Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья " Использование различных форм познавательной деятельности как залог успешности обучения"

Статья " Использование различных форм познавательной деятельности как залог успешности обучения"

Скачать материал

  Использование различных форм познавательной деятельности как залог успешности обучения

Сметанина Н.В.

учитель

 русского языка и литературы

МБОУ СОШ №45

г. Новосибирск

 

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его эмоций, речи, творческих начал, поэтому ее изучение требует не созерцательного и пассивного восприятия, а активности, применения на уроках разнообразных форм, методов и приемов обучения.    

 Целью данной статьи является раскрытие системы работы учителя по  использованию  на уроках литературы различных форм познавательной деятельности учащихся.

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределе­ния учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звень­ев учебной работы и режимом - временным и пространственным "

Одной из главных задач учителя считаю развитие познавательного  интереса школьников. Знания ученика будут прочными, если являются результатом его собственной работы. На уроках стараюсь создавать условия для того, чтобы каждый ученик мог реализовать себя, ощутить  радость учебного труда. Для этого использую индивидуальную форму познавательной деятельности.

Преимущества индивидуального подхода:

·        позволяет учитывать особенности каждого ребенка сообразно его подготовке и возможностям,

·        обеспечивает возможность развития способностей учащихся в полном объеме (работа с одаренными детьми),

·        способствует воспитанию самостоятельности учащихся,

·        служит подготовкой для занятий самообразованием,

·        обеспечивает устранение трудностей в обучении отдельных  школьников,

·        развивает умение работать с книгой, пользоваться справочной литературой, анализировать, обобщать, делать выводы.

Индивидуальные особенности учащихся стараюсь максимально учитывать как  на уроке (различные виды самостоятельных работ), так  и  в системе домашних заданий. Нередко предлагаю несколько вариантов домашней работы разной степени сложности.

Одним из путей реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения, применяемая при коллективной (групповой) форме познавательной деятельности.  Это организация таких учебных  занятий, при которых познавательная задача ставится перед определенной парой учащихся, объединенной  одинаковой степенью обученности и уровнем  выработанных умений и навыков (пары однотипного состава):

- «Очная ставка»: пара разыгрывает встречу литературных героев разных произведений, у которых есть что-то общее. Возможные пары: Андрий Гоголя – Пьетро Миссирилли Стендаля; Тарас Бульба – Маттео Фальконе П.Мериме.

- Импровизации:

а) репродуктивный тип: импровизация заданной проблемной ситуации, в ходе которой ученики в парах используют роли персонажей ситуации;

б) продуктивный или творческий тип: ученики самостоятельно создают проблемную ситуацию, а затем показывают, как герои находят выход из нее. Для этого школьники должны освоить произведение: понять его особенности, художественную структуру, разобраться в характере персонажей.

В деятельности пар однотипного состава большое место занимает само- и взаимоконтроль.

Весьма эффективным способом работы со слабоуспевающими детьми является такая коллективная форма познавательной деятельности, при которой учащиеся объединяются в разнотипные пары. В этом случае сильный ученик играет роль обучающего. В качестве учителя может выступать и школьник, успевающий слабее, что позволяет ему стать более собранным, активным, обязательным и уверенным в себе.

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях, становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать других, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Ближайшая цель  участника занятий - учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе.

Одним из эффективных способов активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся является игра: она адекватна школьному возрасту, находится в тесном взаимодействии с основными психологическими особенностями подростков. Главным фактором, стимулирующим детей в игре, является сама игровая группа, игровой коллектив. Воодушевление, энтузиазм чаще проявляются именно в коллективных действиях.  Игра способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща.

В процессе решения игровых задач, которые предлагаются ребятам в различных учебных целях, вместе с появлением интереса к игровой деятельности возникает и более активное отношение к тому, с чем знакомит детей учитель, что предлагает усвоить, обобщить, систематизировать. Таким образом, на основе интереса к игре у детей формируется интерес к неигровой, то есть учебной деятельности.

Коллективная (групповая) форма порождает взаимную ответственность, внимание, способствует развитию речевой культуры, придает процессу обучения психологический комфорт, создает обстановку открытого пространства. Радость познания и общения, ситуация успеха усиливает процесс мышления, ученик перестает быть объектом обучения и становится сотрудником в решении задач урока.

 Таким образом, использование различных форм познавательной деятельности является залогом успешности обучения, так как способствует

·        формированию литературоведческой, коммуникативной и культуроведческой  компетенций,

·        активизации обучения,

·        повышению уровня качества успеваемости,

·        развитию творческого воображения,

·        формированию устойчивой мотивации к изучению литературы.

Выбор той или иной формы организации познавательной деятельности и их сочетание зависит от учебно-воспитательных задач, содержания учебного материала и возможностей класса.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья " Использование различных форм познавательной деятельности как залог успешности обучения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовки выпускников, способных -самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь применять их на практике; готовых к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 190 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.04.2020 132
    • DOCX 19.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булыгина Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Булыгина Светлана Васильевна
    Булыгина Светлана Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84109
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе