Главная / Химия / Статья "Игровые технологии на уроках химии"

Статья "Игровые технологии на уроках химии"

Богачева Елена Васильевна, преподаватель химии

Давайте поиграем!

Познавательная активность студентов определяется внутренними побудительными силами, причем умственную активность сопровождают эмоции, что часто приводит к большему интересу обучающихся к знаниям.

Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. Дидактические игры используются в целях развития познавательного интереса к учебному предмету и повышению эффективности обучения химии. Игровые ситуации делают занятие разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.

В ходе игровой деятельности развивается общение между студентами, элементы соревнования на занятиях активизируют процесс обучения, способствуют развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Психологические механизмы игровой деятельности основаны на потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самоконтроле. Способность включиться в игру не связана с возрастом, в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Особенностью игр, которые использую я, как преподаватель химии, является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, профессиональная ориентация на будущую практическую деятельность. В этом отношении отдаю предпочтение деловым играм.

Деловая игра используется для решения комплексных проблем через определенные социальные роли, для развития творческих способностей и учебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с разных позиций. Игровая деятельность в обучении выполняет разные функции: воспитательную, дидактическую, развивающую, методическую, психотерапевтическую; игровая деятельность снимает стрессы, вызванные боязнью оценки.

Между тем, обучение, по своей сущности, игра – это целенаправленная деятельность, подчиненная дидактической цели, которая выходит за пределы игровых задач. Игровая деятельность включает в себя элементы моделирования, имитации состязательности. Этот вид деятельности предполагает глубоко продуманные цели, структуру, обеспечивающие высокий уровень « включенности» обучающихся в интеграцию и перенос знаний, анализ и обсуждение проблем.

В ходе дидактической игры студенты овладевают опытом деятельности, общения и норм социального поведения.

Учебные игры:

  • позволяют решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

  • создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную;

  • обеспечивают комфортную среду, эмоциональную вовлеченность.

Приведу пример использования дидактической игры в своей практической деятельности. После изучения темы «Углеводороды», с целью систематизации и проверки уровня знаний обучающихся, закрепления знаний и умений, для развития наблюдательности и любознательности провожу обобщающее занятие в виде контролирующее – соревновательной игры. Все занятие делится на 3 части.

Первая часть – теоретический тур – предназначена для выявлении я уровня знаний студентов отдельных свойств углеводородов, их строения, получения или применения. На данном этапе студенты работают индивидуально (3-4 минуты).

Вторая часть игры – групповой тур. Создаются команды и выполняют групповое задание.

На третьем этапе игры проверяется уровень практических знаний и умений. Форма - групповая.

Заключительный этап – подведение итогов, анализ ответов, выставление оценок.

И более подробно.

Цель игры:

  • используя учебный материал, дополнительную литературу, организовать активное повторение, закрепление темы, обобщение;

  • обеспечить активное участие каждого студента, вызвать интерес к изучаемой теме и ответственность за свое решение в ходе выполнения групповой работы;

  • закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Условия игры: до проведения игры студенты должны повторить изученный материал, прочитать рекомендованную дополнительную литературу.

До начала занятия готовлю карточки так, чтобы изображение было видно даже на последней парте (дублирую в презентации). Количество карточек соответствует числу студентов, исключая членов жюри. Каждая карточка информирует о каком – либо свойстве углеводорода, его строении или применении. Информация отображена в графическом виде и соответствует по форме вопросу кроссворда с фрагментами.

Оборудование: 5 наборов с реактивами, карточки с заданиями и оборудование для проведения опытов, песочные часы.

В начале занятия излагаю правила игры – зачета. Объясняю значение каждого этапа. Предлагаю образовать жюри из числа сильных студентов. Раздаю карточки – задания для первого тура( карточки в конвертах). Предлагаю всем одновременно открыть конверт и вынуть задание. За короткое время (3 - 4 мин.) нужно определить, о каком веществе или о группе углеводородов идет речь, какой процесс изображен на карточке, для какой группы углеводородов характерен этот процесс. По истечении времени, студенты сцвета. Образуются 6 команд по числу изученных гомологических рядов углеводородов: алканов, алкенов, алкинов, аренов и циклоалканов. Команды занимают определенные ранее места. Далее начинается групповая работа. Задание 1: расположить имеющиеся карточки в порядке плана характеристики сообщения о данном классе органических соединений ( карточки крепятся лентой последовательно). Один член команды защищает ответ.

Далее - этап проверки знаний свойств, способов получения и применения соответствующих группе углеводородов. Этап вопросов - ты мне, я – тебе. Студенты отвечают на вопросы членов других команд ( по 5 вопросов ). Жюри фиксирует ответы, преподаватель анализирует ответы, выявляет ошибки в них.

Третий этап игры – практическая часть. Карточку задание каждый капитан получает вместе с набором реактивов и оборудованием. Например, нужно с помощью качественных реакций определить алкен и алкин и представить план распознавания ( все демонстрируется ). Здесь же есть и необычные вопросы и задания : получить пропадиен и составить схему прибора для его получения, включая даже фантастическую модель, но свой проект нужно защитить. После защиты практической части подводятся итоги, отмечаются наиболее интересные проекты и глубокие ответы, выставляются оценки. материалу

В заключении хочу отметить, что содержание игровых технологий, используемых в учебном процессе , не должно быть случайным, оно должно соответствовать изучаемому материалу, обогащено наглядностью, обладать простотой структуры и технологии, доступностью, систематичностью использования и поэтапного усложнения.







Статья "Игровые технологии на уроках химии"
  • Химия
Описание:

Познавательная активность студентов определяется внутренними побудительными силами, причем умственную активность сопровождают эмоции, что часто приводит к большему интересу обучающихся к знаниям. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека.

Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. Дидактические игры используются в целях развития познавательного интереса к учебному предмету и повышению эффективности обучения химии. Игровые ситуации делают занятие разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.


Автор Богачева Елена Васильенвна
Дата добавления 25.11.2016
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 25
Номер материала MA-068724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓