Антонова
Олеся Владимировна,
преподаватель
первой
квалификационной
категории
АНПОО
«Региональный открытый
социальный
техникум»
Воспитание студенческой молодежи в системе СПО
Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески
развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического,
духовного и экономического преображения российского общества.
Главным противоречием студенческого возраста является естественное
стремление к самопознанию и самореализации и в то же время отсутствие опыта и
внутренней готовности для осуществления этого. В результате личность студента
попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих
новых ценностных ориентации, социальных установок, мотивов поведения.
На студенчество приходится период
активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда
они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу
сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в
направляющей руке и верных ориентирах.
Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку
трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении
среднего профессионального образования важное место, поэтому занимает комплекс
вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные
отношения, то есть с ее воспитанием.
Цель воспитания - формирование гармоничной личности, сочетающей
в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность
и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию.
Задачи воспитания:
1. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
2. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического
сознания, правовой и политической культуры
3. Формирование у преподавателей отношения к студентам как к
субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества).
4. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.
5. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие
гуманистические идеалы культуры.
6. Прививание умений и навыков управления коллективом в различных
формах студенческого самоуправления.
7. Приобщение к университетскому духу института, формирование чувства
институтского корпоративизма и солидарности.
8. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к
здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам,
пьянству, антиобщественному поведению.
Принцип единства обучения и воспитания предполагает присутствие в
учебном процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также
наличие как учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.
Основные формы воспитательной работы в ССУЗе:
Ø Нравственное
воспитание: воспитание сознательной дисциплины, выполнение правил внутреннего
распорядка, Устава техникума; проведение субботников.
Ø Проведение
культурно-массовых мероприятий: автобусные экскурсии по Курской области; посещение Филармонии,
Курского драматического театра им. А.С. Пушкина, музея археологии, кинотеатров;
новогодние праздники; студенческие вечера; День учителя; выпускной вечер;
конкурсы, фестивали Студенческого творчества, вечера встречи выпускников.
Ø Патриотическое
воспитание: воспитание любви к своему Отечеству; воспитание политической
культуры, ответственность за будущую культуру России, изучение государственной
символики; цикл бесед, посвященных государственным праздникам и международным
дням: Международный день защиты детей, День Защитника Отечества, День Победы,
Международный женский день.
Ø Формирование
общей культуры обучающегося: развитие навыков самостоятельного труда, самообразование;
воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к техникуму;
встречи с выдающимися выпускниками ССУЗа; воспитание здорового образа жизни.
Внеучебная воспитательная работа весьма разнообразна, лабильна и
сложна. Этот вид работы эффективно выполняют кураторы студенческих групп.
Внеучебная воспитательная работа включает в себя систему
мероприятий проводимых постоянно и проводимых один раз в год или в несколько
лет.
К первым относится работа студенческих студий, клубов по
интересам, спортивных секций, музыкальных коллективов, органов студенческого
самоуправления и др., а также профилактика наркомании.
К мероприятиям второго типа относятся: «День знаний», «День
науки», «День пожилого человека», «День здоровья», «День студента», «День
борьбы со СПИДом», конкурсы студенческих научных работ, олимпиады по различным
дисциплинам, концерты к праздничным дням, конкурсы красоты, фестивали
студенческого творчества, благотворительные акции, спортивные соревнования,
турпоходы и др.
Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг
друга, связаны положительной обратной связью: улучшение обучения способствует
лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к
повышению эффективности учёбы. Хорошо воспитанный человек, обладающий
ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга,
жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добьётся
более значительных успехов в учёбе по сравнению с менее культурным человеком.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому
составу. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная
передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и
сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и
внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на
студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся ССУЗовская
атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников
техникума.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.