Баян
Баян
- один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических
гаpмоник. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах
начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.
Гармоника
произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был
известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества.
Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а
затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно
популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.
В
России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение
Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего
он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в
Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год.
Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине
XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента.
Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.
Если в Европе гармонику
делали музыкальные мастера, то в России наоборот гармоника создавала из
народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое
богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только
формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской
гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и
т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.
Первыми на Руси стали
изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего
с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали
развиваться модели очень маленьких концертных гармоник - ЧЕРЕПАШЕК. Очень
звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более
эксцентрический номер, чем музыка.
Появившиеся вслед за
тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но
саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в
конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую
популярность.
Вятские кустари расширили
диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку).
Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.
Все перечисленные
инструменты имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов
издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название - ТАЛЬЯНКИ.
Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках
нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами чтобы правильно вывести
мелодию .
Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ
кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха.
Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с
левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха
были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг
себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.
Следующим этапом в
развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию
из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и
"двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке
закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ
ВЕНКИ.
В настоящее время все
перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века
тальянки были практически вытеснены хромками. Хромки могут быть
"порядковыми" или "непорядковыми". У непорядковых гармошек
с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд). И
все же этот инструмент был еще очень далек от баяна.
Баян своим появлением
обязан талантливому русскому мастеру - конструктору Петру Стерлигову.
Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915
г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам
делаются фабричные инструменты.
Сделал популярным этот
инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.
Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта,
сказителя и певца Бояна — «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и
существует на Руси баян — инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды
говорить о том, как он выглядит.
В последние годы
некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в
том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно
расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но в то же время
очень усложняет технику игры.
В наше время композиторы
пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм
сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на
баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое
количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается
народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.