Главная / Русский язык и литература / Статья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»

Статья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»

hello_html_m1f48ca49.jpg

Романова Ольга Владимировна

учитель русского языка и литературы

первой категории





«Коммуникативная направленность

преподавания русского языка в школе»



Д.С. Лихачев написал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорить, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: Мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…»

Выполнить социальный заказ общества — подготовить учащихся к жизни, научить речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей — школе в полной мере не удается.

Учащиеся умеют проводить лингвистический анализ слов, словосочетаний, предложений, но не могут написать деловое или личное письмо, не умеют выступить на собрании или образно, эмоционально рассказать о своих впечатлениях, достаточно легко определяют часть речи, но не умеют воспользоваться словом, чтобы обеспечить точность, выразительность высказывания.

Сегодня мало кто выступает против такого понимания цели обучения русскому языку в школе (научить речевому поведению). Споры и дискуссии возникают в основном вокруг вопросов, связанных с тем, какое содержание и какие средства позволяют наилучшим образом реализовать указанную цель.

Так, например, А.В. Дудников прежде всего предлагает провести уточнение и упорядочение лингвистического содержания школьного курса русского языка в соответствии с его гуманистическим обновлением.

Г.А. Золотова считает, что успешному обучению практическому и творческому владению языком могут способствовать два условия: обеспечение перехода от грамматики предложения к функционально-коммуникативной грамматике текста и внимание к эстетической стороне речи.

В современной школе традиционный курс русского языка не лишен речевого компонента. Программа представляет систему развития речи. Основное внимание в ней удаляется обучению писать сочинение и изложение.

Между тем для жизненной практики важно научить школьников ориентироваться в речевой ситуации. Нужно сформировать у выпускников школы умения:

  • пользоваться различными видами чтения (ознакомительным, изучающим…);

  • воспринимать слышимую речь в различных ситуациях общения (на лекции, собрании…);

  • свободно пользоваться устной речью (сообщение, доклад, отчет…);

  • создавать письменные тексты (тезисы, конспект, реферат…).

Учителю постоянно приходится корректировать цель обучения языку, делал акцент на коммуникативно-практические задачи. Например, при изучении темы «местоимения» можно поставить такие коммуникативные цели.

1 урок. Местоимение как часть речи. Сформировать умение употреблять местоимение в качестве средства связи предложений в тексте.

2 урок. Личные местоимения. Сформировать навыки употребления личного местоимения в собственных высказываниях.

Цель каждого урока можно сформулировать так — научить школьника использовать изучаемую лингвистическую единицу в своей речи. Нужно поставить учащихся перед необходимостью решать коммуникативные задачи, особенно ситуативно-тематические:

  • знакомство, представление;

  • портрет, характер;

  • культура, искусство и т.д.

Можно по опорным словам дать оценку поступку ученика. Опорные слова: мне кажется, я считаю, мне хотелось бы и т.д. Провести творческую работу по группам: сочинение на темы «Не сидится…», «Взгрустнулось…», «Вечер…» и т.д. Оценить коммуникативные качества ученика по психологической шкале:

  • общительность,

  • аргументированность,

  • смелость,

  • доброжелательность,

  • краткость и т.д.

Особое место занимает вопрос о методах и формах обучения, о взаимоотношениях между обучающими и обучающимися (учитель и ученик соответственно не как субъект и объект обучения, а как соучастники учебной деятельности). Процесс обучения языку на коммуникативной основе строится по принципам:

  • меньше механической тренировки, больше включения репродуктивной деятельности учащихся в новые ситуации;

  • меньше фронтальных, больше коллективных форм работы.

Такие и подобные методы и формы работы позволяют учителю научить школьников владеть языком как средством общения.

Статья «Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе»
  • Русский язык и литература
Описание:

Д.С. Лихачев написал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорить, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: Мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…»

Выполнить социальный заказ общества — подготовить учащихся к жизни, научить речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения, применительно к различным сферам деятельности людей — школе в полной мере не удается.

Автор Шукшина Татьяна Николаевна
Дата добавления 24.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 467
Номер материала 60132
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓