Инфоурок Всеобщая история Другие методич. материалыСтатья "Использование проектной технологии как современный инновационный подход в изучении экономики и истории в профессиональном образовании"

Статья "Использование проектной технологии как современный инновационный подход в изучении экономики и истории в профессиональном образовании"

Скачать материал

Использование проектной технологии как  современный инновационный подход  в изучении экономики и истории в профессиональном образовании

 

«Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне,- и я смогу запомнить,

Позволь мне это сделать самому,

 И это станет моим навсегда»

(Китайская пословица)

Каждая новая эпоха в развитии человеческого общества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная стадия развития общества, выдвигает на первое  место, провозглашает основными ценностями: информацию; развитие интеллекта; креативность человека, т.к. это все основа высоких технологий.    

В современном глобализованном мире требуется новый человек, который вооружен не только знаниями, но который по новому относится к процессу познания: умеет сам добывать знания и применять их для решения встающих проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должны подготовить мы. Но традиционными методами организации образовательного  процесса эта проблема не решается. Нужны другие приемы и методы обучения, адекватные вызовам времени.

Одним из таких путей является проектная технология.

Проектная технология - не нова (возникла более 100 лет) переживает  второе  рождение,  но сегодня очень актуальна.

В настоящее время государство и общество обозначили новый социальный заказ: «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как индивидуальность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением  к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить»

ФГОС 2 п. ставят перед преподавателем задачу перейти от образования, ориентированно на знания, к образованию, ориентированно на формирование ключевых компетенций. Основой реализации стандартов является системно-деятельный подход. Обучать деятельности - значит сделать учение мотивировать, научить ученика оптимально организовать свою деятельность, помогать сформулировать умение контроля и самоконтроля.

 Учитель не натаскивает ученика на выполнение приемов, операций – эти операции должны быть осмыслены и приняты студентом, а в идеале – он сам должен находить свои способы деятельности.

Одним из основных способов формулирования ключевых компетенции является проектные технологии. Сегодня трудно представить другой метод, который учил бы детей самостоятельности, как метод проектов. Образовательный проект  сегодня - совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая, деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

Дневная китайская пословица, которую я взяла эпиграфом, на мой взгляд, актуальна, т.к. она и раскрывает саму суть проектной технологии, - сегодня трудно представить другой метод, который бы учил самостоятельности, как метод проектов.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – « брошенный вперед». В современном русском языке слово « проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

Я тоже считаю, что именно проектная деятельность позволяет индивидуализовать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности студентов.

Ведь сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, наши выпускники должны смело идти навстречу новому, быть готовы проектировать свою жизнь.

Нам это понятно. Ведь всю нашу жизнь можно рассматривать как чередование различных проектов(брошенных вперед). Но, не все проекты нам удались, оглядываясь, назад мы это видим. Кое-какие так и остались проектами на нашем жизненном пути. Этих ошибок нужно избежать студентам.

Трудно представить какой-нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов. Если же говорить о методе проектов как педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В результате они ставятся одним методом повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания,  требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика: 1) характеризуется высокой коммуникативностью;  2) предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.

Концепция современного образования одной из основных задач в преподавании общественных дисциплин ставит формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления.

В ходе изучения проектных технологий и работы по организации проектной деятельности, я обратила внимание на то, что в проектном методе заложен огромный образовательный воспитательный, развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но имеет преимущества, так как проектная технология:

ü развивает интеллект студента, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий;

ü усваивать знания и применять их в практической деятельности;

ü развивать творческие способности и самостоятельность;

ü ориентирована на самостоятельную деятельность студентов, которая предполагает овладение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

ü он творческий, т.к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов.

Итак, суть проектной методики нами понята – ученик сам должен активно участвовать в получении знаний, преподаватель из носителя готовых знаний превращается в организатора поисковой, исследовательской деятельности. Создание и защита своего проекта - главный учебный результат («ситуация успеха»).

Условия необходимые для реализации проектной технологии:

1)    проблемное обучение и системно-деятельный подход;

2)    личностно-ориентированное обучение;

3)    педагогика сотрудничества.

Принцип «5 П» в работе над проектом:

·        Постановка проблемы

·        Планирование-определение задач и пути их решения

·        Поиск и обработка информации

·        Получение результатов

·        Публичное представление результатов проекта

3 кита проектной технологии:

·        Самостоятельность

·        Деятельность

·        Результативность

Метод проектов решает задачи:

1)    Проблему  мотивации

2)    Личностно-ориентированное обучение

3)    Освоение алгоритма проекта- преобразовательской деятельности

4)    Использование новейших комплексных технологий

Проектный метод - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности, формирование определенных личностных качеств.

На уроках истории и экономики проектная технология позволяет:

ü Развивать учебные умения и навыки (синтез, анализ, постановка целей, поиск решение проблем)

ü Коммуникативный потенциал школьника

ü Решать информационные задачи

ü Организовывать общение и взаимодействие всех участников

ü Создавать комфортные условия обучения

ü Активизировать мысленную деятельность студентов

ü Наполнить смыслом жизни и деятельность студента

По составу участников проекта может быть: групповая форма – основана на работе микрогрупп, которые получают проблемные задания или ролевые игры (обычно это 4 человека).

Так, на 2 курсе при изучении темы « Глобальные проблемы современности» студентам были предложены темы :

1)    «Военные конфликты и угроза мира»

2)    «Демографическая проблема экологии»

3)    «Проблема ресурсов» и т.д.

раскрыть которые можно при использовании интернет – ресурсов. Итог деятельности – (готовый продукт ) презентация.

Проектная технология- предполагает проблемное обучение, в рамках которых реализуется поисково- исследовательская деятельность студентов.

На каждом уроке  преподаватель вводит проблемное задание-«доказать». Вся работа идет на достижение цели. Формы и методы деятельности  методы разнообразны. Это всегда зависит от учителя.

Позиция преподавателя изменяется, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности студентов.

Вся деятельность преподавателя направлена на создание условий для реализации потенциалы студентов, уникального психологического климата, где уютно творить , найти такие виды самостоятельной деятельности, которые не оставят студентов равнодушными и введут в образовательный процесс.

Уроки проектной технологии – это возможность творчества для преподавателя, новые умения, поиск интересных методов сотрудничества и взаимодействия со студентами.

Формы деятельности студентов:

Мини-проекты: при работе с историческими документами , текстом параграфа я предлагаю студентам составить план- конспект с выделение проблем, данной темы. Интересно, читая, один текст в различных группах получаются различные варианты. Затем каждая группа обсуждает свои проекты  в дискуссии.

Опережающее задание – это тоже небольшой проект.

Использую метод составление кластеров - позволяет учащимся кратко изложить изученный материал.

Составление «карты мыслительной деятельности» обычно применяю на повторительно-обобщающем уроке, например:

«Эпоха Александра I» , «Правление Ивана Грозного» , « Смута»

Данный материал запоминает зрительно. Студенты сами заполняют поле карты , так создается коллективный проект, составление которого позволяет студенту получать знания через свою деятельность.

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт через эмоциональное переживание, погружение в проблемы, переживания «ситуация успеха»

Студент делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования.

Главный результат - компетентность студентов в области истории, конкретные умения и навыки.

Эта технология заставляет студентов проявлять способность :

·        к осмыслению свое деятельности, связанной с познавательным интересом, с жизненным и профессиональным планами

·        к целеполаганию, ориентированному на результат

·        к самообразованию и самоорганизации

·        к обобщению информации из разных источников

·        видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения

·        делать выбор, принимать решения

·        приносить учащимся удовлетворение позволяет чувствовать себя творцом, исследователем

·        формирует положительную мотивацию к учебе

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Использование проектной технологии как современный инновационный подход в изучении экономики и истории в профессиональном образовании""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждая новая эпоха в развитии человеческого общества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Информационная стадия развития общества, выдвигает на первое место, провозглашает основными ценностями: информацию; развитие интеллекта; креативность человека, т.к. это все основа высоких технологий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 041 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методический материал: «Сарматская культура, Таштыкская культура, культура хунну (сюнну)» (5-11 класс)
  • Учебник: «Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.
  • Тема: Глава 1. Первобытность и Древний мир
  • 01.01.2021
  • 550
  • 0
«Всеобщая история», Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Под ред. Мясникова В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.03.2020 96
    • DOCX 26.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Перевалова Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Перевалова Наталья Васильевна
    Перевалова Наталья Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67907
    • Всего материалов: 224

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "История")

Учитель истории

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Моделирование современных уроков истории

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 463 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 399 человек

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе