Главная / Русский язык и литература / Статья "Организация внеурочной деятельности по литературе как средство развития творческих способностей обучающихся (на примере работы драматического кружка)"

Статья "Организация внеурочной деятельности по литературе как средство развития творческих способностей обучающихся (на примере работы драматического кружка)"

Организация внеурочной деятельности по литературе как средство развития творческих способностей обучающихся (на примере работы драматического кружка)

В развитии школы можно выделить два типа школ, отражающих знаниевую и жизненно-ориентированную тенденцию развития: «школа интеллектуального типа», в которой главным результатом являются предметные знания, умения выпускников, и «школа жизни», обучение в которой ориентировано на обеспечение связи школы с жизнью, на развитие у учащихся ещё в школе жизненно необходимых умений.

Возникла необходимость привести в соответствие работу массовой школы и запросы рынка, науки, производства. Появление компетентностного образования - это ответ на вызовы общества, его главная идея – это обеспечение органичной связи школы с жизнью, обучение учащихся ещё в стенах школы способности «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков), решать жизненно - ориентированные проблемы. Сегодня общество нуждается в организации «школы жизни» Этому во многом способствует не только система уроков, но и внеурочная деятельность в школе, целью которой является: развитие творческих способностей, воспитание интереса к учебе, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности, сохранение и укрепление здоровья, развитие коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, воспитание толерантности, эстетическое воспитание, стремление к познанию, развитие речи, расширение кругозора.

Быстрому пробуждению и росту творческих возможностей способствует работа школьного драматического кружка как одна из форм театральной деятельности, задачей которой является воспитание эстетических вкусов школьников, формирование умения оценивать произведения искусства, повышать мотивацию обучения, уменьшать физическую усталость школьников. Дети, которые занимаются в кружке, заметно растут, происходит развитие личностного творческого потенциала ребенка, решаются некоторые психологические проблемы, устраняются отклонения в поведении ребенка, развивается у детей чувство ответственности. «Театральные занятия воспитывают у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений» (Театральная самодеятельность школьников. Основы пед. руководства. – М.,1983)

Целью педагогической деятельности в системе данной работы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьников. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к учебному предмету – литература, искусству театра и актерской деятельности. В основу работы кружка положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

Работа кружка направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.

В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят на психодраму. Психодрама – это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я. Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по – новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психологические корректировки в установки человека, работа кружка помогает ребенку самоусовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра становится для детей и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

Наш кружок называется « Дебют». В нем занимаются учащиеся 5 – 11 классов, набор в группу свободный, по желанию учащихся. Коллектив школы убежден, что неталантливых детей нет. Форма занятий – групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно или с участниками конкретного представления. В сценарии могут участвовать дети разных классов в зависимости от необходимости.

Сердцевиной работы кружка является так называемая « игра в поведение». Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, «детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» на занятиях кружка дети избавляются от своих комплексов и неуверенности, приобретают навыки жизненного общения.

К. Роджерс в своей работе «Свобода учиться» приводит пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально – сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый опыт.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в драмкружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работать над характерами персонажей, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать характер персонажа таким, каким они его видят.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н. В. Гоголь так говорил о театре: «Театр – ничуть небезделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Кроме начальных навыков актерской игры, члены драмкружка получают на его занятиях дополнительные гуманитарные знания, воспитывают и развивают в себе культуру чувств. Все это помогает совершенствовать процесс изучения драматургии на уроках литературы. В свою очередь, восприятие на уроках помогает школьникам в работе над ролью на репетициях. Такая взаимосвязь носит повторяющийся циклический характер.

Работа драмкружка направлена прежде всего на удовлетворение потребностей нашей школы. Поэтому кружковцы составляют основное ядро в выступлениях на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участвуют в школьных мероприятиях и мероприятиях поселения, в родительских собраниях, классных часах, конкурсах разных уровней. Чтобы реализовать эту многоплановую задачу, кружковцы организуют постановку отрывков из пьес русских классиков, кукольные спектакли, к которым сочиняют свои собственные пьески, пишут сценарии к разным мероприятиям.

Ежегодно в начале сентября руководитель кружка знакомит учащихся с проектом программы его работы. Кружковцы имеют право внести свои дополнения, изменения; дают оценку, и только после этого программа подается на утверждение в школьную администрацию. При таком подходе у детей происходит раскрепощение психофизического аппарата, а педагогу удается организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия, творческой атмосферы.

Вводные занятия предполагают ознакомление с правилами по ТБ, задачами и особенностями работы драмкружка на новый учебный год. Уже с первых занятий идет ознакомление с лексикой, необходимой в работе. Учащиеся усваивают не только лексическое значение слов, что значительно расширяет их словарный запас, обогащает речь, расширяет кругозор, но и учатся владеть определенными синтаксическими конструкциями, развивают навыки монологической речи, ораторского искусства.

Школьный драмкружок предусматривает различные формы работы: праздники, вечера, литературные гостиные, спектакли и др. Чтобы они успешно претворялись в школьной жизни, надо научить детей – актеров громко говорить, пластично двигаться, взаимодействовать с партнерами

Решить эти задачи помогают сценическая речь, сценическое движение, мастерство актера. Каждому из этих предметов следует уделять хотя бы по 15 мин. на каждом занятии.

После трех – четырех месяцев работы дети начинают лучше говорить, речь их обогащается нюансами и оттенками. Чтобы навыки не терялись, полезно давать детям почитать те или иные стихотворения и прозаические произведения.

Занятия сценической речью не только оттачивают мастерство ребенка – актера, но и сохраняют ему здоровье: укрепляют связки, избавляют от таких болезней, как ларингит, фарингит, сорванное горло.

Сценическое движение – это важнейший элемент актерской выучки. Главная его задача – сделать мышцы ребенка – актера пластичными, а тело научить подчиняться воле исполнителя. Это очень сложно, так как в быту тело обычно живет своей жизнью. На сцене же неподчинение тела приводит к тому, что актер неубедителен, многие интересные находки невозможно воплотить. К основным упражнениям по сценодвижению относятся: разогрев мышц, расслабление и напряжение мышц, растяжки мышц, работа с воображаемыми предметами, элементы пантомимы, «выстрелы», театральное фехтование, легатированное движение

Все упражнения следует выполнять под музыку. Во-первых, так веселее, во-вторых, ребята сразу приучаются к ритму.

Актерское мастерство объединяет все элементы подготовки актера (речь, движение) в единый комплекс, делающий действо понятным.

Так как коллектив разновозрастной, то и формы работы разные: это и создание собственных пьес с младшей группой коллектива («Сказка о том, как дед, баба и внучка Аленушка Ивашку перевоспитали»). Причем роли следует писать под конкретных героев, следует учитывать особенности ребенка, но как бы наоборот. Например, застенчивому ребенку даю роль, наполненную эмоциональным началом. Это поможет ему освободиться от своих природных комплексов. Каждому персонажу следует давать как можно больше черт и качеств характера. Это сделает его более рельефным и жизнеподобным.

С учащимися 7-11классов пробуем силы в создании сценариев к различным школьным праздникам: День учителя, День матери, Новогодний праздник. Сценарий является точным отражением того, что будет происходить во время мероприятия. Он может включать в себя и концерт, и конкурсы, и игры, и т.д.

Самым трудным видом работы является создание инсценировок по литературным произведениям. Этот вид работы мы проводим во втором полугодии не более одного раза в год. При создании пьесы-инсценировки также определяем тему, идею, сверхзадачу, уясняем для себя, кто в произведении носитель основного противостояния (протагонист/герой и антагонист/антигерой); выясняем, в чем основной конфликт между ними. Причем здесь может быть изменен характер поведения как протагониста, так и антагониста. Фантазировать, как говорят специалисты, можно бесконечно. Главное – надо суметь в определенный момент отсечь все лишнее, что уводит в сторону от основного сюжета. Спектакль должен быть интересен и актерам, и зрителям. Главное достижение в работе кружка заключается в том, что дети хотят и с удовольствием выполняют итоговые мероприятия.

Статья "Организация внеурочной деятельности по литературе как средство развития творческих способностей обучающихся (на примере работы драматического кружка)"
  • Русский язык и литература
Описание:

Развитие творческих способностей учащихся во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий. Работа школьного драматического кружка как одна из форм театральной деятельности. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, толерантности, развитие интереса к учебному предмету-литература, коммуникативных способностей; сохранение и укрепление здоровья; расширение кругозора.

Автор Беляева Татьяна Ивановна
Дата добавления 16.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 907
Номер материала 60035
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓