Главная / Биология / статья по воспитанию

статья по воспитанию

Статья по воспитанию. «Мозаика сердца»

Т. А. БОГОМОЛОВА, учитель химии, классный руководитель 6 «а» класса МБОУ СОШ № 97 Ленинского района Н. Новгорода


Каждый из нас когда-нибудь задает себе вопрос: « Кто «я»?». Мой ответ таков: «Я» - классный руководитель, на меня возложена высокая миссия: сопровождать ребенка, знакомить с этим прекрасным тайным миром, оберегать от порой грубого, скрытого

Осуществить это, считаю  возможным, влияя на духовный мир  учеников словами и делами, активно сотрудничая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. И именно в этом я вижу мою миссию как классного руководителя.

Сердце – это окно в душу, которое направляет желания, стремления и чувства человека, поэтому свою воспитательную систему я назвала «Мозаика сердца». Кода-то давно, в детстве у всех была замечательная игрушка «калейдоскоп». При повороте трубки можно было увидеть, как разноцветные осколки стекла собираются в причудливые, красивые узоры. Работая над своей воспитательной системой  «Мозаика сердца», я стремилась, чтобы важнейшие нравственные ценности (Добро, Дружба, Труд, Отечество, Семья, Мир, Любовь, Здоровье, Истина, Ответственность) словно разноцветные стеклянные осколки калейдоскопа соединились друг с другом, создав «мозаику сердца» моих питомцев. И пусть  в сердце каждого сформируется  свой рисунок, своя мозаика, но главное, чтобы  именно эти нравственные ценности определяли духовный мир ребят, делая их счастливыми.

Моделируя и выстраивая воспитательную систему в классе я, конечно, начала с себя. Ещё К.Д.Ушинский отмечал: только через личность происходит формирование личности, и через характер педагога складывается характер воспитанника.

Моя педагогическая позиция созвучна высказыванию Герберта Кауфмана: «Жизнь-это земледелие. Надо найти хороший кусок плодородной земли, распахать почву и запастись терпением. Урожай приходит позже, а главное дело делается тогда, когда ни малейших результатов ещё не видно».

Выстраивая свою воспитательную систему я, прежде всего, ориентировалась на современные концепции воспитания, нормативно-правовые документы, представленные на слайде, а также запрос родителей.

Класс очень подвижный, старается быть активным в делах школьной жизни. Принимает участие во всех классных и внеклассных мероприятиях. Между ребятами дружеские отношения, они общаются друг с другом, помогают друг другу в трудную минуту.

Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, доброта и принципиальность. В целом, по отзывам учителей школы, класс организованный, дисциплинированный, проявляющий стремление к учебе. Дети легко идут на контакт, доверительные беседы, общительные, отзывчивые и трудолюбивые.

Я старалась включить каждого ребенка в общешкольную, внеурочную деятельность путем различных конкурсов, экскурсий, поездок, которые были организованы в учебном году. Первоочередные воспитательные задачи, которые я планирую на учебный год – развитие мотивации к учебной деятельности, формирование культуры взаимоотношений, формирование внутренней потребности к самосовершенствованию, повышение уровня воспитанности учащихся, формирование нравственно-эстетических качеств личности, ответственного отношения к учебе, труду.

С первых дней моей работы с классом, для более глубокого изучения детей мною совместно с психологом школы были проведены ряд диагностик (изучение уровня воспитанности учащихся по методике М.И. Шилова, Н.П. Капустина, изучение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей школьной жизнью по методике А.А. Андреева, социометрия по методике Е.Н. Степанова, методика определения самоуправления в классе и другие), которые помогли наиболее эффективно выстроить работу в классе.

Исходя из результатов исследований детей и родителей, возможностей микросоциума, мной были скорректированы и определены цели и задачи, последующих этапов реализации воспитательной системы «Мозаика сердца».

Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек должен быть физически здоровым, духовно нравственным, интеллектуально развитым, ценностно-мыслящим активно связанным с окружающим миром, т.е. успешным. Современная Россия нуждается в личностях – творцах, которые рождаются при оптимальном соотношении свободной деятельности и организованности. А самостоятельность, творчество формулируется только в самостоятельной творческой деятельности. В этом случае воспитание строится на основе стимулирования максимально возможного проявления творческого потенциала детей. Именно на это ориентируют современного классного руководителя основные нормативные документы: ФЗ «Об образовании в РФ», Указ Президента РФ «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017гг», ФГОС, Программа развития образования РФ до 2017г.

Самым главным в воспитании является построение целостного воспитательного процесса. Именно воспитание названо первоочередным делом в действующей федеральной программе развития воспитания. Выделение доминирующего вида деятельности и установление его связей с другими видами и сторонами жизнедеятельности сообщества детей и взрослых позволяет обеспечить более благоприятные условия для становления раскрытия и развития неповторимости детей, педагогов, родителей.

«Из глубины веков – пишет Караковский, дошла до нас мечта человечества свободной, всесторонне развитой, гармонической личности и нет основания отказываться от нее как от сверхцели».

В концептуальные основы программы были заложены труды таких авторов, как Я.А. Каменский, В.А Сухомлинский, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Степанов и др.

Младшим подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11 до 13 лет. В этом возрасте начинает происходить бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребёнка.

Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребёнка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потери детского мироощущения.

Содержание воспитательной системы «Мозаика сердца».

1 сентября! День встречи с моими воспитанниками. Море цветов и, конечно, море улыбок. Это мой первый 5 класс, а я в свою очередь первый классный руководитель для ребят. Мы встретились, и теперь у нас одна дорога и мы пойдём по ней рука об руку, преодолевая любые преграды и напасти, радуясь успехам каждого. Несколько десятков заинтересованных глаз обращено на меня, словно спрашивают: « С чего начнём?»

Уже несколько лет в нашей школе существует традиция знакомить пятиклассников с каждым предметом, который они будут изучать и с учителем-предметником. И вот мой «экипаж» 5А класс «путешествует» по коридорам школы, знакомясь с ней заново!

За праздником всегда начинаются будни, и я начинаю первые шаги своей воспитательной системы  «мозаика сердца».

Цель воспитательной системы  – формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко-культурным наследием, воспитание и сохранение традиций, т.е. развитие определённых качеств личности, способной строить свою жизнь, достойную Человека.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и родителей, среди которых можно выделить следующие:

- стремление детей развивать познавательные и творческие способности, расширяя свой кругозор;

- желание детей строить взаимоотношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя в школе комфортно- желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально развитыми и физически здоровыми.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

- создание воспитывающей среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

- воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям и ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;

- формирование правосознания ученика, гражданской позиции;

- формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

- вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;

- формирование ценностного отношения к семье, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

-формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Субъектом воспитательного процесса в классе является сообщество детей и взрослых. Классный руководитель придерживается принципов взаимодействия личности с коллективом как двустороннего процесса. Прогнозируемый результат – целостная, позитивно-ориентированная личность с активной жизненной позицией.

Основными понятиями, характеризующими воспитательную систему класса, являются доброта, доверие, ответственность, знания, культура, здоровье. Воспитательный процесс в классе строится таким образом, чтобы данные ценности становились неотъемлемой частью жизнедеятельностью учащихся.

Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, на основе которой построен годовой круг традиционных дел: день рождение класса, интеллектуальные марафон и т.д.. Коллетивная деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности, позволяет инициативу учащихся формировать организаторские и самоуправленческие навыки. Неслучайно в разных видах деятельности лидерами становятся разные учащиеся, которые выполняют работу по желанию, с интересом и увлечением. Через коллективную деятельность мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок реализовал себя как индивидуальность. С первых дней знакомства с классом классный руководитель пытается убедить ребят в том, что мы теперь – одна большая семья, а класс – наш дом, и от нас зависит, какими будут отношения в доме. Для создания дружного коллектива проводились вечера, тренинги по общению и культуре поведения, анкетирования, социометрия, тесты, экскурсии.

За основу в своей программе воспитания я взяла концепцию Надежды Егоровны Щурковой, а опорой в моей работе стали: «правило 7У»; «10 заповедей воспитания В.А.Караковского», при создании воспитательной системы учитывала десять «нельзя» В.А.Сухомлинского.

В работе с родителями придерживаюсь «трёх - Со»: Сотрудничество! Сотворчество! Соуправление!

Модель воспитательной системы «Мозаика сердца»

- саморазвитие

- самопознание

-самореализация

Сферы деятельности

Направление рост и развития



Духовно-нравственное

направление

«Ученик и его нравственность»


Взаимодействие с семьей

«Ученик и его семья»


Направление физкультурно-оздоровительное

«Ученик и его здоровье»



Интеллектуальное направление

«ученик и его интеллектуальные способности»


Досуговое

направление

«Общение и досуг ученика»


Гражданско-патриотическое

направление

«Ученик – патриот и гражданин»


познание

игра

общение

творчество

Сферы отношений

межличностные

К школе

разновозрастные

С взрослыми

деятельность

личность

отношения

ученик










































Этапы реализации воспитательной системы.


5 класс

6 класс

7-8 класс

9 класс

Проектирование воспитательной системы

Становление воспитательной системы

Функционирование воспитательной системы

Совершенствование воспитательной системы

- Изучение интересов, потребностей классного сообщества

- организация деятельности по сплочению и развитию классного коллектива

- зарождение социально-педагогического взаимодействия учителей, детей, семьи

- Проектирование желаемого образа класса

- Определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива

- Установление атмосферы взаимопонимания и сотрудничества между ребятами

- развитие классного коллектива формирование чувства «мы»

- укрепление межличностных отношений детей и взрослых

- формирование органов ученического самоуправления

- формирование традиций классного коллектива

- апробирование форм и способов совместной деятельности

- оформление классного коллектива в единое целое

- создание условий для раскрытия потенциала каждого учащегося

- активное развитие органов самоуправления

- формирование индивидуальности классного коллектива

- рост социально-познавательной и творческой активности учащихся

- сохранение и поддержка традиций

- формирование сплоченного коллектива учащихся,

- сохранение и поддержка традиций

- усложнение содержание деятельности

- создание условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.


Ожидаемые результаты:


5 класс

6 класс

7-8 класс

9 класс

- формирование собственного поведения в коллективе, характера

- проявление внутренней позиции ученика

- стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

- выявление потенциальных возможностей школьников

-проявление внутренней позиции

-формирование нравственных понятий

-становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам

-формирование нравственных понятий

- осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как порядочность, взаимоуважение, общительность. Склонность к сотрудничеству

- формирование нравственных позиций учащихся

- накопление опыта нравственного поведения

- формирование у учащихся нравственных качеств и чувств

- повышение уровня эмоционального развития

- совершенствование навыков самоопределения и самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры





При реализации модели «Мозаика сердца» системообразующим фактором является «формирование отношения к Обществу как ценности каждого человека», через экскурсионно-исследовательскую деятельность, познавательные занятия, беседы, творческие дела, интеллектуально-познавательные занятия, игры. Экскурсионно-исследовательская деятельность дает подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют всестороннему развитию личности. Основой реализации данного метода является система организации экскурсий, основывающиеся на принципе «от малого к большому». От истории и традиций родной школы мы переходим к истории своего района, города, страны. Мы сравниваем культуру нашей Родины с культурой других стран и народов. Важнейший принцип, который я учитываю в своей работе как учитель предметник и как классный руководитель – это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения моих учеников как субъектов образования.

Практика показывает, что экскурсионные программы, познавательные занятия помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь наук, то есть способствует реализации межпредметных связей. Во время таких занятий учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Совместные творческие дела, классные вечера совместно с родителями формируют эмоциональную сферу учащихся: чувства прекрасного, ощущение радости познания, желание быть полезным обществу.

Таким образом, разные виды деятельности в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную, развивающую функцию обучения, но в конкретных условиях на первый план может выходить и одна из них.

Ожидаемые результаты:

1. Сплоченность детского коллектива, сформированность навыков совместной деятельности, сотрудничество детей класса, классного руководителя, родителей, педагогов школы

2. Создание благоприятной воспитательной среды, способствующей усвоению учащимися нравственных норм

3. Знание и выполнение учащимися общепринятых социальных норм, основ культуры общения

4. Развитие познавательных интересов

5. Развитость творческой инициативы детей

6. Укрепление взаимопонимания между родителями и детьми

7. Принятие здорового образа жизни

8. Устранение комплексов и психологических барьеров

9. Получение удовлетворенности от совместной творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала ребенка

Выпускник, выйдя из стен школы, должен не только иметь знания по различным предметам, но и минимум правовых, этических знаний, умений, не потеряться во взрослой жизни, приобрести навык общения, организаторские способности, найти свое место и предназначение в жизни.

Воспитательная система «Мозаика сердца» рассчитана на реализацию в течение пяти лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления постоянной цели во многом зависит от взаимодействия и сотрудничества педагогического, родительского и ученического коллектива. Являясь звеном воспитательной системы школы, реализуя общую цель учебного заведения, участвуя во всех школьных делах, класс развивается как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность.

Сегодня я могу говорить о многих достижениях:

Но самое главное наше достижение – сплочение коллектива класса, установление таких взаимоотношений между учащимися, когда каждый не просто слышит своего одноклассника, но радуется вместе с ним, переживает за его неудачи, готов поддержать, предложить помощь. И если один только учится строить такие взаимоотношения, то другие делают это от чистого сердца.

Таким образом, воспитательная система «Мозаика сердца» развивается, успешно функционирует. Её успешность во многом зависит от взаимодействия и сотрудничества педагогического, родительского и ученического коллектива.

Ну и, конечно, в сердце педагога всегда должна жить Любовь! Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к своей профессии, любовь к детям. Воспитательная система «Мозаика сердца» пропитана любовью к каждому ребенку. Именно она является той составляющей, без которой невозможно достичь настоящего, искреннего взаимопонимания.

А мне и счастья большего не надо,

Когда я вижу в их глазах сиянье!

За труд учителя одна лишь есть награда –

Ответный шаг – взаимопониманье.

В.О. Ключевский

Литература

  1. Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.

  2. Гуткин Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.

  3. Закон РФ «Об образовании» 1996 г.

  4. Конституция РФ.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  6. Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».

  7. Национальная доктрина образования РФ.

  8. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.

  9. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе 5-11 классы Н.И. Дектярёва М, «Вако» 2006 год

  10. Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.

  11. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.

  12. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 2004

  13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» М., 2009

  14. Созонов В.П. «Организация воспитательной работы в классе» М., 2006

  15. Степанов Е.Н. «Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика». Псков,2009

  16. Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» Учебно-методическое пособие». Москва, 2010

  17. Научно-методический журнал «Классный руководитель». Москва, 2011, выпуск 3,4.

статья по воспитанию
  • Биология
Описание:

Самым главным в воспитании является построение целостного воспитательного процесса. Именно воспитание названо первоочередным делом в действующей федеральной программе развития воспитания. Выделение доминирующего вида деятельности и установление его связей с другими видами и сторонами жизнедеятельности сообщества детей и взрослых позволяет обеспечить более благоприятные условия для становления раскрытия и развития неповторимости детей, педагогов, родителей.

Выстраивая свою воспитательную систему я,прежде всего, ориентировалась на современные концепции воспитания,нормативно-правовые документы, представленные на слайде, а также запрос родителей.

Автор Богомолова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 31.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 393
Номер материала MA-061810
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓