Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья "Компетентностный подход в обучении младших школьников"

Статья "Компетентностный подход в обучении младших школьников"

Скачать материал

Приходько Т.М.,

учитель начальных классов

 

«Компетентностный подход в обучении младших школьников»

 

            Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

            Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют  формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Я использую компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаю поисковым методам обучения, осуществляю оценивание образовательных достижений (технология портфолио).  Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых  невозможно получить результат.

С первого класса   включаю в свои уроки  задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Покажу на примере математики.

Задание.  Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

а)             Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

                                                                  

                                                            дм                                        дм

 

 

 

                                                                                     

                                                                                       дм

 

 

б)             Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Проанализируем задание, какое оно?

1)     задание комплексное. Почему? (состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность)

2)     задание продуктивное (наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся)

3)     Какие компетенции формируем? Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.

4)     межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»

5)     Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

 

Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

          1**6                   14 > *                     1* < *

          12 < **                    1* = *3                     *0 =  **

2.   Продолжи ряд чисел:  410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3.   Попытайся решить уравнение.

                                            37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но  представлена в учебниках  всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи,  объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.

 

начиная с первого класса у младших школьников формирую задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаю 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

- Найди и исправь ошибки.

2 лист:

- В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

- В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.

 

В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

В современных учебных программах  отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:

Задание. Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это центнеров?

 Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.

 

Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

В ходе учебного занятия даю ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и приобрести коммуникативно-значимые качества личности. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

·           игровые приемы,

·           задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, рассказ от первого лица (рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

·           повествование от имени предмета «История из жизни горошины»);

·            комплимент (сказать комплимент литературному герою);

·           сказка в заданном ключе (введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку);

·            изменение сказочной развязки (придумать другое окончание сказки, рассказа).

Для формирования диалогового общения друг с другом применяю следующие упражнения:

·           Ролевое чтение;

·           Ролевые диалоги;

·           Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);

·           Придумать разговор героев произведения по телефону;

·           Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

            В результате школьники должны приобрести коммуникативные УУД: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают свое мнение.

            Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

            В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Компетентностный подход в обучении младших школьников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. В данной статье представлены разнообразные приемы обучения, направленные на развитие и формирование ключевых компетенций обучающихся уроках математики, литературного чтения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.09.2020 107
    • DOCX 51.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черняева Любовь Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Черняева Любовь Валентиновна
    Черняева Любовь Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66087
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 288 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 098 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе