Ролевая
игра на уроках английского языка
Развитие социально-политических и
экономических отношений между странами, а также расширение международных
связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество – все эти факторы
привели к изменению роли иностранного языка в жизни человека – иностранный язык
стал реально значимым, востребуемым.
Иностранный
язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство
взаимопонимания и взаимодействия людей. Общение, по мнению философов,
психологов, социологов, - такой социальный процесс, в котором происходит обмен
деятельностью, опытом, способами деятельности, воплощенными в материальную и
духовную культуру. Общение является одним из важнейших условий формирования
сознания и самосознания личности, стимулятором её развития, условием
формирования её психических свойств. Именно общение является важнейшим условием
правильного воспитания.
Поэтому
иностранный язык – это объективная потребность общества, без которой оно не
может полноценно функционировать и развиваться. Иностранный язык, как и родной,
не существует в обществе изолированно и не может жить своей собственной жизнью.
Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества : экономикой,
политикой, обороной, искусством и т.д.
Следовательно,
основной и ведущей целью обучения иностранным языкам является коммуникативная,
т.е. практическое овладение иностранным языком как средством общения
реализуется при обучении учащихся аудированию, говорению, чтению и письму.
«Коммуникативное
обучение осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как системы
взаимоотношений. Ситуция существует как интегративная динамическая система
социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений
субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования процесса
обучения и служит способом организации речевых средств, способом их
презентации, способом мотивации речевой деятельности, главным условием
формирования навыков и развития речевых умений, предпосылкой обучения стратегии
и тактике общения».(Кузовлев
В.П.)
Учебная ситуация как единица
обучения моделирует ситуацию как единицу общения. При этом она сохраняет все
основные качества общения, воссоздает все многообразие взаимоотношений
общающихся (общественных и личных). Ситуация в коммуникативном обучении
выполняет пять функций: обеспечивает мотивацию речевой деятельности, является
способом презентации речевых средств, обеспечивает перенос речевых навыков, служит
условием развития речевого умения, служит основой организации речевых средств.
Что же такое ролевая игра ? В
методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение
учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической
ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием,
при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств,
выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным
элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает
мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и
эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы,
обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся.
Поиск решения поставленной задачи предполагает естественность общения.
Постановка проблемы и необходимость её решения способствуют также развитию
критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного
продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое
мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Исследователи
разработали определенные правила ролевых игр, а именно :
- Учащийся должен уметь поставить себя в
ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
- учащийся должен адаптироваться к своей
роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого
себя, в других – взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевых игр необходимо
вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение
должно соответствовать их роли;
- единицы иностранного языка должны быть
использованы в целях коммуникации, а не для их закрепления.
Методисты
выделяют пять категорий ролей :
1) врожденные,
т.е. определяющие пол и возраст участника игры,
2) приписанные, т.е.
национальность или принадлежность к той или иной социальной группе,
3) приобретенные, (конкретизирующие
профессию),
4) действенные, т.е.
предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу),
5) функциональные, т.е.
определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение
сочувствия).
Как считают методисты, наиболее важными
при обучении иностранному языку представляются две последние категории ролей. В
частности, функциональные роли могут рассматриваться как минимальные
коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. А действенные
помогают выбрать путь решения поставленной задачи.
Некоторые методисты отмечают, что дети с
удовольствием погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки
не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными. Поэтому очень
важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному
разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется
размещение полукругом, когда учащийся находится в контакте и с учителем, и с
товарищами.
В
ролевой игре выделяются три этапа :
- подготовительный,
-
собственно игра,
-
заключительный.
Подготовительный
этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который
знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка
дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После
проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап,
который предусматривает выполнение определенных заданий (например, написать
статью в газету по проблеме, письмо другу и т. д.)
В
зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры
могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах – самый
простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся
должны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут
проводиться по-разному. Некоторые авторы считают, что все подгруппы должны
играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от
одной группы к другой. Но есть и такой вариант: когда подгруппы играют по
очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы
принять участие в дальнейшем обсуждении.
Заслушивают
внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку,
одна её сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации,
о проблеме, которую надо решить. На обратной стороне – информация о данном
действующем лице, указывается возможная линия его поведения.
Что касается моей работы, то я, исходя
из уровня подготовки наших студентов, практикую большей частью работу в парах.
Например, на первом курсе изучается тема «Знакомство». Вводятся необходимые
лексические единицы (студенты должны знать речевой этикет, обращения, принятые
в Великобритании, США)- How do you do? How
are you? Let me introduce you to Mr. Black., Glad to meet you., обращения (Mister,
Mistress, Miss), выражения вежливости (I’m
sorry, Excuse me, I beg your pardon). Здесь можно использовать анкету в
ситуации : «Вы хотели бы поехать в Англию. Вы приходите в турбюро и заполняете
анкету, отвечая на вопросы турагента».
На
втором курсе при изучении темы «Семья» можно использовать такую ситуацию: «Вы
находитесь в США в американской семье, являясь участником программы обмена
студентами. Члены американской семьи (на карточке указываются их имена,
возраст, профессия, род занятий) хотели бы узнать побольше о вашей семье. Какие
вопросы они могли бы задать ? Что бы вы ответили на них ?» Эта ролевая игра
проводится в подгруппе. В подготовительном этапе повторяются различные типы
вопросов: общий, специальный, альтернативный, разделительный, естественно,
необходимая лексика по теме, проводится работа над страноведческим текстом, в
котором идет речь о том, какие вопросы можно задавать человеку при знакомстве,
какие вопросы нетактичны.
Для
использования ролевой игры очень благоприятна тема «Покупки»: как отдельная
тема для изучения на первом курсе, так и как подтема при прохождении
темы «Путешествие». Вводится необходимая лексика по темам «Магазины»,
«Продукты», «Одежда», повторяются формулы вежливого обращения: Can I help you? What
would you like? What can I do for you?, вводятся диалоговые реплики по теме :How
much does it cost? What is the price of ...? Have you a ... of my size? и т. д.
Разыгрывается
ролевая игра (чаще в парах) по ситуации, например «Подготовка к Новому году. Вы
готовитесь к встрече Нового Года. Вы составили меню праздничного стола. Что вы
купите в магазине? Разыграйте диалог между продавцом и покупателем.»
Или другая ситуация: «У вашего друга
(подруги) день рождения. У вас есть 300 рублей. Что бы вы хотели купить не
очень дорогое, но в то же время полезное для него? Попросите продавца помочь
вам». На втором курсе предварительно вводится грамматическая тема
«Неопределённые местоимения some, any, no, наречия a lot of, much, many,
(a) few, (a) little».
Изучая
страноведческий материал, можно использовать ролевую игру в форме телепередачи,
например, «Счастливый случай», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Вообще,
телепередача - это очень увлекательная форма ролевой игры, создающая
естественный, увлекательный, знакомый фон для включения любого содержательного
и языкового материала, она придает игровой характер обычным учебным действиям.
Для старших подростков привлекательны передачи соревновательного и познавательного
характера. Отобрав телепередачи с учебными целями, следует решить, какой аспект
телепередачи можно использовать как опору для ролевой игры: содержание
передачи, её форму или только персонажей.
Такую
ролевую игру провожу, например, на третьем курсе в конце первого семестра,
когда заканчивается изучение темы «Англоязычные страны». При изучении темы
тренируется определенная лексика (лежит, находится, граничит, омывается,
столица, крупные города, реки, сердце страны, достопримечательности, знаменитые
люди и т. д.), грамматический материал (употребление артиклей, временные формы
английского глагола (гр. Simple), множественное число имен
существительных). В процессе подготовки преподаватель дает задание посмотреть
данную телепередачу по телевидению, затем совместно с учащимися намечает общий
ход игры: выбираются ведущие, составляются команды, в наличии зрительская
аудитория, (жюри «Что? Где? Когда?» или выбираются игроки). Поскольку ход и
содержание игры уже известны ребятам, особое внимание уделяется языковой
подготовке ведущих, необходимо помочь им подготовить
интересные вопросы для участников игры, об их отношении к спорту, искусству, о
музыке, семье, колледже, моде, своей стране.
Ролевая
игра в форме телепередачи «Поле чудес» позволяет «вывести» ребят как в
монологическую, так и в диалогическую форму речи, отрабатывать изучаемый
материал по любой теме.
Ученики
по очереди вращают игровой барабан, и пока он крутится, ведущий
(учитель) беседует с учащимися на различные темы : о семье, учебе, увлечениях и
т. д.
Взяв
форму данной передачи за основу ролевой игры, использую её как итоговый урок
по различным темам :”American holidays”,
“Famous Americans”, “Sport and health”, “New Year and Christmas”и т. д.
Заслуживают
внимания также и так называемые «ролевые карты». Каждый участник
получает карточку, одна её сторона одинакова для всех (содержит информацию о
ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить). Обратная
сторона содержит информацию о данном действующем лице, указывает на
возможную линию его поведения.
Итак, pолевая
игра – это обучение в действии, повышающее качество обучения;
- это в высшей степени мотивирующий
фактор, так как игра вызывает интерес учащихся, особенно в плане
непредсказуемости развязки;
-дает учащимся опору: подсказывает,
какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной
конкретной ситуации;
- сопровождается, как правило,
эмоциональным подъёмом, что положительно влияет на качество обучения, повышает
его эффективность.
Ролевая
игра – это прием, который помогает учащимся совершенствовать речевые умения и
навыки в диалогической речи, а также испробовать свои силы в актерском
мастерстве.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.