Приходько
Т.М.,
учитель
начальных классов
«Компетентностный
подход в обучении младших школьников»
Компетентностный
подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует
возможность использовать его элементы, в частности особую организацию
познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные
технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного
опыта учащихся.
Образовательные
программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности
средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и
экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Я
использую компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные,
парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаю
поисковым методам обучения, осуществляю оценивание образовательных достижений
(технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности
формировать функционально грамотную личность, способную использовать
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится
важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых
умений, без которых невозможно получить результат.
С первого класса включаю в свои уроки задания
компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к
творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой
ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности,
многооперационные задания.
Покажу на примере математики.
Задание. Вова
наблюдал за жизнью муравьев. Помоги ему ответить на вопросы, которые у него
появились.
а)
Два
муравья выбежали из муравейника в противоположных направлениях. Через некоторое
время расстояние между ними было 14 дм. На каком расстоянии от муравейника в
это время находился первый муравей, если второй отбежал от муравейника на 8 дм?
дм дм
дм
б)
Первый
муравей принёс в муравейник 12 травинок. Это на 5 травинок больше, чем принёс
второй. Сколько травинок принёс второй муравей?
Проанализируем
задание, какое оно?
1) задание
комплексное. Почему? (состоит из двух простых задач, их решение - это
многооперационная деятельность)
2) задание
продуктивное (наличие сюжета создаёт новую ситуацию для учащихся)
3) Какие
компетенции формируем? Предметные компетенции: а) развитие умений решать
текстовые задачи; в) усвоение приёма вычитания из чисел с переходом через
разряд в пределах 20; в) вычисления с именованными числами; г) работа со
вспомогательной моделью (схематический чертёж) текстовой задачи.
4) межпредметная
компетентность - связь сюжета задач с предметной областью «Окружающий мир»
5) Ключевые
компетентности: а) интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в
схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска
решения); б) коммуникативная (анализ условий задач в устной форме; обоснование
своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в
проверке решения).
Пример
«открытого» задания. Начерти прямую линию. Поставь на ней точку
А. Отложи на этой прямой отрезок АБ длиной 4
см и отрезок АК длиной 7 см. Найди длину отрезка БК. Подсказка: ответов больше, чем один.
Продуктивные задания.
1.
Преврати,
если возможно, записи Юли в верные равенства и неравенства.
1*
< *6 14 > * 1*
< *
12 < ** 1* = *3
*0 = **
2.
Продолжи ряд
чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.
3.
Попытайся решить уравнение.
37 - х = 50
Если
уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое преобразование, чтобы
его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта преобразований.
Коммуникативная
компетентность в большей мере формируется в процессе изучения
предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной
школы и достаточно широко. Она формируется по разному:
-
Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся
словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.
начиная
с первого класса у младших школьников формирую задатки компетентности,
которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки
после выполнения задания:
-
Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя.
Сравни свой ответ с ответами других ребят.
Задание
на развитие оценочных умений. Ученикам выдаю 3 листа с верно и неверно
решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять
ошибок, часто встречающихся у младших школьников. Например, для первоклассников
могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену
действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого
в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно
даются следующие инструкции:
1
лист:
-
Найди и исправь ошибки.
2
лист:
-
В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.
3
лист:
-
В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.
В данном задании проявляется формирование
контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в
выявлении нарушения инструкции и ее переоценке.
В современных учебных программах отражаются
технологии проектной деятельности: решение жизненных (компетентностных) задач,
информационные проекты, игровые ситуации. Так, например, задания урока
математики по теме «Единицы площади» носят практический характер:
Задание.
Чтобы
засеять один квадратный метр, фермеру нужно 300г семян. Сколько килограммов
семян ему нужно, чтобы засеять участок площадью 10 а, 20 а? 1га? Сколько это
центнеров?
Информационные проекты в обязательном порядке
предполагают групповую форму работы, как правило, долговременную и внеклассную.
Литературное
развитие – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания
младших школьников.
В ходе учебного занятия даю ученику возможность не
только повысить свои учебные достижения, но и приобрести
коммуникативно-значимые качества личности. Для создания
эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
·
игровые
приемы,
·
задания,
направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения,
рассказ от первого лица (рассказать от лица цапли о том, как она угощала
журавля;
·
повествование
от имени предмета «История из жизни горошины»);
·
комплимент
(сказать комплимент литературному герою);
·
сказка
в заданном ключе (введение в название сказки нового объекта, например «Лиса,
журавль и мудрая сова», сочинить новую сказку);
·
изменение
сказочной развязки (придумать другое окончание сказки, рассказа).
Для формирования диалогового общения друг с другом
применяю следующие упражнения:
·
Ролевое
чтение;
·
Ролевые
диалоги;
·
Работа
в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);
·
Придумать
разговор героев произведения по телефону;
·
Инсценирование
произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
В
результате школьники должны приобрести коммуникативные УУД: умение общаться со
сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные
отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся
видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают свое мнение.
Таким
образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых
компетентностей младших школьников.
В
процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции
младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные
задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается
в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию,
обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами
моделирования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.