Главная / Классному руководителю / Статья на тему "Воспитание студенческой молодежи в системе СПО"

Статья на тему "Воспитание студенческой молодежи в системе СПО"

Антонова Олеся Владимировна,

преподаватель первой

квалификационной категории

АНПОО «Региональный открытый

социальный техникум»


Воспитание студенческой молодежи в системе СПО

Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного и экономического преображения российского общества.

Главным противоречием студенческого возраста является естественное стремление к самопознанию и самореализации и в то же время отсутствие опыта и внутренней готовности для осуществления этого. В результате личность студента попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых ценностных ориентации, социальных установок, мотивов поведения.

На студенчество приходится период активного жизненного и духовно-нравственного становления молодых людей, когда они, оказавшись вне привычного домашнего круга, впервые лицом к лицу сталкиваются с неизведанным миром сложных отношений и более всего нуждаются в направляющей руке и верных ориентирах.

Из-за отсутствия устойчивых жизненных ценностей молодому человеку трудно самому сформировать свои долговременные жизненные планы. В учреждении среднего профессионального образования важное место, поэтому занимает комплекс вопросов, связанных с подготовкой учащейся молодежи к вступлению в социальные отношения, то есть с ее воспитанием.

Цель воспитания - формирование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию.

Задачи воспитания:

  1. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

  2. Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры

  3. Формирование у преподавателей отношения к студентам как к субъектам собственного развития (педагогика сотрудничества).

  4. Воспитание нравственных качеств, интеллигентности.

  5. Развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.

  6. Прививание умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

  7. Приобщение к университетскому духу института, формирование чувства институтского корпоративизма и солидарности.

  8. Укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.

Принцип единства обучения и воспитания предполагает присутствие в учебном процессе как обучающего, так и воспитательного элементов, а также наличие как учебных, так и внеучебных форм воспитательной работы.

Основные формы воспитательной работы в ССУЗе:

  • Нравственное воспитание: воспитание сознательной дисциплины, выполнение правил внутреннего распорядка, Устава техникума; проведение субботников.

  • Проведение культурно-массовых мероприятий: автобусные экскурсии по Курской области; посещение Филармонии, Курского драматического театра им. А.С. Пушкина, музея археологии, кинотеатров; новогодние праздники; студенческие вечера; День учителя; выпускной вечер; конкурсы, фестивали Студенческого творчества, вечера встречи выпускников.

  • Патриотическое воспитание: воспитание любви к своему Отечеству; воспитание политической культуры, ответственность за будущую культуру России, изучение государственной символики; цикл бесед, посвященных государственным праздникам и международным дням: Международный день защиты детей,  День Защитника Отечества, День Победы, Международный женский день.

  • Формирование общей культуры обучающегося: развитие навыков самостоятельного труда, самообразование; воспитание творческого отношения к учебе, бережного отношения к техникуму; встречи с выдающимися выпускниками ССУЗа; воспитание здорового образа жизни.

Внеучебная воспитательная работа весьма разнообразна, лабильна и сложна. Этот вид работы эффективно выполняют кураторы студенческих групп.

Внеучебная воспитательная работа включает в себя систему мероприятий проводимых постоянно и проводимых один раз в год или в несколько лет.

К первым относится работа студенческих студий, клубов по интересам, спортивных секций, музыкальных коллективов, органов студенческого самоуправления и др., а также профилактика наркомании.

К мероприятиям второго типа относятся: «День знаний», «День науки», «День пожилого человека», «День здоровья», «День студента», «День борьбы со СПИДом», конкурсы студенческих научных работ, олимпиады по различным дисциплинам, концерты к праздничным дням, конкурсы красоты, фестивали студенческого творчества, благотворительные акции, спортивные соревнования, турпоходы и др.

Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, связаны положительной обратной связью: улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повышению эффективности учёбы. Хорошо воспитанный человек, обладающий ответственностью, дисциплинированностью, организованностью, чувством долга, жаждой познания, широким кругозором и гибким мышлением, естественно, добьётся более значительных успехов в учёбе по сравнению с менее культурным человеком.

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.

Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся ССУЗовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников техникума.





4


Статья на тему "Воспитание студенческой молодежи в системе СПО"
  • Классному руководителю
Описание:
  • Статья на тему "Воспитание студенческой молодежи в системе СПО". В данной статье приводятся материалы о принципах и способах воспитания студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования". Раскрыты основные задачи и формы (нравственное, патриотическое, проведение культурно-массовых мероприятий) воспитательной работы в ССУЗе.
Автор Антонова Олеся Владимировна
Дата добавления 24.02.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 635
Номер материала MA-065141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓