Главная / Начальные классы / Статья на тему: "Толерантность детей и взрослых в семье (из опыта работы)"

Статья на тему: "Толерантность детей и взрослых в семье (из опыта работы)"

Толерантность детей и взрослых в семье

(из опыта работы)


«Подлинная школа воспитания сердечности,

душевности, отзывчивости – это семья».

В.А. Сухомлинский.

Одна из актуальных проблем мирового сообщества - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. Одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе является толерантность.

Термин «толерантность» определяется от латинского tolerantia – терпение (снисходительность к чему-либо). Под толерантностью понимают отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Сейчас можно услышать много разных мнений относительно этого понятия, в том числе и негативных. Они сводятся к тому, что, воспитание толерантности – это воспитание равнодушия и беспринципности. Я отождествляю слово «толерантность» с воспитанием таких качеств личности, как уважение человеческого достоинства, права быть иным, милосердие, прощение, сострадание, несклонность осуждать других, умение владеть собой в любой ситуации.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена ростом агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов в нашем обществе. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью. Формирование этого важнейшего качества происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Вопросы воспитания толерантности детей и взрослых представлены в курсе «Семьеведение», в рамках которого я стараюсь формировать у учащихся представление о семейных взаимоотношениях, понятие «дружная семья», учу взаимодействию с близкими родственниками в различных жизненных ситуациях. Параллельно веду образовательную, консультативную и направляющую работу с родителями с целью повысить их педагогический уровень и главным образом повлиять на благополучие и развитие ребёнка в семье.

Необходимость работы именно по этой проблеме у меня возникла после проведения урока по семьеведению на тему: «Семья крепка ладом» в 3 классе. Цель урока: формировать у учащихся представление о семейных взаимоотношениях, подвести к понятию «дружная семья».

Задачи:

  • обогащать представления учеников о семье, об отношениях членов семьи друг к другу;

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к членам семьи.


Дети в ходе урока отвечали на вопросы:

- Что такое «семейный лад»?

- Какие чувства должны царить в семье?

- В какой семье может быть мир и лад?

Учащиеся работали в группах:

- обсуждали различные ситуации, возникающие внутри семьи, предлагали способы их разрешения;

- разрабатывали «Правила любящего сына (дочери)»;


- создавали из ладошек, вырезанных из бумаги, «Цветок счастливой семьи» (на каждом пальчике «ладошки» писали качества и чувства, которые они хотели бы видеть в своей семье). Детские «ладошки» потом были переданы родителям на родительском собрании;

-заполняли анкету о взаимоотношениях со своими родителями внутри семьи (анкетирование проводилось анонимно, участвовало - 25 чел.).

Данное анкетирование выявило некоторые проблемы во взаимоотношениях детей и взрослых.

Предлагаемые вопросы (результаты опроса):

  1. Делишься ли ты с родителями своими проблемами? (Да-40%, нет-12%, иногда-48%).

  2. Помогают ли тебе родители в учебе? (Да-60%, нет-0%, иногда-40%).

  3. Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей? (Да-32%, нет-20%, иногда-48%).

  4. Часто ли родители говорят с тобой «по душам»? (Да-40%, нет-12%, иногда-48%).

  5. Родители чаще ругают тебя справедливо, несправедливо или не ругают совсем? (Справедливо-92%, несправедливо-8%, не ругают совсем-0%).

  6. Применяют ли к тебе в семье физические наказания? (Да-36%, нет-40%, иногда-24%).

  7. Могут ли родители проверять карманы, портфели своих детей, читать их личные записки? (Да-60%, нет-32%, иногда-8%).

Проблемы:

- теряется доверие между детьми и родителями;

- наблюдается дефицит общения;

- применяются физические наказания (60% семей);

- недостаточное уважение к правам личности ребенка.

Данные результаты определили тему родительского собрания: «Толерантность детей и взрослых: в чем она проявляется?»

Форма проведения – «круглый стол».

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность, компетентность родителей по вопросам воспитания детей.

Задачи:

- выявление взаимоотношений между родителями и детьми.

- выработка путей бесконфликтного выхода из спорных ситуаций;

- акцентирование внимания родителей на уважении к правам личности ребенка.

Планируемый результат:

- выявление проблем родителей с собственными детьми;

- укрепление контактов с семьями учащихся;

- укрепление взаимопонимания родителей, детей и учителей;

- формирование у родителей установок на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в семье.

Ход собрания.

I. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности,

необходимость решения этой проблемы.

1.Особенности возраста детей в данный период (9-10 лет):

- ребенок может выходить из-под контроля, может отсутствовать понимание, наблюдантся несовпадение представлений и умения;

- начинает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения, появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат.

- больше проводят времени со сверстниками, усиливается конформизм, игра принимает социальную окраску;

- ребенок вырабатывает свою систему защиты, которая порой проявляется в агрессии, угрозах уйти из дома и т. д. У детей появляются секреты от родителей. И самое главное для родителей – не потерять свой авторитет в глазах ребенка, а порой и завоевывать его заново каждый день, каждый час. А для этого надо выработать правильную тактику и правильный стиль воспитания.

2. Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся (см. выше).


II. Главный вопрос, на который будем пытаться найти ответ в ходе собрания:

- Как не потерять доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми?


III. Выявляю у родителей знания о понятии «толерантность».

Задание:

- Напишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек (пишут на стикерах, прикрепленных на планшете).

Стикеры прикрепляют на доску на «Дерево толерантности» (к нему возвращаемся позже).


IV. Тест для родителей: «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Задача:

предлагаю родителям определить свою собственную толерантность и тип воспитания в семье с целью изменить характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,
каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.


2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.


Результат тестирования:

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. (ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

V. Дается определение толерантности.

Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению,

культуре, политическим взглядам, национальности;

это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.


Цель собрания (для родителей): узнать, как воспитать толерантного человека и как сделать толерантными отношения в семье, а для этого необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей.

VI. Совместно с родителями разрабатывается памятка:

«Правила воспитания толерантных родителей».

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае у ребенка будут формироваться черты толерантной личности:

терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость, способность к сопереживанию,
снисходительность, расположение к другим, чувство юмора, терпимость к различиям,
доброжелательность, гуманизм, умение слушать, несклонность осуждать других, альтруизм.


Возвращаемся к «Дереву толерантности».

(Обсуждение - срываю «листву», если она повторяется или неверная, добавляются новые качества, которые не звучали ранее).


VII. Толерантность – путь к разрешению конфликтов, возникающих дома.

Знакомство со способами решения конфликтных ситуаций:

  1. Юмор – постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации;

  2. Признание достоинств – увидеть хорошие качества в другом участнике конфликта;

  3. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;

  4. Третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;

  5. Анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;

VIII. Обсуждение и разрешение конкретных ситуаций, возникающих в семье, с использованием данных способов (родители могут в ходе обсуждения предложить свой способ решения проблемы).

Сначала ситуации для обсуждения предлагаются учителем.


Ситуация 1. «Оставьте проблему за дверью».

Папа пообещал сыну провести время вместе (сходить на каток), но в назначенный день ссылается на свою занятость и в грубой форме отказывает ребенку.

Идет анализ ситуации, выясняются допущенные ошибки: не сдержал слово, толкнул, оскорбил.


Родители предлагают пути решения в подобной ситуации.

Объяснение с позиции толерантности: сыну не так важно пойти на каток, для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, ведь мальчики стремятся во всем подражать отцу, гордиться и восхищаться им.

Совет папе: оставить проблему за дверью и отвлечься от нее на некоторое время, проведя время с сыном (время можно сократить).

Способ решения проблемы – компромисс.

Ситуация 2. «Ребенок скрыл от родителей плохую отметку».

Способ решения – анализ, помощь родителя в решении проблемы.


Ситуация 3. «Ребенок просит купить ему дорогую вещь».

Способ решения проблемы – убеждение с приведением аргументов.


Родители активно участвуют в диалоге, проявляют заинтересованность.

Затем предлагаю озвучить свои проблемы, которые им не удается решить, попросить совета у других.

Самая волнующая проблема:

«Ребенок не отходит от компьютера, в семье скандалы».

Способы решения проблемы – найти замену, пойти на компромисс.

IX. Подведение итога родительского собрания, принятие решения.

  • Обсудить в семейном кругу проблему толерантного поведения, укреплять взаимопонимание с детьми.

  • Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

  • Сотрудничать со школой (активно участвовать в жизни класса и школы).


Китайская притча «Ладная семья».

Задача: закрепить знания, представления родителей о толерантности, сложившиеся в ходе собрания, акцентировать внимание на главном.



Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

- Спасибо за внимание!

Статья на тему: "Толерантность детей и взрослых в семье (из опыта работы)"
  • Начальные классы
Описание:

В статье описан опыт работы классного руководителя с детьми и родителями по проблеме толерантности.

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и детей в рамках изучения регионального курса "Семьеведение".

Рассматривается взаимодействие детей и взрослых: типы, особенности проявления, пути бесконфликтного выхода из спорных ситуаций, возникающих дома.

Рекомендации, правила, советы, представленные в статье, позволят сохранить теплые, доверительные, дружеские отношения с детьми.


Автор Роман Татьяна Николаевна
Дата добавления 21.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 919
Номер материала 58124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓