Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья "ИКТ на уроках русского языка и литературы "

Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы "

Скачать материал

ИКТ на уроках русского языка и литературы                                   

 

  «Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником. Сейчас бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. [5]                                                                                         


Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения  эффективности  и интенсификации обучения и самообучения,  повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку.[1]                                                                                              В своей работе ИКТ можно использовать по-разному, всё зависимости от типа урока. Так при изучении темы «Имя существительное» учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное. В этом нам  поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.                    


На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. [6]   


         Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры,  а затем знакомимся с художественными системами.                                                                                             По литературе, сейчас в каждом классе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам, и фильмы - видеоподдержка таких уроков. Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. Основной задачей  ИКТ является повышение эффективности подачи материала.                                          Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)      Также учащиеся могут  создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты. Учитель выступает организатором творческой, поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.                                                                           Таким образом, компьютер на уроке  русского языка и литературы, в моем представлении это:                                                                                                        1)источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);                                                                                 2)наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);                                                                          3)индивидуальное информационное пространство;                                                                  4)тренажер;                                                                                                        5)средство диагностики и контроля;                                                            6)минитипография.  [2]                                                                                                   Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.                                                                                             Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы,    я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. [3]                               К.Ушинский сказал: «Знания будут тем  прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». Именно ИКТ позволили мне, вмести с моими учениками, погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками.                                                                                            



Библиографический список

1.«Современный урок и ИКТ». Фестиваль открытый урок  


     http://festival.1september.ru

 2.   Современные информационные образовательные технологии.  - Иркутск, ИГПУ , 2007,  243 с.                                                             3.Горина М. В. Информационные технологии на уроках русского языка // Учитель. – 2007. - № 5. – с. 11-15

4.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

        6.http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah


 

 

 

 

.                      



                                                                               


                                                                         





 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Карьерный консультант

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышенияэффективностии интенсификации обучения и самообучения,повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 948 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 725
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.03.2020 96
    • DOCX 38.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ермакова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ермакова Ирина Владимировна
    Ермакова Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96540
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 180 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек