Главная / Другое / Статья на тему:К вопросу о теоретических основах физического воспитания детей дошкольного возраста.

Статья на тему:К вопросу о теоретических основах физического воспитания детей дошкольного возраста.

К вопросу о теоретических основах физического воспитания детей дошкольного возраста


В данной статье освещаются вопросы теоретических основ физического образования детей дошкольного возраста. Определены основные понятия, функционирующие в теории физического воспитания, представлены во взаимосвязи задачи физического воспитания дошкольников, а также описаны формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста.

Теория физической культуры, объясняющая закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в области физической культуры как таковая появилась относительно недавно; ее содержание и предмет едины с общей теорией физической культуры.

Образование есть направленный на создание образа человека процесс обучения, воспитания и развития. Это подразумевает двоякую трактовку понятия "образование": оно является результатом усвоения знаний, умений и навыков, т.е. показателем готовности человека использовать свои способности; а также процессом систематического изменения его качественного состояния, что позволяет нам сделать вывод о том, что, образование в области физической культуры представляет собой готовность ребенка к использованию полученных знаний, умений и способностей для решения двигательных задач посредством физической культуры, развитие телесной рефлексии у ребенка [1, c. 9].

В педагогической науке понятие "образование" понимается следующим образом: это система обобщенных знаний о конкретном явлении, отражающем существенные признаки, несущие отличия данного явления от всех других [2, c. 16]. Касательно теории физической культуры, термины "воспитание" и "образование" являются взаимозаменяемыми, хотя и несколько различающимися в трактовке. Поскольку каждая научная дисциплина разрабатывает свой понятийный аппарат, теория физического воспитания не стала исключением.

Рассмотрим основные понятия теории физического воспитания [2, c. 21-22]:

Физическое развитие -  процесс естественных изменений, происходящих на протяжении индивидуальной жизни ребенка и отражающихся на морфофункциональных свойствах его организма, а также основанных на них психофизических качествах.

Физическое совершенство – это оптимальный уровень физической подготовленности, гармонирующий с психическим развитием и отвечающий требованиям форм жизнедеятельности. Существуют определенные критерии физического совершенства, зависящие от ситуаций социального развития и отражающие запросы общества.

Физическое воспитание является педагогическим процессом, имеющий целью формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства и содействие гармоничному развитию личности.

Физическая подготовленность – соответствие развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям.

Физические упражнения  представляют собой специальные движения, применяемые в качестве средств физического воспитания в целях совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребенка.

Двигательная активность представляет собой основу индивидуального развития и жизнеобеспечения детского организма, поскольку человек живет и развивается благодаря потребности в движении. Двигательная активность носит биосоциальный характер, будучи социально направленной системой воспитания.

Спорт является составной частью физической культуры, системой организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Приведенные понятия составляют фундамент теории физического воспитания.

Система Российского воспитания отводит особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста, поскольку, охватывая период от рождения до семи лет, этот этап ответственен за формирование здоровья, общей выносливости и работоспособности, жизнедеятельности. Именно на протяжении этого времени происходит усиленный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается базис для всестороннего развития физических и духовных способностей, то есть всего того, что требуется для всеобщего гармоничного развития личности посредством целенаправленного педагогического воздействия.

Для правильно построенного процесса физического воспитания характерно соблюдение таких моментов, как установление и последующее строгое соблюдение режима дня, создание и поддержание благоприятного эмоционального микроклимата, правильное питание, закаливание, физические упражнения [3, c. 147].

Систематические занятия физкультурой с детьми дошкольного возраста способствуют улучшению функционирования всех физиологических функций организма, обеспечивая подобным образом резистентность ребенка к заболеваниям, будучи, тем самым, основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни. Таким образом физическое воспитание детей дошкольного возраста преследует глобальную цель подготовки к жизни и трудовой деятельности через овладение двигательными навыками и умениями к началу школьного обучения, способствующими более результативному усвоению школьной программы на дальнейших этапах обучения, а также поддержанию интереса к самостоятельным физическим занятиям.

Стоит также упомянуть наличие неоспоримой тесной связи между формированием физических качеств и интеллектуальным, нравственным и психическим развитием ребенка. Эта связь присуща всестороннему физическому воспитанию дошкольников [4].

Первейшей задачей физического воспитания дошкольников, являющейся общей оздоровительной задачей, представляется охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание, поскольку здоровье определяется нормальной работой всех организма человека.

Помимо этой задачи, в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста также решаются образовательные задачи. К ним относится: формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, выработка навыков правильной осанки, гигиены, получение знаний о физическом воспитании [5, c. 19].

Процесс физического воспитания позволяет решить широкий круг воспитательных задач, поскольку ставит перед необходимостью выработки ежедневной потребности в физических упражнениях, привитии детям любви и интереса к занятиям спортом. Также в процессе физического воспитания дошкольников реализуется трудовое воспитание, являющееся результатом развития способности к быстрому овладению двигательными навыками и воспитанию физических качеств.

Перечисленные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные, - представляют собой систему, на которой базируется процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. При условии одновременного решения совокупности представленных задач ребёнок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития [6, c. 23].

Выделяют следующие формы организации физического воспитания детей:

- физкультурные занятия;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры);

- повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений) [7].

Перечисленные формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста, отвечая общим задачам физического воспитания и развития ребёнка, находятся во взаимосвязи и имеют свои специальные задачи.

Реализация задач физического воспитания детей дошкольного возраста предполагает использование различных средств.

Во-первых, к ним следует отнести гигиенические факторы, соблюдение которых вызывает положительные эмоции, улучшая таким образом деятельность всех систем организма.

Во-вторых, к ним относятся естественные силы природы (солнце, воздух, вода), являющиеся важным средством укрепления здоровья.

В-третьих, как основное средство физического воспитания следует назвать физические упражнения. Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом гимнастика [8, c. 42].

Очевидно, что вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста требует продуманного и серьезного подхода, учитывающего специфику данной возрастной категории, поскольку азы здорового образа жизни закладываются в самом раннем возрасте, определяя последующий образ жизни человека.

  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

  2. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [С. О. Филиппова, О. А. Каминский, Г. Г. Лукина и др.]; под ред. С. О. Филипповой. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

  3. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - Физкультура и спорт, 2006. - 456 с.

  4. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. http://mewo.ru/tumb/13/389/

  5. Шпак В.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы. - Витебск: Изд-во ВГУ, 1997. - 64 c.

  6. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. -СПб.: Питер, 2004.-192с.

  7. Третьякова Е.О. Семья и школа: грани сотрудничества в физическом воспитании школьников. http://festival.1september.ru/articles/644134/

  8. Шпак В.Г. Спортивные упражнения и активный отдых в детском саду. - Мн.: Полымя, 2000. - 72 c.



Статья на тему:К вопросу о теоретических основах физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Другое
Описание:


В данной статье освещаются вопросы теоретических основ физического образования детей дошкольного возраста. Определены основные понятия, функционирующие в теории физического воспитания, представлены во взаимосвязи задачи физического воспитания дошкольников, а также описаны формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста.

Автор Гвоздева Вероника Геннадьевна
Дата добавления 14.09.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 960
Номер материала MA-060725
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓