Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»

Статья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»

Скачать материал

Романова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

первой категории

 

 

 

 

«Коммуникативная направленность

преподавания русского языка в школе»

 

 

         Д.С. Лихачев написал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорить, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: Мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…»

         Выполнить социальный заказ общества — подготовить учащихся к жизни, научить речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей — школе в полной мере не удается.

         Учащиеся умеют проводить лингвистический анализ слов, словосочетаний, предложений, но не могут написать деловое или личное письмо, не умеют выступить на собрании или образно, эмоционально рассказать о своих впечатлениях, достаточно легко определяют часть речи, но не умеют воспользоваться словом, чтобы обеспечить точность, выразительность высказывания.

         Сегодня мало кто выступает против такого понимания цели обучения русскому языку в школе (научить речевому поведению). Споры и дискуссии возникают в основном вокруг вопросов, связанных с тем, какое содержание и какие средства позволяют наилучшим образом реализовать указанную цель.

         Так, например, А.В. Дудников прежде всего предлагает провести уточнение и упорядочение лингвистического содержания школьного курса русского языка в соответствии с его гуманистическим обновлением.

         Г.А. Золотова считает, что успешному обучению практическому и творческому владению языком могут способствовать два условия: обеспечение перехода от грамматики предложения к функционально-коммуникативной грамматике текста и внимание к эстетической стороне речи.

         В современной школе традиционный курс русского языка не лишен речевого компонента. Программа представляет систему развития речи. Основное внимание в ней удаляется обучению писать сочинение и изложение.

         Между тем для жизненной практики важно научить школьников ориентироваться в речевой ситуации. Нужно сформировать у выпускников школы умения:

-     пользоваться различными видами чтения (ознакомительным, изучающим…);

-     воспринимать слышимую речь в различных ситуациях общения (на лекции, собрании…);

-     свободно пользоваться устной речью (сообщение, доклад, отчет…);

-     создавать письменные тексты (тезисы, конспект, реферат…).

         Учителю постоянно приходится корректировать цель обучения языку, делал акцент на коммуникативно-практические задачи. Например, при изучении темы «местоимения» можно поставить такие коммуникативные цели.

         1 урок. Местоимение как часть речи. Сформировать умение употреблять местоимение в качестве средства связи предложений в тексте.

         2 урок. Личные местоимения. Сформировать навыки употребления личного местоимения в собственных высказываниях.

         Цель каждого урока можно сформулировать так — научить школьника использовать изучаемую лингвистическую единицу в своей речи. Нужно поставить учащихся перед необходимостью решать коммуникативные задачи, особенно ситуативно-тематические:

-     знакомство, представление;

-     портрет, характер;

-     культура, искусство и т.д.

Можно по опорным словам дать оценку поступку ученика. Опорные слова: мне кажется, я считаю, мне хотелось бы и т.д. Провести творческую работу по группам: сочинение на темы «Не сидится…», «Взгрустнулось…», «Вечер…» и т.д. Оценить коммуникативные качества ученика по психологической шкале:

-     общительность,

-     аргументированность,

-     смелость,

-     доброжелательность,

-     краткость и т.д.

Особое место занимает вопрос о методах и формах обучения, о взаимоотношениях между обучающими и обучающимися (учитель и ученик соответственно не как субъект и объект обучения, а как соучастники учебной деятельности). Процесс обучения языку на коммуникативной основе строится по принципам:

-     меньше механической тренировки, больше включения репродуктивной деятельности учащихся в новые ситуации;

-     меньше фронтальных, больше коллективных форм работы.

Такие и подобные методы и формы работы позволяют учителю научить школьников владеть языком как средством общения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Д.С. Лихачев написал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорить, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: Мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…» Выполнить социальный заказ общества — подготовить учащихся к жизни, научить речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей — школе в полной мере не удается.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 545 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.11.2020 205
    • DOCX 1.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бозова Ольга Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бозова Ольга Станиславовна
    Бозова Ольга Станиславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92542
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 158 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов