Главная / Русский язык и литература / Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы "

Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы "

ИКТ на уроках русского языка и литературы


«Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником. Сейчас бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование. [5]

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку.[1] В своей работе ИКТ можно использовать по-разному, всё зависимости от типа урока. Так при изучении темы «Имя существительное» учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное. В этом нам поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.

На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. [6]

Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами. По литературе, сейчас в каждом классе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам, и фильмы - видеоподдержка таких уроков. Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные по песням на стихи. Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. Основной задачей ИКТ является повышение эффективности подачи материала.    Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию) Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты. Учитель выступает организатором творческой, поисковой  и исследовательской деятельности учащихся. Таким образом, компьютер на уроке русского языка и литературы, в моем представлении это: 1)источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); 2)наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); 3)индивидуальное информационное пространство; 4)тренажер; 5)средство диагностики и контроля; 6)минитипография. [2] Как видим, достоинств у компьютерного обучения не мало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. [3] К.Ушинский сказал: «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». Именно ИКТ позволили мне, вмести с моими учениками, погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками.


Библиографический список

1.«Современный урок и ИКТ». Фестиваль открытый урок

http://festival.1september.ru

2.   Современные информационные образовательные технологии. - Иркутск, ИГПУ , 2007, 243 с. 3.Горина М. В. Информационные технологии на уроках русского языка // Учитель. – 2007. - № 5. – с. 11-15

4.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.http://peressa2009.narod2.ru/IKT_na_urokah







.












Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы "
  • Русский язык и литература
Описание:

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышенияэффективностии интенсификации обучения и самообучения,повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребенку.

Автор Стасенко Надежда Петровна
Дата добавления 20.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 318
Номер материала MA-060797
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓