Статья на тему: «Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения»
Подготовила: воспитатель СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4
г.о.Сызрани
Становление личности
ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от
системы сложившихся отношений, от общения с другими людьми. Природа
межличностных отношений, в которых находится ребенок, влияет на его развитие,
воспитание, формирование его личности. Именно в межличностных отношениях
проявляются индивидуальные качества ребенка как личности -
эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности,
усвоенные нормы и правила поведения.
Специальные исследования
таких отечественных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др., свидетельствуют о том, что психическое
здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Среди эмоций
детей нередко существенное место занимают не только положительные, но и
отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой
ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.
Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный
тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности
человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Исследователями
отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями
психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,
враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во
взаимоотношениях с окружающими.
В современных
условиях наблюдается увеличение количества детей,
имеющих различные зрительные нарушения. Недостатки зрительного восприятия
приводят к формированию нечетких, неясных образов и представлений,
отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ,
сравнение, обобщение и пр.), что ведет к затруднениям при обучении детей в школе,
усвоению учебного материала. Также данные исследований показывают, что
нарушение зрения значительно сужая сферу чувственного познания, влияет на общие
качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Нарушение зрения
детей влияет и на формирование личностных качествах человека. Часто дети
чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит
к замедлению интеллектуального роста. Тифлопсихологами подчеркивается, что одна
из основных причин развития негативных эмоций и чувств
(отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство
враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и
отношений к незрячему ребенку.
Н.Н. Будай в
дифференциации детей без нарушений зрения и слуха и с нарушениями отмечает, что
дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику: у детей отмечается
повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую
эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики,
недостаточно компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают
мимические проявления эмоций других людей, недостаточная или слабо
развитая рефлексия.
В психологической
литературе выделятся следующие особенности эмоциональной сферы детей с
нарушением зрения:
1. Представление о
жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они
пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления
действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе
подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми
очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость
обучения детей жестам.
2. У детей с нарушением
зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их
модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально
видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый
чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается
амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.
3. Дошкольники с
неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений
тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения,
своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в
движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении
какой-либо деятельности.
Е. П. Ермаков
рассматривая понятие эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением
зрения, определяет его как отрицательное самочувствие в различных социальных
ситуациях. Е. П. Ермаков отмечает, что эмоциональное неблагополучие,
связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может
приводить к двум типам поведения.
К первой группе относятся
дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые; безудержность
эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При
возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто
проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами,
грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения:
покраснение кожи, усиление потоотделения и т. п. Негативные эмоциональные
реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.
Вторую группу составляют
дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них
обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в памяти, но при их
проявлении дети более сдержанны. Для таких детей характерно
обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто
сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями
с воспитателями или сверстниками.
Махортова Г.Х. проведя
ряд исследований, сделала вывод, что существует зависимость между
характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных
переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворительный с психологической точки
зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной
эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом
видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах
сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в
свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. Результаты ее
исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной
напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они
предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и
невнимательны.
Е. Гаспарова
отмечает, что существенной причиной, которая вызывает эмоциональное
неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его
внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению
страхов.
А. И. Захаров
полагает, что неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства
воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную
почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или
телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение
интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее.
А. И. Захаров говорит, что постоянное запугивание приводит к тому,
что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают
острый эмоциональный дискомфорт.
Многие исследователи
отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенная
тревожность. И. П. Подласый обращает внимание на выводы
ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то
есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся
ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой
против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением
зрения:
- повышенная
возбудимость, напряженность, закрытость;
- страх перед всем новым,
необычным;
- неуверенность в себе,
заниженная самооценка;
- ожидание неприятностей,
неудач;
- стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
- безынициативность,
пассивность;
- склонность помнить
больше плохое, чем хорошее;
- боязнь общения с новыми
людьми;
- неумение владеть своими
чувствами, нытье, плаксивость.
По мнению психологов, у
незрячих значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие
эмоции как вина, страх, обида. У большинства они связаны с
"социальными страхами" общения с другими людьми, в том числе с
представителями другого пола. Исследователи, анализируя отношение
детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со
зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие
внутренние конфликты и неадекватность поведения.
Когда ребенок поступает
в школу, то возникает значимое личностное
новообразование - внутренняя позиция школьника, которая обеспечивает
направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к
школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». Если
важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не
удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие,
выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе
со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.
По мнению Крайниковой
Т.А., своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития
школьников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей,
их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического
здоровья. Такой подход будет стабилизировать эмоциональные состояния детей и
их адаптацию в школе.
Эмоционально-волевая
сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные
учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать
всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными,
желанными и любимыми в нашем мире.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.