Главная / Начальные классы / Статья на тему "Развиваем познавательную активность учащихся на уроках в начальных классах (1 класс)"

Статья на тему "Развиваем познавательную активность учащихся на уроках в начальных классах (1 класс)"

Цель образования 21 века: уметь жить, уметь работать, уметь жить вместе, уметь учиться. Одна из современных педагогических технологий-технология проблемного обучения. Её цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Это последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

Анализ практики обучения детей на уроках показывает, что, к сожалению, далеко не всегда учителя поддерживают необходимую познавательную активность детей. Практически до 70% вопросов, с которыми учителя обращаются к детям, требуют от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер: учитель показал, объяснил - ребёнок добросовестно повторил. Дети почти не задают педагогу встречных вопросов. А если и задают, то некоторые учителя не поддерживают их, считая, что они нарушают заданную логику занятия. В результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. Школьники не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Как добиться активности школьников. Как сделать, чтобы их деятельность на уроках стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной. Прежде всего необходимо уточнить, что является показателем активной мыслительной деятельности школьников на уроках. Их несколько: - наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;

- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать.

- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;

- умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их,

- умение выдвигать новую познавательную задачу;

Способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Активизация мышления детей на уроках достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, технологий. Задача педагога – вызвать у детей интерес, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний. Опыт показывает, что интерес к знанию в большей мере связан с тем, понимает ли школьник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием урока, связать его с практической деятельностью. Полезно в начале урока использовать занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, мальчик с пальчик может быть освобождён из темницы только при условии, если решит задачу Бабы Яги: три раза по – разному разложит на группы разные геометрические фигуры. Но он не знает, как это сделать. Надо помочь мальчику освободиться. Как правило, дети с удовольствием включаются в поиск правильных оснований для группировки фигур. Хорошо, когда в самой постановке цели урока перед ребёнком встаёт конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались две машины; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать среду обитания. Разрабатывая конструкт урока, учитель учитывает ряд условий:

- развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

- интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка должна быть разнообразна; Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;

- следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы;

- материал должен быть трудным, но посильным. Слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создаёт радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность;

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом школьников, тем интереснее он для них;

- эмоциональность педагога, его умение поддерживать и направлять интерес к содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей. Организуя интеллектуально – практическую деятельность, учитель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми. Пробуждают мыслительную и познавательную активность вопросы и задания:

- требующие установления сходства и различия (чем похожи и не похожи хвойные и лиственные деревья, квадрат и треугольник, книга и тетрадь.) Чем менее очевидно различие и сходство, тем интереснее его обнаружить;

- требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов (как ты узнал, что в банке и в кувшине воды поровну. Что ты узнал, выполнив задание);

- связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (почему эти предметы плавают, а эти тонут. Почему у утки на лапах перепонки, а у курицы их нет);

- предполагающие прогнозирование результатов действия (что произойдёт, если разрезать по этой линии до конца);

- требующие подтверждения или опровержения выдвинутых положений примерами из личного опыта (где вы её видели. Где ещё может пригодиться этот приём).

Учитель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Например, определить, в какой среде живёт неизвестное им животное, изображенное на картинке. Объяснить, какую надо взять бумагу из предложенной, чтобы сделать лодку, которая дольше других будет плавать в воде.

Выполняя последнее задание, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычисляют объект познания, обследуют его свойства, потом приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности.

Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.

Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления. Например, упражнения в словесном описании предмета проходят в виде игры «Что предмет рассказывает о себе». Принимая на себя роль предмета, ребёнок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые и т. д.). Такое описание предмета придаёт детским высказываниям эмоциональный характер. Затем ребятам предлагается более сложное задание: «Задай вопрос и узнай, что задумали». Самостоятельно формулируя вопросы, выделяя из них существенные и несущественные для выполнения задания, дети получают практику проблемного поиска. Им становится понятным, что вопросы обладают разной степенью информативности. Есть такие, которые важно выяснить с самого начала, чтобы правильно вести поиск. Это, например, вопросы типа: «А то, что ты задумал, живое или неживое». Если живое, то надо выяснить, где оно живёт или где можно встретить, чем питается, особенности внешнего вида, отдельные повадки. Если выясняется, что задуманный предмет неодушевлённый, следует задать вопросы о том, сделан ли он руками человека или нет, где его можно встретить, что с его помощью можно сделать, из чего сделан, каковы его размер, цвет, форма. Привыкнув играть в вопросы, дети начинают применять их самостоятельно в жизни. Учитель стремится развить у детей гибкость мышления.

Большой интерес вызывают проблемные ситуации типа: «Нравится – не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах, функциях, которые им нравятся, а затем, поглядев на предмет с другой стороны, выясняют, какие, на их взгляд, он имеет недостатки, что их не удовлетворяет в нём, что нужно изменить, чтобы предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков. В таком плане может проходить обсуждение самых разных предметов. В результате у детей формируется критический взгляд на вещи, появляется желание их изменить, развивается очень ценная творческая способность к изобретательству. Главное, чтобы учитель в таких ситуациях проявлял живой интерес к высказываниям детей, побуждал поиски новых решений проблем, поддерживал самые невероятные замыслы и фантазию детей. Полезной для развития умственной активности детей является ситуация «всё узнаем о предмете», в которой развивается умение вглядываться в предмет и на основе ряда признаков делать умозаключения и предположения. Например, дети рассматривают обычный карандаш и отвечают на такие вопросы, как: подумайте и скажите, этот карандаш старый или новый. (Надо дать оценку внешнего вида). Часто ли рисовали этим карандашом или он лежал без дела? (Оценивается размер карандаша, его грифель.) Почему вы так думаете? Что не умели или не любили делать дети, которые пользовались этим карандашом? (Не умели оттачивать, так как грифель сильно стёрт.) А что ещё делали дети с этим карандашом? (Видны следы зубов.) Почему нельзя грызть карандаш? Как вы думаете, о чём мечтает этот карандаш и что нужно сделать, чтобы он был доволен своей жизнью? Придумайте историю о карандаше. В подобных беседах у детей развивается способность анализировать, формируются любознательность, воображение, творческие способности. После таких проблемных обсуждений можно перейти к более сложным ситуациям, требующим активной мыслительной деятельности, типа «Расскажи о прошлом, настоящем и будущем этого предмета.» В таких ситуациях ребёнку нужно мобилизовать весь объём знаний о предмете, усвоить новые знания, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои предположения. Например: что было с этой книгой до того, как она попала в библиотеку? Кто её создал? О чём мечтали люди, создавшие эту книгу? Существовала ли эта книга до того, как её отпечатали в типографии? О чём мечтала книга, когда лежала на полке в магазине? Сбылись ли её мечты? Можно ли сказать, что она довольна сейчас своей жизнью? Требует ли книга ремонта? Какое у книги будущее? В подобных ситуациях обсуждения близких детям й школьников. Школьников привлекают вопросы, выходящие за пределы их непосредственного личного опыта. Они часто приносят книги, картинки с изображением первобытных людей, охотящихся на мамонтов, древних воинов, рыцарей, незнакомых животных, птиц, фантастические картинки на космические темы. Нужно поддерживать таких ребят, их желание узнать новое, направлять познавательную активность. Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи-шутки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми чисто практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Ребята выдвигают предположения о ходе и путях решения, проверяют или отвергают их нередко до начала практического осуществления задуманного. Всё это говорит о целенаправленности поиска и умственной активности.

В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Статья на тему "Развиваем познавательную активность учащихся на уроках в начальных классах (1 класс)"
  • Начальные классы
Описание:

Данная статья поможет в развитии познавательной активности учащихся на уроках в начальных классах.Целью образования 21 века является умение жить, умение работать, умение жить вместе, умение учиться. Одна из современных педагогических технологий - технология проблемного обучения. Её цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Это последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания.

Активизация мышления детей на уроках достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, технологий. Задача педагога – вызвать у детей интерес, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний. Опыт показывает, что интерес к знанию в большей мере связан с тем, понимает ли школьник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием урока, связать его с практической деятельностью.

Автор Коваленкова Нонна Рудольфовна
Дата добавления 14.11.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 44
Номер материала MA-068523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓