Главная / Классному руководителю / Статья по теме "Возможности проектирования в повышении творческой активности будущего учителя"

Статья по теме "Возможности проектирования в повышении творческой активности будущего учителя"

Возможности проектирования в повышении творческой активности будущего учителя

Содержательный компонент включает:

  1. Разработку адаптивных учебных программ, стимулирующих к использованию метода проектирования в повышении творческой активности будущих учителей в педагогическом процессе.

  2. Создание образовательных баз данных на основе современных информационно - коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную литературу, содержательную учебную информацию различного вида, программное обеспечение разного типа и другие материалы.

Мотивационный компонент связан с созданием условий и средств, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания, его психологической готовности работать в компьютеризированной среде, повышению творческой активности и квалификации будущего педагога в области использования метода проектирования. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности в использовании метода проектирования в своей дальнейшей деятельности.

Организационный компонент связан с вопросами профессиональной подготовки будущих учителей с учетом уровня сформированной внутренней потребности (ценностной ориентации) и факторов, влияющих на активное применение средств метода проектирования в повышении творческой активности и самообразовании.

На основе перечисленных компонентов можно предложить следующие пути формирования потребности будущих учителей в повышении творческой активности с помощью метода проектирования:

  1. Разработка целенаправленного программно-методического обеспечения.

  2. Обеспечение самоактуализации потребности в применении метода проектирования.

  3. Организация обучения с использованием адаптивных учебных программ.

  4. Создание благоприятных условий для повышения творческой активности в сфере использования метода проектирования.

  5. Развитие у будущих учителей способности накапливать и передавать практический опыт использования метода проектирования в различных условиях.

  6. Разработка системы стимулов по активному применению метода проектирования в процессе самообразования.

  7. Создание комфортных условий для работы в компьютеризированной среде.

Сегодня принципиальная задача обучения в вузе можно сформулировать следующим образом: формирование личности, способной жить и трудиться в условиях «информационного общества».

Самообразование в условиях «информационного общества» предполагает, что каждый индивидуум должен:

  1. Иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания.

  2. Понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах.

  3. Знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться.

  4. Уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения.

  5. Уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию.

  6. Уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед задач.

Решить задачу формирования такой личности возможно в процессе совместной интеллектуальной работы учителей с использованием современных информационно - коммуникационных технологий, которые помогают развивать память, различные виды мышления, учат принимать правильные решения и т.д.

Реализация метода проектирования в повышении творческой активности на практике ведет к изменению позиции будущего учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих будущих учеников. Изменяется и психологический климат в аудиториях, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности будущих учителей, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки метода проектирования со стороны квалифицированных педагогов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа мультимедийного проектирования, так и от темы проекта (его содержания), условий его проведения. Если это мультимедийный исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию метода проектирования в повышении творческой активности будущего учителя:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее будущему учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Возможности проектной деятельности1 в повышении творческой активности будущего учителя таковы:

  1. Проектная деятельность определяет педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению будущими учителями мира культуры и содействующие их собственному становлению.

  2. Проектная деятельность имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования мотивов будущего учителя в освоении деятельности такого вида.

  3. Освоение проектной деятельности будущим педагогом позволяет устранить феномен, который принято называть "информационным дисбалансом образования". Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Творческая активность будущего педагога же формируется и развивается в его деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность.

  4. Проектная деятельность является сущностным компонентом образовательного процесса, присутствующим во всех сферах его педагогической системы.

По существу понятие проектная деятельность является интегральным, и его можно определить как "социально-прогрессивную, творческую деятельность будущего педагога образовательного процесса:

  1. являющуюся диалектическим единством процессов: создания ценностей, норм, знаковых систем, освоения культурного наследия;

  2. направленную на преобразование окружающей его (будущего учителя) действительности педагогического процесса.

Проектная деятельность в повышении творческой активности будущего учителя позволяет:

  1. Рассмотреть и применить логику мультимедийного проектирования педагогических систем, педагогических процессов и ситуаций различной степени общности, сложности и целостности.

  2. Провести диагностику педагогического процесса в применении мультимедийного проектирования как компонента личностных, творческих достижений.

  3. Определить содержание образования: уровни, принципы, критерии, формы проектирования, содержания образования, анализ и оценка педагогических проектов.

  4. Индивидуализировать обучение.

  5. Актуализировать знания и умения.

  6. Позволит каждому участнику учебного процесса выполнять работу в собственном ритме.

  7. Использовать полученные знания на практике.

  8. Чётко планировать свою деятельность, принимая во внимание время, ресурсы, методы и приёмы деятельности.

  9. Видеть начальный, промежуточный и конечный результат деятельности.

  10. Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированного результата.

Для развития теоретических и практических навыков работы с проектной деятельностью будущему учителю необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  1. Проектирование как метод обучения. Технология проектной деятельности.

  2. Что такое проектирование? Цели, задачи, позиции.

  3. Преимущества метода проектирования.

  4. Требования к проектированию.

  5. Типы и признаки проектирования.

  6. Алгоритм работы над проектированием. Стадии проектирования.

  7. Степень ответственности учителя и учеников на каждом этапе выполнения проекта.

  8. Комплексно-целевая программа «Проектирование как вид учебной деятельности».

В использовании проектной деятельности можно выделить следующие положительные моменты:

  1. Проектные работы дают возможность углубить знания.

  2. Помогают выявить склонности и способности.

  3. Развивают интерес к науке, умение работать с литературой, ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать в роли лектора.

Основные принципы проектной деятельности в повышении творческой активности будущего учителя:

  1. Принцип метода актуализации проблем, развитие и поиск новых идей для проектирования.

  2. Принцип введения перспектив проектирования как способ инновационного мышления.

  3. Критерии выбора проектирования.

  4. Организация какого-либо проектирования.

  5. Построение плана проектирования.

Основные принципы управление проектированием:

  1. Принципы подбора команды проекта.

  2. Распределение ролей в команде проекта и инициирование полномочий.

  3. Лидерство в команде, управление командой проекта.

  4. Контроль выполнения этапов проекта как оценка эффективности

В наши дни активно начали развиваться методы управления проектированием такие, как:

  1. Методы управления изменениями.

  2. Управление качеством.

  3. Определение поэтапной и слаженной работы команды проекта.

  4. Управление риском в рамках управления проектированием.

  5. Новые информационные технологии, дающие широкие возможности проще и эффективнее использовать методы и средства управления проектированием для таких целей, как планирование, составление графиков, схем, работ, контроль и анализ проекта в целом, контроль и анализ времени, стоимости, ресурсов и др. .

Эти методы начинают широко использовать не только крупные образовательные учреждения, но и средние школы в самых разнообразных образовательных сферах.

Методы управления проектной деятельностью повышения творческой активности будущего учителя позволяют:

  1. Разработать и обосновать концепцию проектирования.

  2. Оценить эффективность проектной деятельности в повышении творческой активности будущего учителя с учетом фактора риска и неопределенности.

  3. Разработать план проектирования.

  4. Осуществить системное планирование проектирования на всех фазах жизненного цикла.

  5. Подобрать исполнителей (команду) проектирования.

  6. Организовать реализацию проектирования.

  7. Обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями.

  8. Организовать системное управление качеством.

  9. В полной мере учесть, так называемый, «человеческий фактор», оказывающий нередко решающее воздействие на эффективность проектирования в целом.

Каковы же результаты практического применения подхода в проектной деятельности?

  1. Во-первых, в настоящее время курс «Управление проектированием» преподается уже в одном учебном заведении.

  2. В-вторых, практика использования системы «Управление проектированием» доказала ее высокую эффективность и, соответственно, создала реальную потребность в значительном числе специалистов нового профиля: проект - менеджеров высокой квалификации.

Выводы:

  1. Таким образом, сущность метода проектирования заключается в стимулировании интереса к самостоятельной деятельности, постановке целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.

  2. Проектная деятельность обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

  3. Творческая исследовательская деятельность, рассматриваемая в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, имеет две стороны:

    • во-первых, она представляет собой результат исследования, т.е. новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью.

    • во-вторых, является средством развития научных способностей за счёт приобретения новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе.

Любое мультимедийное проектирование проходит ряд фаз (этапов, стадий). Разумеется, для того, чтобы провести проект через все фазы (этапы, стадии), им нужно управлять. В связи с растущими масштабами и сложностью проектирования в условиях многочисленных изобретений в сфере создания проектов стали развиваться и использоваться методы управления проектированием. Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации, инновационные технологии.

1.2 Особенности применения медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей

Особенности применения медиапедагогики2 в процессе обучения будущих учителей как аудиовизуального или звукозрительного образа определялась Ю.Н.Усовым как: "динамическая система пластических форм, которая существует в экранных условиях пространственно-временных измерений и аудиовизуальными средствами передает последовательность развития мысли художника о мире и о себе".
В своих работах Ю.Н.Усов отчетливо формулировал понятие медиапедагогики как
"аудиовизуальной грамотности", как культуры восприятия звукозрительного образа, включающей умения его анализа и синтеза. При этом в основе этого процесса лежит эвристический метод: каждый раз, рассматривая структуру кинообраза, педагог побуждает учащихся разобраться в причинах возникновения эмоциональных впечатлений, прийти к открытию для себя того или иного элемента (план, ракурс, монтаж, время, пространство) в диалектическом и семантическом единстве с другими, частично опережая будущее знакомство с ними, предваряя их изучение.

Будучи не только выдающимся теоретиком, но и талантливым педагогом-практиком, Ю.Н.Усов уже к 1980 году сумел выстроить логичную методику практической реализации своей теоретической концепции об особенностях применения медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей. В начале каждого года обучения аудитории предлагалась небольшая письменная работа. Учащиеся должны были сделать выбор из трех различных тем:

  1. Фильм, который произвел на меня особенно сильное впечатление.

  2. Фильм, который повлиял на мое отношение к себе и окружающим.

  3. Анализ одного эпизода из запомнившегося фильма.

Бесспорно, уже сам выбор той или иной темы в какой-то степени поможет раскрыть педагогу степень аудиовизуальной грамотности обучаемого:

  1. Первую тему обычно выбирали обучаемые, склонные к простому пересказу событий художественного произведения (таких, как правило, большинство).

  2. Вторая тема в значительной степени интересовала обучающихся, для которых больше всего важны социальные и моральные проблемы, затронутые в медиатексте.

  3. Третья тема могла привлечь только самых "продвинутых" в области экранной культуры учащихся - аудиторию с достаточно развитым художественным восприятием, способную проанализировать звукозрительный образ.

Итогом каждого года обучения становилось написание учащимися "контрольной" рецензии на один и тот же совместно просмотренный фильм. В этой рецензии должны были быть отражены вопросы, затрагивающие смысл названия фильма, раскрытие его центральной проблемы в отдельных эпизодах и в целом, в актерской, режиссерской, операторской работе. Написание такой рецензии уже невозможно без определенного уровня знаний и умений, без сформированной аудиовизуальной грамотности.
В своей "эстонской" книге Ю.Н.Усов подробнейшим образом описал практическую реализацию подобных теоретических и методических подходов по отношению к развитию аудиовизуального восприятия, невербального творческого мышления учащихся.

Ю.Н.Усов сформулировал различные уровни медиапедагогики как восприятия киноповествования в школьной аудитории более подробно:

  1. Ассимиляция среды, то есть эмоциональное освоение реальности, представленной на экране.

  2. Уподобление герою:

    • фрагментарная оценка отдельных эпизодов, в которых ярко проявляется характер действующего лица,

    • осмысление событийной канвы, в которой раскрывается логика поведения героя,

    • осмысление логической связи эпизодов, выявляющих характер героя.

  3. Отождествление с автором:

  • осмысление логической связи эпизодов, выявляющих развитие авторской мысли,

  • восприятие формы киноповествования на основе эмоционально-смыслового соотнесения значимых частей,

  • осмысление художественного строя фильма, выявляющего концепцию произведения экранного искусства.

Ю.Н.Усов был убежден, что квалифицированный педагог может научить учащихся видеть мысль, запечатленную в динамике звукозрительного образа.

Будущему учителю для этого необходимо:

  1. Иметь знания об особенностях медиапедагогики как искусства.

  2. Обладать навыками анализа и синтеза повествования и его основного средства - звукозрительного образа.

  3. Пройти определенную систему упражнений, совершенствующих процесс восприятия в практике анализа материала.

В окончательном рассмотрении этого вопроса медиапедагогики по Ю.Н.Усову перед нами открывается мировосприятие художника, его идеологические, философские, эстетические взгляды3. Оценивая их, мы тем самым проверяем, уточняем, формируем и свое отношение к миру, а порой в эмоционально-образной форме искусства заново открываем для себя окружающий мир.

Иначе говоря, развитие медиапедагогики как видео и аудио восприятие в динамике пластических форм пробуждает у учащихся особое эмоциональное напряжение:

  1. Устанавливает ассоциативные связи с конкретным художественным и жизненным опытом зрителя.

  2. На основе их происходит интуитивное постижение развивающихся пластических форм в результате сопереживания с героем и автором.

  3. Последовательно возникают образные обобщения отдельных составных фильма, начиная от кадров, их монтажных соединений в эпизоды, сцены и кончая отдельными частями фильма в целом.

Здесь можно вести речь об изобразительном решении кадра, о пластике, мимике актеров, о крупных планах, выделенных деталях и т.д.
Говоря об особенностях
медиапедагогики по Ю.Н.Усову, отметим, что он на конкретных примерах подчеркивал сходство и отличие медиаобраза от образа литературного, музыкального, живописного и театрального, всякий раз возвращаясь к мысли о том, что специфика медиапедагогики в единстве его динамичной аудиовизуальной и пространственно-временной природы.

Ю.Н.Усов дал свое определение некоторым ключевым понятиям медиапедагогики:

  1. Медиатекст рассматривался как "практический результат реализации мысли», выраженной средствами конкретного вида информации:

  • как ассоциативное пространство эмоционально-смысловых взаимосвязей перцептивных единиц,

  • как форма коммуникации, развивающая мышление, восприятие, культуру общения,

  • как посредник в постижении, осмыслении художественной и объективной реальности.

  1. Медиакультура - как умение "художественно-творческой деятельности», восприятия, интерпретации, анализа аудийного, визуального, аудиовизуального текста.

Рассматривая медиапедагогику, как целенаправленный процесс развития личности обучаемого в системе четырех основных видов деятельности на материале медиаискусств:

  1. Усвоение знаний об медиаискусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни.

  2. Восприятие идейно-художественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной форме повествования.

  3. Интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведения медиаискусства.

  4. Художественно-творческая деятельность в области медиаискусств.

Все четыре вида деятельности создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры4, эстетического развития личности обучаемого на материале медиаискусств: потребностей, образованности, мышления.

Интересно отметить, деятельность в процессе применения мелиапедагогики как развитие:

  1. Творческой деятельности.

  2. Интерпретация результатов восприятия, анализ, воссоздающий реальный процесс восприятия повествования.

  3. Освоение знаний об искусстве.

Понятие медиапедагогики в повышении творческой активности будущего учителя в образовательном процессе непосредственно зависит от того, какие практические задачи использования печати, радио, фотографии, кино, ТВ, видео, компьютерных систем отбирает учитель для специальных занятий для обучаемых5. Эти задачи преследуют различные цели использования средств массовой коммуникации в качестве:

  1. Специфической информации для осмысления событий общественной, политической, культурной жизни.

  2. Технического средства создания и передачи информации о мире

  3. Способы ретрансляции произведений традиционных искусств,
    аудиовизуального текста, интерпретирующего социальные, философские концепции личности в современном мире.

  4. Учебного материала, развивающего мышление, перцептивные способности обучаемых.

  5. Способность создать медиатекст и тем самым практически осмыслить его функциональное назначение.

В конечном счете, особенности медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей сводятся к тому, чтобы воспринимающий (обучающийся) мог "раскодировать" тот художественный или документальный медиатекст (медиапрограмму), который передает ему автор в определенных знаках - в движущемся и озвученном изображении на плоскости экрана. Кроме того, воспринимающий, то есть обучаемый, должен представлять себе в самых общих чертах, как составляется такой медиатекст. Именно поэтому будущему педагогу нужно принимать во внимание такой момент, как использование всевозможных творческих заданий на занятиях, моделирующиих процесс создания различных медиапрограммных произведений.

В качестве таких творческих заданий могут быть использованы:

  1. рисунки на темы медиатекстов,

  2. создание фотофильма,

  3. слайдфильма или видеофильма,

  4. объемной анимации,

  5. написание (пусть примитивных) минисценариев,

  6. рисование крупного и общего плана одного и того же предмета, рисование места действия,

  7. подбор музыки к изображению,

  8. визуального ряда к музыкальному фрагменту,

  9. сочинение реплик для героев в неозвученном фрагменте,

  10. игровую имитацию телепередач и т.д.

Не менее важным представляются коллективные обсуждения фильмов, телепередач, новостей и т.д.. Кратко можно остановиться на содержании, не пересказывая материал в деталях. В процессе краткого пересказа нужно сделать так, чтобы как можно больше обучаемых смогло участвовать в обсуждении.

Словом, особенности применения медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей могут проводиться в различных формах, но должны подчиняться следующим основным принципам:

  1. Расширение зрительского опыта будущих учителей.

  2. Знакомство с языком экрана.

  3. Совершенствование восприятия произведений экрана.

  4. Творческая деятельность будущих учителей как способ освоения экранных произведений.

  5. Использование комплекса различных видов искусств.

Особенности применения медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей 6предполагают развитие и совершенствование способности к развернутому эстетическому суждению, формирование определенной этической позиции обучаемых в связи с ситуациями и героями тех или иных произведений, реализацию художественно-творческого потенциала, расширение и обогащение зрительского опыта, формирование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства как о системе функционирования искусств в жизни общества, взятой с точки зрения средств массовой коммуникации.

Особенности применения медиапедагогики в процессе обучения будущих учителей – достижения и перспективы

Современный этап подготовки специалистов (будущих учителей) охарактеризован как внедрение модели информационных технологий в образовательный процесс, что обусловливается увеличением количества компьютеров, программных продуктов и медиасредств обучения, улучшением их качества, интенсификацией процессов включения новых информационных технологий в учебный процесс7.

Проблемы внедрения компьютерных технологий активно исследуются и достижения используются в практической деятельности, однако целостной образовательной концепции использования компьютерной технологии пока еще не создано. Данная проблема осознается на современном этапе развития науки и вводится целое направление педагогической мысли - медиапедагогика. Оно связано с изучением вопросов педагогической дидактики в условиях использования медиатехнологий. Как отмечают Сузан де Кастел, Мэри Брайсон и Дженифер Дженсон, она связана с созданием образовательной теории использования информационных технологий.

Поднимаются серьезные вопросы медиаэтики и авторского права, уровня доступа к  компьютерным технологиям и социальных последствий этого феномена, позитивного и негативного влияния Internet, возможностей дистанционного обучения и т.п.. Подчеркивается, что развитие медиа ставит проблему дифференциации общества в аспекте доступа к информации и формирования информационной элиты и информационных "нищих". Американский футуролог А. Тоффлер даже утверждает, что: «образуется новая социальная структура общества, в основе которой лежит обладание информацией, приобщенность к интеллектуальным и компьютерным технологиям». Слой населения, обладающий информацией, он называет когнитариатом и именно ему отводит роль определяющего социального слоя или класса.

Совершенствование медиатехнологий приводит к изменению педагогического процесса во всех его компонентах: изменяется роль учителя и обучаемого, происходит расширение информационного пространства урока, становится более разнообразной система контроля, повышается роль четкого оценивания результатов.












Рис.4. Медиапедагогика


1 Клименко, А.В. Проектная деятельность учащихся [Текст]/ А.В. Клименко - М., - 2002. – 163 с.


2 Усов, Ю.Н. Медиаобразование в России [Текст]/ Ю.Н. Усов - М., 1995. – с. 63.


3 Усов, Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников [Текст]/ Ю.Н. Усов - М., 1989. – с. 32.


4 Хилько, Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности [Текст]/ Н.Ф. Хилько – Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001. – 446 с.


5 Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев – М., 1996. - с.152–197.


6 Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис… д-ра пед. наук. - М., 1989. - 32 с.

7 Хомоненко, А.Д. Основы современных компьютерных технологий [Текст]/ А.Д.Хомоненко – М., 1998. – с. 89.


Статья по теме "Возможности проектирования в повышении творческой активности будущего учителя"
  • Классному руководителю
Описание:

Сегодня принципиальная задача обучения в вузе можно сформулировать следующим образом: формирование личности, способной жить и трудиться в условиях «информационного общества».

Самообразование в условиях «информационного общества» предполагает, что каждый индивидуум должен:

1.Иметь возможность доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания.

2.Понимать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах.

3.Знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться.

4.Уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся данные с различных точек зрения.

5.Уметь анализировать и обрабатывать статистическую информацию.

6.Уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед задач.

Автор Грачева Галина Геннадьевна
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 359
Номер материала MA-064307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓