Главная / Другое / Статья "Формирование у школьников качества гражданина и патриота"

Статья "Формирование у школьников качества гражданина и патриота"


Формирование у школьников качества гражданина и патриота

Деятельность музея нашей школы является ведущей формой работы по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующей цели формирования личности гражданина России в процессе учебной и внеучебной деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности ученических коллективов и отдельных учеников в освоении исторического прошлого нашей Родины, ее героических свершений, актуализации исторической памяти молодого поколения в процессе приобщения к прошлому своей страны, своей семьи, оставленного в виде артефактов культуры.

Цели деятельности школьного кабинета-музея:

- воспитание патриотического сознания школьников, т.к. именно музей осуществляет связь времён, даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования;

- содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;

- поддержка творческих способностей детей;

Задачи школьного кабинета-музея:

- формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;

- приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников;

- использование культурных ценностей села и края для развития детей и подростков;

- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- охрана и пропаганда памятников истории родного села;

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

Содержание и формы работы

Актив музея проводит следующую работу:

- систематически пополняет фонды путем активного поиска;

- обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;

- создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

- проводит экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;

- оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся

В конце 80-х гг. прошлого столетия в Ягодной школе существовал музей, но в середине 90-х гг. школьные музеи стали массово закрываться, а идейно устаревшие архивы уничтожались. Закрылся и наш музей, а уцелевшие фонды были переданы в Асиновский краеведческий музей.

Необходимость создания музея в Ягодной средней школе была продиктована временем. В 2009 году селу Ягодному исполнится 100 лет. Открытие музея дало более широкие возможности для решения задач воспитания, вовлекая учащихся школы в работу по сохранению и восстановлению истории своей малой Родины.

Школьный музей является негосударственным музеем, работающим на общественных началах. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры. Музей является исследова­тельским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для фор­мирования духовных ценностей служат предметные ре­зультаты человеческой деятельности. Созданию школьного музея предшествовала поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тема­тические выставки и краеведческий уголок, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление фактического и информационного мате­риала, позволяющее, в конечном счете, создать музей. В результате поисковой работы учащимися были собраны подлинные материалы: фотографии по истории школы и села, предметы крестьянского быта (утюг, прялка, ухват, чугунок), значки, пионерский галстук, школьная форма и др.

Наиболее действенным средством воспитания патриотизма и гражданственности является изучение краеведения и большую роль в этом играет школьный музей. Краеведческая работа обогащает школьную историю, способствует воспитанию у детей чувства любви к своей Родине. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Сущность опыта работы состоит в том, чтобы повысить уровень гражданского воспитания учащихся, привить любовь к героическим подвигам участников Великой Отечественной войны и труженикам тыла, дать образцы для подражания в защите Отечества, связать нисходящее и восходящее поколение, выработать ответственность за судьбу России, в целом поднять уровень нравственного воспитания.  В школе всегда велась поисковая работа, поэтому был накоплен богатый материал о земляках.

Одним из важных направлений в работе музея стали Уроки Мужества, которые регулярно проводятся во всех классах. На этих уроках ребята узнают много нового о Великой Отечественной войне, о боях, в которых участвовали наши земляки, о тяжелых буднях тружеников тыла. Знакомство с историческим материалом о земляках вызывает у учащихся сопереживание, потребность к самопознанию, которое основывается на сравнении себя с другими людьми, и таким образом позволяет проводить выбор и оценку жизненных ориентиров.

Материалы из фонда музея широко используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях. В школе создана система военно-патриотического воспитания учащихся с 1 по 11 классы, где значительное место занимает работа профориентационного плана, которая призвана формировать стойкий интерес юношей к военным специальностям. В школьном музее проходят встречи с ветеранами и тружениками тыла и это – важнейшее условие в деле патриотического воспитания школьников.

Создана система методических подходов, форм внеклассного воспитания, сочетающие разные виды деятельности учащихся, которые способствуют активизации мышления детей, прививают интерес к родной истории, формируют гражданскую позицию. 

Основным методом работы в музее является исследование, это создаёт условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, так как этот метод предполагает поиск и открытие. Кроме того, присвоение знаний происходит более активно, потому, что изучается материал, который близок и значим для учащихся, а использование информационных технологий в работе музея не только учит детей работе с компьютером, но и расширяет возможности исторического краеведения. Поэтому, важной формой музейной деятельности стал конкурс на лучшую исследовательскую работу, посвященную участию в Великой Отечественной войне родственников учеников, оформление библиотечной выставки « Мужество, творящее историю», посвященной 64-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Патриотические возможности музея позволяют растить граждан не на абстрактных материалах, а на ярких эмоционально-насыщенных примерах из жизни земляков, на событиях из истории родного села.

Наш музей активно сотрудничает с Советом ветеранов Ягодного сельского поселения. Ученики школы ежегодно принимают участие в подготовке и проведении митинга, посвященного Дню Победы, который проводится у обелиска павшим воинам.

Сегодня в нашей стране не самые лёгкие времена. Но на протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших на её территории, и в тяжёлые, и в хорошие времена гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями, но в определённых обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он – гражданин России. Примеры высокой гражданственности показывали наши земляки и на трудовом фронте. Все народы ценят гражданские чувства. Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Они побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.

В школьном музее на одном из стендов представлена история детского дома, основанного в 1942 году для детей из блокадного Ленинграда. Материалы для этого стенда собирались буквально по крупицам. Из воспоминаний воспитателей и воспитанников детского дома, архивных документов удалось воссоздать историю детского дома. Этот краеведческий материал помогает формировать в сознании обучающихся интерес к истории родного края.

Вся работа музея направлена на воспитание у обучающихся чувства сопричастности к этим подвигам, высокого осознание личной ответственности за продолжение и умножение славных боевых и трудовых традиций тех, кто принес нашей Родине Великую Победу.

Большая часть экспозиций нашего музея посвящена истории Ягодной школы. Собран большой материал по истории пионерской дружины имени Павлика Морозова, представлены пионерские атрибуты, летопись дружины, фотографии, альбомы «Летопись нашего класса», грамоты и дипломы, полученные нашей школой за различные успехи.


К краеведческой работе в школьном музее дети приобщаются с младшего возраста. Во время экскурсии по музею они узнают о возникновении своего села и школы, знакомятся с уголками старины, с именами выпускников разных лет, которые добились в жизни больших успехов, об учителях, которые преподавали много лет и воспитали не одно поколение умных и добрых людей. Дети должны гордиться тем, что учатся в этой школе и знать её. У обучающихся появляется потребность участвовать в общественно-полезном труде, сохранять традиции своего села, охранять природу. Растёт интерес детей к историческим и художественным ценностям, которые обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства, участвуют в воспитании человека. Особое место здесь занимает интерес к своей Родине, к повседневному окружению, к истории того места, где ты живёшь.

Для образованного человека и гражданина России знание её истории, её духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребёнка должно быть построено так, чтобы ребёнок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которого не волнует судьба Отечества. И история наша не обезличена. Всегда были и есть личности, которыми мы гордимся и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Школа и музей - это место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России, которые будут гордиться своей Родиной, а когда это будет необходимо, смогут защитить и приумножить её славу, как их отцы и деды. Поэтому школьный музей играет значимую роль в деле патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.















Статья "Формирование у школьников качества гражданина и патриота"
  • Другое
Описание:

Вопросы патриотического воспитания сегодня очень актуальны. Поэтому важно не растерять накопленные человечеством ценности, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей Родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству. В статье описана система воспитания гражданско-патриотических качеств школьника средствами школьного музея.

Автор Перунова Татьяна Юрьевна
Дата добавления 24.10.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 50
Номер материала MA-068077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓