Ролевая игра на уроках английского языка.
Развитие социально-политических и экономических отношений между
странами, а также расширение международных связей, вхождение нашего государства
в мировое сообщество – все эти факторы привели к изменению роли иностранного
языка в жизни человека – иностранный язык стал реально значимым, востребуемым.
Иностранный язык стал в полной
мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и
взаимодействия людей. Общение, по мнению философов, психологов, социологов,
есть такой социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью,
опытом, способами деятельности, воплощенными в материальную и духовную
культуру. Общение является одним из важнейших условий формирования сознания и
самосознания личности, стимулятором её развития, условием формирования её
психических свойств. Именно общение является важнейшим условием правильного
воспитания.
Поэтому иностранный язык – это
объективная потребность общества, без которой оно не может полноценно
функционировать и развиваться. Иностранный язык, как и родной, не существует в
обществе изолированно и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан
со всеми сферами жизнедеятельности общества : экономикой, политикой, обороной,
искусством и т.д.
Следовательно, основной и ведущей
целью обучения иностранным языкам является коммуникативная, т.е. практическое
овладение иностранным языком как средством общения реализуется при обучении
учащихся аудированию, говорению, чтению и письму.
«Коммуникативное обучение
осуществляется на основе ситуаций, понимаемых как системы взаимоотношений.
Ситуция существует как интегративная динамическая система социально-статусных,
ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения. Она
является универсальной формой функционирования процесса обучения и служит
способом организации речевых средств, способом их презентации, способом
мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и
развития речевых умений, предпосылкой обучения стратегии и тактике
общения.»(Кузовлев В.П.)
Учебная
ситуация как единица обучения моделирует ситуацию как единицу общения. При этом
она сохраняет все основные качества общения, воссоздает все многообразие
взаимоотношений общающихся (общественных и личных). Ситуация в коммуникативном
обучении выполняет пять функций: обеспечивает мотивацию речевой деятельности,
является способом презентации речевых средств, обеспечивает перенос речевых
навыков, служит условием развития речевого умения, служит основой организации
речевых средств.
Что же такое ролевая игра ? В методической литературе ролевая игра
определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других
людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором
учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в
роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр
является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность
высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра
, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную
активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной
задачи предполагает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость
её решения способствуют также развитию критического мышления у учащихся. И,
наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного
решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и
контраргументировать, убеждать собеседника.
Исследователи разработали
определенные правила ролевых игр, а именно :
- Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может
возникнуть в реальной жизни ;
- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации,
при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя
воображаемую роль ;
- участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все
происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли ;
- единицы иностранного языка должны быть использованы в целях
коммуникации, а не для их закрепления.
Методисты выделяют пять категорий
ролей :
1) врожденные,
т.е. определяющие пол и возраст участника игры,
2) приписанные, т.е. национальность или
принадлежность к той или иной социальной группе,
3) приобретенные,
т. е. конкретизирующие профессию,
4) действенные, т.е.
предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу),
5) функциональные,
т.е. определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение
сочувствия).
Как считают методисты, наиболее важными при обучении
иностранному языку представляются две последние категории ролей. В частности,
функциональные роли могут рассматриваться как минимальные коммуникативные
блоки, из которых складывается ролевая игра. А действенные помогают выбрать
путь решения поставленной задачи.
Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием
погружаются в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень
активно в них участвуют, боясь показаться смешными. Поэтому очень важно
подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего следует по-иному разместить
учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение
полукругом, когда учащийся находится в контакте
и с учителем, и с товарищами.
В ролевой игре выделяются три
этапа :
-подготовительный,
- собственно игра,
- заключительный.
Подготовительный
этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который
знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры. Подготовка
дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После проведения ролевой игры
необходимым элементом является заключительный этап, который предусматривает
выполнение определенных заданий ( например, написать статью в газету по
проблеме, письмо другу и т. д.)
В зависимости от цели занятия и
уровня подготовленности учащихся ролевые игры могут проводиться в парах, в
подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах – самый простой вид ролевых игр. Здесь можно
использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу
вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Некоторые авторы
считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель
контролировать их работу, переходя от одной группы к другой. Но есть и такой
вариант : когда подгруппы играют по очереди : одна подгруппа играет, а
остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем
обсуждении.
Заслушивают внимания и так
называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна её сторона
одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме,
которую надо решить. На обратной стороне – информация о данном действующем
лице, указывается возможная линия его поведения.
Что касается моей работы, то я, исходя из уровня подготовки наших
студентов, практикую большей частью работу в парах. Например, на первом курсе
изучается тема «Знакомство».Вводятся необходимые лексические единицы (студенты
должны знать речевой этикет, обращения, принятые в Великобритании, США)- How do you do? How
are you? Let me introduce you to Mr. Black., Glad to meet you., обращения Mister? Mistress, Miss, выражения вежливости I’m sorry, Excuse me, I beg your pardon. Здесь можно использовать анкету в ситуации :
«Вы хотели бы поехать в Англию. Вы приходите в турбюро и заполняете анкету,
отвечая на вопросы турагента».
На втором курсе при изучении темы
«Семья» можно использовать такую ситуацию : «Вы находитесь в США в американской
семье, являясь участником программы обмена школьниками. Члены американской
семьи (на карточке указываются их имена, возраст, профессия, род занятий.)
хотели бы узнать побольше о вашей семье. Какие вопросы они могли бы задать ?
Что бы вы ответили на них ?» Эта ролевая игра проводится в подгруппе. В
подготовительном этапе повторяются различные типы вопросов :общий, специальный,
альтернативный, разделительный, естественно, необходимая лексика по теме,
проводится работа над страноведческим текстом , в котором идет речь о том,
какие вопросы можно задавать человеку при знакомстве, какие вопросы нетактичны.
Для
использования ролевой игры очень благоприятна тема «Покупки» : как отдельная
тема для изучения на первом курсе, так и как подтема при прохождении темы
«Путешествие». Вводится необходимая лексика по темам «Магазины», «Продукты»,
«Одежда», повторяются формулы вежливого обращения : Can I help you? What would
you like? What can I do for you? , вводятся диалоговые реплики по теме :How much does it cost? What is
the price of the skirt? Have you a suit of my size? и т. д.
Разыгрывается ролевая игра (чаще
в парах) по ситуации, например «Подготовка к Новому году. Вы готовитесь к
встрече Нового Года. Вы составили меню праздничного стола. Что вы купите в
магазине? Разыграйте диалог между продавцом и покупателем.» Или другая
ситуация. «У вашего друга (подруги) день рождения. У вас есть 300 рублей. Что
бы вы хотели купить не очень дорогое, но в то же время полезное для него?
Попросите продавца помочь вам». На втором курсе предварительно вводится
грамматическая тема «Неопределённые местоимения some, any, no,
наречия a lot of, much, many, (a) few, (a) little».
Изучая страноведческий материал,
можно использовать ролевую игру в форме телепередачи, например, «Счастливый
случай», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Вообще, телепередача- это очень
увлекательная форма ролевой игры, создающая естественный, увлекательный,
знакомый фон для включения любого содержательного и языкового материала, она
придает игровой характер обычным учебным действиям. Для старших подростков
привлекательны передачи соревновательного и познавательного характера. Отобрав
телепередачи с учебными целями, следует решить, какой аспект телепередачи можно
использовать как опору для ролевой игры : содержание передачи, её форму или только
персонажей.
Такую ролевую игру целесообразно
проводить, например, на третьем курсе в конце первого семестра, когда
заканчивается изучение темы «Англоязычные страны». При изучении темы
тренируется определенная лексика (лежит, находится, граничит, омывается,
столица, крупные города, реки, сердце страны, достопримечательности, знаменитые
люди и т. д.), грамматический материал (употребление артиклей, временные формы
английского глагола (гр. Indefinite), множественное число имен существительных).
В процессе подготовки преподаватель дает задание посмотреть данную телепередачу
по телевидению, затем совместно с учащимися намечает общий ход игры :
выбираются ведущие, составляются команды, в наличии зрительская аудитория,
(жюри «Что? Где? Когда?» или выбираются игроки).Поскольку ход и содержание игры
уже известны ребятам, особое внимание уделяется языковой подготовке ведущих,
необходимо помочь им подготовить интересные вопросы для участников
игры, об их отношении к спорту, искусству, о музыке, семье, колледже, моде,
своей стране.
Ролевая игра в форме телепередачи
«Поле чудес» позволяет «вывести» ребят как в монологическую, так и в
диалогическую форму речи, отрабатывать изучаемый материал по любой теме.
Ученики по очереди вращают
игровой барабан, и пока он крутится, ведущий (учитель) беседует с учащимися на
различные темы : о семье, учебе, увлечениях и т. д.
Взяв форму данной передачи за
основу ролевой игры, можно использовать её как итоговый урок по различным темам
:”American holidays”, “Famous Americans”, “Sport and health”, “New Year and Christmas”и т. д.
Заслуживают внимания также
и так называемые «ролевые карты». Каждый участник получает карточку, одна её
сторона одинакова для всех (содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме,
которую надо решить). Обратная сторона содержит информацию о данном
действующем лице, указывает на возможную линию его поведения.
Итак, Ролевая игра – это
обучение в действии, повышающее качество обучения;
- это в высшей степени мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает
интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
-дает учащимся опору :подсказывает, какими речевыми моделями можно
выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
- сопровождается, как правило, эмоциональным подъёмом, что положительно
влияет на качество обучения , повышает его эффективность.
Ролевая игра – это прием, который
помогает учащимся совершенствовать речевые умения и навыки в диалогической
речи, а также испробовать свои силы в актерском
мастерстве.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.