Инфоурок Математика Другие методич. материалыСтатья "Формировании познавательных УУД на уроке математики в 5 классе

Статья "Формировании познавательных УУД на уроке математики в 5 классе

Скачать материал

                             Пороховник С.Г. - учитель математики

 Пожвинской СОШ№1

 

Формирование познавательных УУД на уроке математики в 5 классе

 

         Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешность обучения в школе, но и возможность дальнейшего саморазвития обучающегося. УУД  обеспечивают овладение основными компетенциями, составляющими основу умения учиться. У учащихся должны быть сформированы 4  основных вида УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные.На мой взгляд, приоритетными , с точки зрения  овладения  на качественном уровне естественно-научными знаниями, и дальнейшего их использования в повседневной жизни являются  познавательные и регулятивные УУД.

         В данной статье я ставлю своей задачей  проанализировать возможности учебника И.И. Зубаревой и А.Г. Мордковича «Математика - 5» для  формирования познавательных УУД на уроках математики в 5 классе.       Познавательные УУД — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процеса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации и обобщению полученной информации. Они делятся  на  3 группы: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения пролем.

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

Формулироание познавательной цели, поиск и выделение информации,знаково-символическое моделирование

Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков,

Синтез как составление целого из частей, восполняющих отдельные компоненты

Выбор оснований и критериев для сравнеия и классификации объектов, подведение под понятие,

выведениеследствий,

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез, доказательство

Формулирование проблемы,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

 

С 2015-2016 учебного года планируется  вводить ФГОС в  5 классе. Но даже по мнению известных методистов, основная масса учебников математики, включённых в федеральный  перечень, не даёт возможности учителю формировать перечисленные УУД. Требуется вносить существенные изменения в характер изложения материала, подбирать или составлять упражнения. Однако, работа по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г. Мордковича показала, что в этом пособии существует множество заданий для формирования познавательных УУД.   Изучение нового материала в учебнике  начинается с создания проблемной ситуации при этом новая задача даётся с такой, способ которой уже известен учащимся

Например, при выведении правила округления чисел, вначале даётся определение операции округления,  и на основании его учащиеся округляют  данные числа, а затем ставится проблемный вопрос:


На основе решения этой учебной задачи учащиеся самостоятельно могут сформулировать правило округления  натуральных чисел.

После того, как изучено правило умножения на 10,100, 10000 даётся такое «проблемное» задание:

Подумайте, при помощи какого приема можно устно выполнить умножение на 50, 25, 125, и вычислите

278*50    126*25  36*125

Таким образом, учащиеся привыкают к тому, что новое знание они открывают, а не получают в готовом виде, правда, не очень хорошо, что существует возможность «подсмотреть» правильный ответ.

                   В процессе изучения геометрических понятий,ведётся работа над их определениями, позволяющая  найти черты их сходства и различия, что способствует развитию логической операции сравнения. Например;

Какие из следующих утверждений вы выбрали бы для того, чтобы объяснить, что такое отрезок и что такое луч:

 

отрезок — это часть прямой;

 

луч — это часть прямой;

 

■ отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками этой прямой;

 

■ луч — часть прямой, ограниченная с одной стороны какой-либо точкой этой прямой;

 

■ отрезок — все точки прямой, расположенные между какими-либо двумя точками этой прямой, и сами эти две точки;

 

■ луч — все точки прямой, расположенные по одну сторону от какой-либо точки этой прямой и сама эта точка?

         Важным моментом для успешности обучения является наличие положительной мотивации ученика, его заинтересованность.Для этого пример, помещённый автором после изучения нового материала, можно разобрать вначале. Вот он:


 

Хотелось бы, чтобы мотивационный компонент так же учитывался авторами при написании учебника. Т.е. в помощь учителю и для формирования интереса учащихся к изучению данной темы  необходимо в учебнике рассматривать больше примеров практического использования изучаемого материала или создавать приложения к учебнику, в котором был собран такого рода материал к каждому параграфу.

В учебнике много заданий на декодирование информации. Хорошо было бы, если б не все термины расшифровывались тут же, что позволило бы создать необходимость обращения учащихся к другим её видам  (компьютеру, справочнику). В задачах темы « Прикидка» авторы как раз и создают такую необходимость:

 


         В данном учебнике уделяется большое внимание математическому моделированию, что способствует формированию такого познавательного УУД, как знаково-символическое моделирование. Постепенно обучающиеся учатся соотносить буквенные выражения с реальной ситуацией, описываемой в задаче:

 


 


         В работе Талызиной Н.Ф. «Педагогическая психология» отмечается необходимость целеноправленной работы над формированием различных логических операций у школьников, как отмечает автор, изучение необходимых и достаточных признаков  надо начинать с обучения выводить следствия из факта принадлежности предмета к данному понятию. Это действие связано с понятием необходимых свойств предмета, поэтому его выполнение дает возможность овладеть этой категорией свойств.Признаки, которые в обязательном порядке есть у всех предметов данного класса, называются необходимыми. Отсутствие этих признаков приводит к тому, что предмет оказывается не относящимся к данному классу предметов(1.с 40).Задания на формирование выведения следствий так же представлены в учебнике И.И. Зубаревой, например, после рассмотрения понятия площади и равных фигур:

 


 

В учебнике много задач практического содержания, что позволяет связывать математические знания учеников с реальной жизнью, а это одно из умений, которое проверяется на ЕГЭ.


 В теме « Нахождение части от целого и целого по его части» обсуждается вопрос об обратной задаче, что так же ценно для дальнейшего изучения математики и развития логического мышления учащихся.

         Таким образом, мы видим, что в учебнике 5 класса авторов И.И.Зубаревой и Мордковича имеется необходимый набор заданий для формирования познавательных УУД. Систематически  ведётся работа по знаково-символическому моделированию, открытие нового знания происходит в ходе решения учебной задачи, правда, соблюсти полную самостоятельность учащихся достаточно трудно, вместе с тем имеются проблемные задания пропедевтического характера выводы по которым в учебнике не фомулируются. Имеется материал для формирования логических операций сравнения, сериации и классификации, прослеживаетсясвязь математических знаний с  реальной жизнью.

 

Литература:

1.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.

2.Математика. 5 класс учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений И.И. Зубарева А.Г. Мордкович.-М: Мнемозина 2013.-270с.

3.Формирование познавательных УУД на уроке математики. Издание отдела образования Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатский, 2012. 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Формировании познавательных УУД на уроке математики в 5 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В материале проанализированы возможности учебника Математика-5 авторов И.И.Зубаревой и А..Г. Мордковича в формировании у учащихся 5 класса таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, выдвижение гипотезы, формулировка вывода. Даётся учебное задание и приводится пример формируемого УУД.Учебник реализует принципы развивающего обучения.Выполняя учебные задания ученики не получают знания в готовом виде, а открывают его для себя. Автор считает, что в данном пособии заложены возможности для реализации требований ФГОС ООО второго поколения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.06.2020 84
    • DOCX 819.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вербич Анастасия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вербич Анастасия Михайловна
    Вербич Анастасия Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70141
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 061 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 452 человека

Курс повышения квалификации

Методические и практические аспекты развития пространственного мышления школьников на уроках математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе