Использование различных форм познавательной деятельности как залог успешности
обучения
Сметанина Н.В.
учитель
русского языка и
литературы
МБОУ СОШ №45
г. Новосибирск
Литература
занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его
эмоций, речи, творческих начал, поэтому ее изучение требует не созерцательного
и пассивного восприятия, а активности, применения на уроках разнообразных форм,
методов и приемов обучения.
Целью данной статьи является раскрытие системы работы
учителя по использованию на уроках литературы различных форм
познавательной деятельности учащихся.
Под формой организации познавательной деятельности следует понимать
«… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия
учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения
учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и
пространственным "
Одной из главных задач учителя считаю развитие познавательного
интереса школьников. Знания ученика будут прочными, если являются результатом
его собственной работы. На уроках стараюсь создавать условия для того, чтобы
каждый ученик мог реализовать себя, ощутить радость учебного труда. Для этого
использую индивидуальную форму познавательной деятельности.
Преимущества индивидуального подхода:
·
позволяет учитывать
особенности каждого ребенка сообразно его подготовке и возможностям,
·
обеспечивает возможность
развития способностей учащихся в полном объеме (работа с одаренными детьми),
·
способствует
воспитанию самостоятельности учащихся,
·
служит
подготовкой для занятий самообразованием,
·
обеспечивает
устранение трудностей в обучении отдельных школьников,
·
развивает
умение работать с книгой, пользоваться справочной литературой, анализировать,
обобщать, делать выводы.
Индивидуальные особенности учащихся стараюсь максимально
учитывать как на уроке (различные виды самостоятельных работ), так и в системе
домашних заданий. Нередко предлагаю несколько вариантов домашней работы разной
степени сложности.
Одним из путей реализации индивидуального подхода
является дифференциация обучения, применяемая при коллективной (групповой)
форме познавательной деятельности. Это организация таких учебных занятий,
при которых познавательная задача ставится перед определенной парой учащихся,
объединенной одинаковой степенью обученности и уровнем выработанных умений и навыков
(пары однотипного состава):
- «Очная
ставка»: пара разыгрывает встречу литературных героев разных произведений, у
которых есть что-то общее. Возможные пары: Андрий Гоголя – Пьетро Миссирилли
Стендаля; Тарас Бульба – Маттео Фальконе П.Мериме.
-
Импровизации:
а) репродуктивный
тип: импровизация заданной проблемной ситуации, в ходе которой ученики в парах
используют роли персонажей ситуации;
б) продуктивный
или творческий тип: ученики самостоятельно создают проблемную ситуацию, а затем
показывают, как герои находят выход из нее. Для этого школьники должны освоить
произведение: понять его особенности, художественную структуру, разобраться в
характере персонажей.
В деятельности пар однотипного состава большое место
занимает само- и взаимоконтроль.
Весьма эффективным способом работы со слабоуспевающими
детьми является такая коллективная форма познавательной деятельности, при
которой учащиеся объединяются в разнотипные пары. В этом случае сильный ученик
играет роль обучающего. В качестве учителя может выступать и школьник,
успевающий слабее, что позволяет ему стать более собранным, активным,
обязательным и уверенным в себе.
Работа в динамических, вариационных парах демократична
по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях, становится достаточно
компетентным по своей части задания, может успешно обучать других,
контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Ближайшая цель участника
занятий - учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом,
деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает
не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной
работе.
Одним из эффективных способов активизации познавательной
и мыслительной деятельности учащихся является игра: она адекватна школьному
возрасту, находится в тесном взаимодействии с основными психологическими
особенностями подростков. Главным фактором, стимулирующим детей в игре,
является сама игровая группа, игровой коллектив. Воодушевление, энтузиазм чаще
проявляются именно в коллективных действиях. Игра способствует развитию
товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща.
В процессе решения игровых задач, которые предлагаются
ребятам в различных учебных целях, вместе с появлением интереса к игровой
деятельности возникает и более активное отношение к тому, с чем знакомит детей
учитель, что предлагает усвоить, обобщить, систематизировать. Таким образом, на
основе интереса к игре у детей формируется интерес к неигровой, то есть учебной
деятельности.
Коллективная (групповая) форма порождает взаимную
ответственность, внимание, способствует развитию речевой культуры, придает
процессу обучения психологический комфорт, создает обстановку открытого
пространства. Радость познания и общения, ситуация успеха усиливает процесс
мышления, ученик перестает быть объектом обучения и становится сотрудником в
решении задач урока.
Таким
образом, использование различных форм познавательной деятельности является
залогом успешности обучения, так как способствует
·
формированию литературоведческой, коммуникативной
и культуроведческой компетенций,
·
активизации обучения,
·
повышению уровня качества успеваемости,
·
развитию творческого воображения,
·
формированию устойчивой мотивации к изучению
литературы.
Выбор той или иной формы организации познавательной
деятельности и их сочетание зависит от учебно-воспитательных задач, содержания
учебного материала и возможностей класса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.