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»,–

писал известный педагог В.А.Сухомлинский.


Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?                                                                                             

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок? Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

  • быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире

  • уметь влиться в быстро развивающееся общество;

Каковы же особенности современного урока?

1).Современный урок – это личностно-ориентированный.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2). Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

3). Современный урок – это компетентностный, то есть в центре внимания будут уже не знания ученика, а его способность применять эти знания на практике (его компетентность).


Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Учителю важно понять, какими должны быть основные тенденции развития современного урока.

Давайте посмотрим на основные тенденции развития современного урока.

Современный урок - это

Личностно-

ориентированный

Компетентностный

Деятельностный

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?


Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок , содержащий разные виды деятельности.

урок , на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

современный урок развивает у детей креативное мышление.

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.


Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке

Начиная проектировать, вспомним основные составляющие урока.

Цели и задачи урока

Содержание

Деятельность учителя и ученика

Педагогические технологии

Профессионализм педагога


Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.


  • Цели и задачи т.е зачем учить?

  • Содержание т.е. чему учить?

  • Методика т.е. как учить?

Учитель определяет, какие знания, умения, возможно и навыки приобретёт (закрепит, Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.


1 этап - определение типа урока. Отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок.

читать по слайду


Вводный урок

Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности

Урок по закреплению знаний и способов деятельности

Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности

Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности


Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях. Какова ведущая цель урока, которая определяет всю его логику.

А именно:

какова обучающая цель

воспитывающая

коррекционно-развивающая

Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Если раньше ведущей целью было формирование ЗУН, то с реализацией новых стандартов ведущая цель: развитие личности.

помни: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий. Поэтому главная задача–это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.

При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы,

как будто ученик:

сам себе их поставил

они понятны ему

очевидны

«с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)


Основными характеристиками целей сегодня являются:

конкретность, привлекательность / побудительность, достижимость.

Представление целей системой задач.

обобщит) каждый ученик в течение этого урока.

При этом продумывает,

Как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;

Как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;

Как достичь эффективности урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;

Как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.


С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

  • что учитель расскажет сам;

  • что ученики изучат самостоятельно;

  • какие вопросы поставит учитель;

  • какие задания предложит;

  • как будет контролировать процесс усвоения



Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.


технология личностно-ориентированного обучения

дифференцированное обучение

технология проектной деятельности

развитие критического мышления

игровые технологии

икт

здоровьесберегающие технологии


Следующий этап при проектировании урока-

отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, компьютерная техника с программным обеспечением, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, учебный кабинет как средство обучения)


Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов второго поколения функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.


А ребёнок хочет учиться когда….

Когда получается

Когда ничто

не угрожает

Когда интересно

Будем стремиться к этому и помнить о том, что:

каждый ребёнок приходит в этот мир не для того, чтобы его учили, а для того, чтобы быть счастливым.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Современный урок – это современный учитель

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Литература

  1. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования,2011год.

  2. 2.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.


1.www.nsportal.ru/.../proektirovanie-sovremennogo-uroka-tselepolaga...

2.festival.1september.ru/articles/538512/

3. ipkps.bsu.edu.ru/source/news/21_strych/21_strych.asp





Статья "Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС НОО"
  • Начальные классы
Описание:

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

•быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире

•уметь влиться в быстро развивающееся общество;

Каковы же особенности современного урока?

  • 1).Современный урок – это личностно-ориентированный.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

2). Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Автор Никонова Ольга Викторовна
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1645
Номер материала 58190
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓