Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья на тему «Современные тенденции работы по речевому развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»

Статья на тему «Современные тенденции работы по речевому развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»

Скачать материал

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ОВЗ  

«Бийская общеобразовательная школа – интернат № 1»

 

                                                                             

 

 

                                                             

Тема: «Современные тенденции работы по речевому развитию

детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила:

                                                                                 Важная Людмила Васильевна,

                                                                            учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Бийск 2017 г

 

     Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умение достойно жить в нём. Усвоение ребёнком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни. Целью учебного процесса в школе становится не только достижение знаний, но и создание условий для социальной адаптации и развития психологических особенностей обучающихся, а целью педагогического процесса – развитие нравственной, самодеятельной, творческой личности.

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В младшем школьном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребёнка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребёнка умений для её выполнения. Формирование навыков общения в младшем школьном возрасте – важное условие развития ребёнка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Овладение социальным опытом, правилами поведения, манерами, обычаями, профессиональными навыками происходит в ходе воспитания и обучения, во взаимодействии с окружающими людьми. Включение воспитанников в активную деятельность, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет возможности упражняться и совершенствовать практические, речевые действия, что в свою очередь формирует и укрепляет коммуникативные навыки обучающихся.

   Уроки в младших классах с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) провожу с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, личной симпатии детей друг к другу, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

   Особое внимание уделяю развитию речи, что играет немаловажную роль в дальнейшей социализации обучающихся.

Развитие связной речи учащихся происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, а это основные задачи развития речи обучающихся.

   Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников служат приёмы мнемотехники в связи с тем, что у младших школьников запоминание носит непроизвольный характер,  они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Использую мнемотаблицы на уроках чтения, речевой практики, что позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем- либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных я использую ёлку, обозначения домашних животных – дом.   Традиционно работа по развитию связной речи учащихся ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок по темам уроков. А дидактическим материалом на уроках речевой практики служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для младших школьников с   интеллектуальными и речевыми нарушениями. Как уже было отмечено, в младшем школьном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к стихотворению (желательно на каждую строчку), а затем прочтение стихотворения дети воспроизводят по опорным картинкам.  К числу важнейших задач работы с учащимися с интеллектуальными и речевыми нарушениями, относится формирование у них связной монологической речи. Формирование навыков общения в младшем школьном возрасте – важное условие развития ребёнка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Поэтому развитие речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит на всех уроках, особенно на уроках чтения, речевой практики. Использование мнемотехники при формировании связной речи очевидно, так как задействованы два фактора, облегчающие этот процесс. Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина и др.- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. С помощью символов, которыми могут быть герои сказок, явления природы, действия можно создать различные мнемотаблицы, в чёрно – белом или цветном варианте.     Усиление внимания к личности ученика, принятие её особенности, признание прав ребёнка актуализируют работу по целенаправленному всестороннему, личностному развитию школьников, в том числе формирования у них навыков общения с учётом индивидуальных способностей, возможностей и потребностей уже в младшем школьном возрасте.

    Необходимо подчеркнуть: умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определённых условиях, иначе говоря, в определённой среде. В процессе работы осуществляется тесное взаимодействие специалистов организации (учитель, воспитатель, социальный педагог, педагог – психолог, музыкальный работник, логопед, учитель физкультуры). Сотрудничество всех специалистов способствует успешной работе по формированию у школьников умений и навыков для социализации их в общество.

   Формирование у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социально – бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно – образовательного процесса. Таким образом, социализация является одним из компонентов, влияющих на формирование личности. Личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья формируется позже, сложнее, и, безусловно, требует особого внимания со стороны родителей, педагогов и прочих участников образовательного процесса. Основной задачей для педагогов является облегчить и оптимизировать процесс социализации. Поэтому необходимо помнить об индивидуальном подходе и коррекционных мероприятиях, которые могут быть обеспечены в образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.    Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

2.    Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи. – М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.    Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

4.    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 1979.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья на тему «Современные тенденции работы по речевому развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствие с ФГОС»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В настоящее время система образования в России переживает ряд изменений. С 1 сентября 2016 года вступил в законную силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рекомендована примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ряд других нормативно-методических документов Минобрнауки Российской Федерации и нормативно-правовых актов в области образования. Педагогу приходится сталкиваться с новыми требованиями и условиями. В связи с этим он должен предвидеть тенденции времени, чтобы быть успешным как сегодня, так и в будущем. Какие изменения в профессиональную деятельность педагогов внёс Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Первое, что следует отметить, познакомившись с этим документом – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию обучения и развития ребёнка. Содержание основной общеобразовательной программы образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей учащихся, как во время учебной деятельности, так и во внеурочной. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка ещё в дошкольном детстве. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».В данной статье рассматривается проблема социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, посредством использования элементов мнемотехники при формировании связной речи на уроках в младших классах. Раскрывается эффективность метода моделирования и применение его на практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.03.2020 103
    • DOCX 58.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дзоблаева Алёна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дзоблаева Алёна Владимировна
    Дзоблаева Алёна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 82233
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе