Главная / Биология / Статья "Проблемное обучение на уроках биологии в 7 классе".

Статья "Проблемное обучение на уроках биологии в 7 классе".

Проблемное обучение на уроках биологии в 7 классе.

Проблемное обучение, как известно, способствует развитию мышления и познавательных интересов учащихся, повышению качества знаний школьников. Особенно высокий учебно-воспитательный эффект даёт использование проблемного обучения при объяснении нового материала: при этом основная часть учебного материала, как правило, усваивается школьниками на уроке.

В качестве основных форм проблемного обучения при объяснении нового учебного материала рекомендуется проблемное изложение и поисковая беседа. Проблемное изложение нового материала осуществляется учителем. Применяется эта форма проблемного обучения, как правило, в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, применяется поисковая беседа.

Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем той или иной проблемной ситуации. В зависимости от характера постановки проблемы различают несколько ситуаций: ситуацию неожиданности, ситуацию конфликта, ситуацию неопределённости, ситуацию несоответствия и другие.

В своей работе в процессе преподавания биологии в 7 классе при объяснении нового материала я чаще всего применяю поисковую беседу на основе ситуации несоответствия и ситуации неожиданности. Ситуация несоответствия создаётся в тех случаях, когда учитель приводит научные данные, которые опровергают сложившиеся у школьников представления, понятия. К созданию такой ситуации я прибегаю, например, при объяснении нового для ребят понятия «линька», с которым они впервые встречаются при изучении ракообразных. На уроке, рассказывая о внешнем строении речного рака, подчёркиваю, что речной рак имеет твёрдый покров, состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом. Затем предлагаю учащимся ответить на вопрос: что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака? Учащиеся знают, что в природе встречаются раки разных размеров и хитиновый покров соответствует размерам тела. Основываясь на этих знаниях, школьники обычно отвечают, что «хитиновый покров также растёт». Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: каким же образом увеличивается размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?

Возникшая проблемная ситуация основана на несоответствии имеющихся у ребят представлений научным данным. В ходе поисковой беседы подвожу школьников к мысли, что у речного рака происходит смена покрова. Затем поясняю, что за это время развития рака покров сменяется несколько раз. Когда старый хитиновый покров становится тесным, под ним образуется новый. Новый хитиновый покров очень тонкий, собран в складки. За счёт складок и тонкости под старым хитином умещается покров большего размера, чем старый. Во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него. Вначале новый хитин мягкий, и его складки расправляются по мере роста рака; потом хитин затвердевает. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается, и хитиновый покров больше не меняется.

Ситуация неожиданности создаётся при ознакомлении школьников с фактами, явлениями, вызывающими удивление, поражающими своей необычностью. Путём создания такой ситуации я привлекаю семиклассников к рассмотрению, например, явления зимней спячки у млекопитающих. Впервые с явлением зимней спячки у млекопитающих учащиеся встречаются при изучении отряда насекомоядных. На уроке, охарактеризовав основные признаки внешнего строения насекомоядных, типичный представитель которых – обыкновенный ёж – хорошо известен школьникам, я предлагаю им рассказать об этом зверьке, его образе жизни и повадках. В процессе беседы выясняется, что основной пищей ежа являются насекомые, их личинки, дождевые черви, а также мыши и лягушки. А чем же питается ёж зимой? Обсуждая этот вопрос, учащиеся приходят к неожиданному для них выводу: змой ежу питаться практически нечем. Как же ёж существует зимой? На этот вопрос учащиеся не могут ответить. Создаётся проблемная ситуация, которая разрешается в ходе поисковой беседы. Ученики строят гипотезы, выдвигают предположения. В беседе подвожу ребят к выводу о том, что некоторые теплокровные животные могут впадать в спячку при неблагоприятных для них условиях среды.

Вслед за этой проблемной ситуацией на том же уроке создаётся другая. Рассмотрим, как она возникает. Ознакомив учащихся с ещё одним представителем отряда насекомоядных – кротом, я отмечаю, что ёж и крот принадлежат к одному отряду и имеют ряд общих черт строения, но в образе жизни у них наблюдается различие: ёж зимой впадает в спячку, а крот деятелен круглый год. Предложив школьникам высказать своё мнение по поводу этого различия, в беседе подвожу их к выводу, что определяющим условием того, что крот не впадает в спячку, является обеспеченность его пищей в течение всего года. Крот хорошо приспособлен к жизни в почве, питается насекомыми и их личинками, а также дождевыми червями, которые попадают в вырытые им подземные ходы. Зимой слой почвы, в котором обитает крот, не замерзает, и кроту вполне хватает пищи.

Создание и последующее разрешение проблемных ситуаций способствует повышению интереса школьников к изучаемой теме. Поэтому я стараюсь найти возможность для создания проблемной ситуации в первую очередь при изучении материала, не вызывающего особого интереса у учащихся. Не всегда, например, вызывает интерес у ребят учебный материал об отряде грызунов. С целью повышения интереса к теме я преднамеренно создаю проблемную ситуацию. Изучение нового материала я начинаю с рассказа об особенностях строения зубов этой группы животных. Сообщаю, что большинство грызунов питаются твёрдой растительной пищей – стеблями, ветвями, побегами, которые они отгрызают резцами и тщательно перетирают коренными зубами. Клыков у грызунов нет, зато резцы крупные и острые. Их всего четыре: по два резца в верхней и нижней челюстях. И вот что удивительно: грызуны питаются твёрдой растительной пищей, и резцы, казалось бы, должны со временем стачиваться, однако они всегда одного и того же размера. Обратив внимание ребят на этот интересный факт, предлагаю им ответить на такой вопрос: чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются в размере и не тупятся, а остаются одинаково острыми и прочными на протяжении всей жизни? Факт, о котором узнали школьники, поражает своей неожиданностью, и необходимость его объяснить создаёт проблемную ситуацию. Интерес учеников вызван. Ребята, пытаясь объяснить интересный факт, выдвигают различные предположения. Чаще других выдвигается предположение: «Резцы грызунов, например бобра, не стачиваются, потому что имеют прочное строение, покрыты толстым слоем эмали». Выслушав эти рассуждения, отмечаю, что даже зубы железной пилы, ещё более прочной, чем эмаль на зубах бобра, стачивается от долгого пользования. Это сравнение убеждает учащихся в неправильности своего предположения, и они отвергают его. Поскольку знаний у школьников недостаточно для самостоятельного решения проблемы, возникшее затруднение снимаю сама, пояснив, что, резцы у грызунов растут на протяжении всей жизни, поэтому и создаётся впечатление об их «неизнашиваемости» и удивительной прочности.

При объяснении сложного материала или материала, содержащего только новые, совершенно неизвестные учащимся сведения, я применяю проблемное изложение. При изучении отряда рукокрылые применяю проблемное изложение для ознакомления учащихся с экспериментами, которые проводили учёные с целью изучения механизмов ориентации летучих мышей. Выстраиваю рассказ так , чтобы по логике он напоминал процесс поиска учёного-экспериментатора. Рассказываю так. Учёных давно интересовало, каким образом летучие мыши безошибочно ориентируются в темноте. Перед ними возникла проблема, какие органы чувств помогают летучей мыши ориентироваться в темноте? Вначале учёные предположили, что летучие мыши способны видеть в полной темноте. Для проверки этой гипотезы учёные поставили эксперимент: летучей мыши были заклеены глаза. Результаты опыта удивили учёных. Летучая мышь с заклеенными глазами во время полёта не только не натыкалась на ветки деревьев, но и успешно охотилась наравне с другими. И вновь перед учёными встала неразрешённая первоначальная проблема. Снова выдвигается гипотеза: быть может, летучая мышь находит свою добычу благодаря сильно развитым органам обоняния? Чтобы проверить свои предположения, учёные поставили ещё один эксперимент. Летучую мышь с заклеенными органами зрения и обоняния выпустили в комнату, в которой было натянуто множество нитей. Летучая мышь и в этом случае свободно летала в комнате, не задевая нитей. Тишь только когда летучей мыши были закрыты её большие ушные раковины и рот, она не сделала даже попыток подняться в воздух. В конце концов, было выяснено, что летучие мыши обладают замечательной способностью ориентироваться в воздухе с помощью ультразвуков, издаваемых прерывисто, импульсами. Ультразвуковые волны хорошо отражаются от препятствий, находящихся на пути, и в виде эха улавливаются чутким ухом зверька. Далее можно рассказать, что такой способ отражения и улавливания сигнала широко применяется в технике. Эхолот и радиолокатор имеют такой же принцип устройства, как и органы ориентации рукокрылых.

При проблемном изложении подобного материала учащиеся учатся логике научного познания. Перед ними как бы встаёт процесс познания в миниатюре, его логическая структура: постановка проблемы – формулирование гипотезы – её экспериментальная проверка – выводы. Учащиеся видят, каким путём добываются научные знания, убеждаются в познаваемости мира.

В заключении хотелось бы отметить, что проблемное обучение выступает как одно из важнейших условий, обеспечивающих возникновение и укрепление познавательного интереса учащихся в учебном процессе. Сила его состоит в побуждении учащихся к вопросам, возникающих у них в связи с наблюдаемыми противоречиями в изучаемых явлениях, в развитии у ребят интереса к познанию мира, в активном воздействии на процесс формирования у школьников научного мировоззрения

Статья "Проблемное обучение на уроках биологии в 7 классе".
  • Биология
Описание:

Проблемное обучение, как известно, способствует развитию мышления и познавательных интересов учащихся, повышению качества знаний школьников. Особенно высокий учебно-воспитательный эффект даёт использование проблемного обучения при объяснении нового материала: при этом основная часть учебного материала, как правило, усваивается школьниками на уроке.

В качестве основных форм проблемного обучения при объяснении нового учебного материала рекомендуется проблемное изложение и поисковая беседа. Проблемное изложение нового материала осуществляется учителем. Применяется эта форма проблемного обучения, как правило, в тех случаях, когда учащиеся не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в решении проблемы. Если же школьники обладают минимумом знаний, необходимым для активного участия в решении учебной проблемы, применяется поисковая беседа.

Автор Самотоенко Валентина Александровна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 757
Номер материала 58846
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓