Главная / Логопедия / Статья "Организация, содержание и методы работы по развитию речи вне класса."

Статья "Организация, содержание и методы работы по развитию речи вне класса."

Бурук Наталья Павловна

воспитатель

КГУ СОШИ для детей с нарушением слуха

г.Караганда


Организация, содержание и методы работы по развитию речи вне класса.


Воспитатель вводит своих питомцев в мир человеческого общества опираясь не только на память и речь, но и на эмоции учеников. Известно, что разговорной речи свойственна эмоциональность и выразительность. Подключение эмоциональной сферы общения речи превращает занятие в интересную игру. Внимание учащихся направлено не на выполнение различного рода упражнений, как на уроке, а на содержание и смысл конкретной речевой ситуации.

Овладение разговорной речью во многом зависит от её восприятия. Речевой материал, даваемый ученикам, воспринимается слухо - зрительно, зрительно и на слух. Воспитатель постоянно работает над развитием остаточного слуха слабослышащих школьников и внятным произношением в соответствии с требованием программы того или иного класса.

Речевой материал, который должен усваиваться учащимися, даётся в качестве образца в виде устной речи воспитателя.

Речь воспитателя должна быть естественной, достаточно эмоциональной и выразительной. В разговоре с учениками воспитатель выражает своё одобрение, недоумение, утверждение, согласие или несогласие. Так же как и со слышащими детьми можно сказать строго и весело, пошутить и посмеяться.

Речевой запас школьников расширяется и обогащается за счёт слов, словосочетаний и фраз, необходимость в которых возникает в процессе общения, варьирования речевого материала. Смысловые значения новых слов уточняются благодаря включению их в разнообразные условия общения.

Воспитатель постоянно подводит школьников к высказываниям о том, что имело место в их предшествующем опыте( например: о том, что видели на прогулке, что делали дома во время каникул, как провели праздник).

В содержание обучения входит овладение разговорно – обиходной речью, умение варьировать материал в процессе речевой коммуникации. Речевые умения и навыки закрепляются и обогащаются в связи с участие детей в следующих видах деятельности, в играх, экскурсиях, беседах.

На занятиях по развитию речи вне класса используются разнообразные методы обучения. При выборе метода воспитатель руководствуется положением дидактики, которая утверждает, что метод определяется задачами, содержанием обучения и возрастом учащихся. В зависимости от того, рассказывает, или спрашивает воспитатель, организует наблюдения или практические работы, демонстрирует картины, модели или фильмы, проводит экскурсии или беседы, определяются различные методы обучения: рассказ, беседа, наблюдение, практическая работа демонстрация, экскурсия, игра и т.д.

Использование указанных методов на занятиях по развитию речи слабослышащих школьников за пределами урока имеет свою специфику: они направлены на развитие разговорно – обиходной речи учащихся. Организация словесного общения школьников в разных ситуациях, вооружение их необходимым речевым материалом и воспитание навыка пользоваться этим материалом в общении с окружающими – основные пути, при помощи которых воспитатель решает поставленные задачи на занятиях во внеклассное время.

Использование методов и приёмов обучения требует учёта психофизических особенностей учащихся, уровня речевого развития и предшествующей подготовки.

Чередуя методы обучения и изменяя характер деятельности учащихся на занятии, воспитатель поддерживает интерес учеников и почти исключает утомляемость.

Использование различных методов на занятии и различные коммуникативные условия общения способствуют порождению высказываний. Язык в этих условиях выступает не только как средство общения, но и как средство получения и сообщения новой информации, развития общения школьников.

Каждый ученик должен чувствовать себя равноправным участником разговора, не бояться совершить ошибку. Воспитатель обязан доброжелательно относиться к его высказываниям, создавая, таким образом, возможность для проявления речевой инициативы и самостоятельности.

При планировании занятия по развитию речи вне класса воспитатель продумывает его цели, оборудование и весь ход занятия. Заранее определяется и место его проведения. Темой занятия может быть игра, экскурсия, беседа, встреча и т.п., а так же подготовка к ним или обсуждение результатов участия школьников в том или ином виде деятельности. Учебная цель отражает конкретные речевые умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Например: уметь пользоваться речевым материалом, связанным с игрой, экскурсией, встречей, задавать вопросы и отвечать на них. Воспитательная цель определяется в зависимости от темы и учебной цели занятия. Это может быть воспитание товарищества и взаимопомощи, умение работать в коллективе, уважение к старшим, забота о младших товарищах, воспитание культуры поведения и т.д.

При планировании хода занятия по развитию речи вне класса воспитатель выделяет основные его этапы. Ход занятия не должен копировать урок. Каждый этап занятия по развитию речи вне класса представляет собой организацию словесного общения школьников при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. Этапы занятия необходимо варьировать. В начале занятия воспитатель побуждает детей к разговору о теме и цели предстоящей работы, к обсуждению её плана, а так же знакомит учащихся с новыми словами и предложениями, которые будут необходимы на данном занятии.

В ходе занятия воспитатель создаёт условия для речевого общения учеников своего класса с товарищами по школе, приглашёнными детьми и взрослыми, слышащими сверстниками в связи с участием в играх, викторинах, смотрах, конкурсах, общественно полезном труде и других видах деятельности. В конце занятия проводится обсуждение его результатов и оцениваетсяречь школьников. Оценка речи учащихся является итогом работы по теме, поэтому на каждом занятии она не обязательна.

Описанный ход занятия по развитию речи необходим воспитателю для составления плана работы на каждое занятие, но такой ход занятия не является единственно возможным вариантом. При разработке занятия воспитателю необходимо проявлять инициативу и творческий подход, читывать уровень речевого развития своих питомцев, их предшествующий речевой опыт.

В плане работы на четверть указывается содержание работы по видам деятельности. Необходимо, чтобы в плане прослеживалась последовательность ив речевом развитии учащихся, связь с другими разделами родного языка и внеклассными формами работы.



Литература


  1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх Просвещение. М. 1992 г.

  2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи М, 1977 г.

  3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха М., 1987 г.

  4. Выгодская Г.Л. Обучение слабослышащих дошкольников сюжетно – ролевым играм Просвещение. М., 1975 г.

  5. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей М., 1961 г.

  6. Под редакцией А.Г. Зикеева, В.В. Тимохиной Внеклассная работа по развитию речи в школе слабослышащих Просвещение. М., 1978 г.

  7. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся М, 1976 г.

  8. Зыков С.А. методика обучения слабослышащих детей языку М., 1977 г.

  9. Зыков С.А. Обучение слабослышащих детей языку по принципу формирования речевого общения М, 1961 г.

  10. Зыков С.А. Характеристика процесса обучения слабослышащих детей языку. М., 1977 г.

  11. Колтуненко И.В. развитие речи глухих школьников М., просвещение, 1980 г.

  12. Колтуненко И.В. Содержание и организация работы по развитию речи вне класса в школе – интернате для детей с нарушением слуха. Дефектология, №1, 1996 г

  13. Коровин К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. Педагогика, М.1976 г.

  14. Люблинская А.А. Развитие воспитания и формирования личности ВКН: Педагогика / под редакцией С.П. Баранова, М, 1976 г.

  15. Программы специальных общеобразовательных школ для слабослышащих детей . Просвещение, М, 1988 г.

  16. Речицкая Е.Г.,Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей к обучению в школе Владос, М, 2003 г.

  17. Синяк В.А., Нудельман М.М., Особенности психического развития слабослышащего ребёнка Просвещение, М, 1975 г.

  18. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с нарушением слуха Дефектология № 4, 1978 г.

  19. Сорокина А.И. Дидактические игры Просвещение. М, 1982 г.

  20. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку М. 1973 г.

  21. Шабдурасилова М.Н. О некоторых формах интегрированного обучения детей с нарушением слуха за рубежом Дефектология. №2., 1974г.

  22. Шиколаева Л.В. Основы специального обучения слабослышащих детей М., 1968 г.

Статья "Организация, содержание и методы работы по развитию речи вне класса."
  • Логопедия
Описание:

Воспитатель вводит своих питомцев в мир человеческого общества опираясь не только на память и речь, но и на эмоции учеников. Известно, что разговорной речи свойственна эмоциональность и выразительность. Подключение эмоциональной сферы общения речи превращает занятие в интересную игру. Внимание учащихся направлено не на выполнение различного рода упражнений, как на уроке, а на содержание и смысл конкретной речевой ситуации.
Овладение разговорной речью во многом зависит от её восприятия. Речевой материал, даваемый ученикам, воспринимается слухо - зрительно, зрительно и на слух. Воспитатель постоянно работает над развитием остаточного слуха слабослышащих школьников и внятным произношением в соответствии с требованием программы того или иного класса.

Автор Бурук Наталья Наталья Павловна
Дата добавления 21.09.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 440
Номер материала MA-060813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓