Главная / Начальные классы / Статья "Компетентностный подход в обучении младших школьников"

Статья "Компетентностный подход в обучении младших школьников"

Приходько Т.М.,

учитель начальных классов


«Компетентностный подход в обучении младших школьников»


Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.

Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Я использую компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаю поисковым методам обучения, осуществляю оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.

С первого класса включаю в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Покажу на примере математики.

Задание. Вова наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него появились.

  1. Два муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?

hello_html_2b461f7e.gif

дм дм




дм


  1. Первый муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс второй. Сколько травинок принёс второй муравей?

Проанализируем задание, какое оно?

  1. задание комплексное. Почему? (состоит из двух простых задач, их решение - это многооперационная деятельность)

  2. задание продуктивное (наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся)

  3. Какие компетенции формируем? Предметные компетенции: а) развитие умений решать текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.

  4. межпредметная компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»

  5. Ключевые компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).


Пример «открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4 см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.

Продуктивные задания.

1. Преврати, если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.

1* < *6 14 > * 1* < *

12 < ** 1* = *3 *0 = **

2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.

3. Попытайся решить уравнение.

37 - х = 50

Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.


начиная с первого класса у младших школьников формирую задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.

Задание на развитие оценочных умений. Ученикам выдаю 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:

1 лист:

- Найди и исправь ошибки.

2 лист:

- В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.

3 лист:

- В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.


В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.

В современных учебных программах отражаются технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:

Задание. Чтобы засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это центнеров?

Информационные проекты в обязательном порядке предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.


Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания младших школьников.

В ходе учебного занятия даю ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и приобрести коммуникативно-значимые качества личности. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

  • игровые приемы,

  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, рассказ от первого лица (рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

  • повествование от имени предмета «История из жизни горошины»);

  • комплимент (сказать комплимент литературному герою);

  • сказка в заданном ключе (введение в название сказки нового объекта, например «Лиса, журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку);

  • изменение сказочной развязки (придумать другое окончание сказки, рассказа).

Для формирования диалогового общения друг с другом применяю следующие упражнения:

  • Ролевое чтение;

  • Ролевые диалоги;

  • Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);

  • Придумать разговор героев произведения по телефону;

  • Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

В результате школьники должны приобрести коммуникативные УУД: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают свое мнение.

Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников.

В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.


Статья "Компетентностный подход в обучении младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. В данной статье представлены разнообразные приемы обучения, направленные на развитие и формирование ключевых компетенций обучающихся уроках математики, литературного чтения.

Автор Приходько Тамара Михайловна
Дата добавления 02.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 834
Номер материала MA-060981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓