Формирование
познавательных универсальных учебных действий на уроках физики.
Преподаватель физики первой
квалификационной категории Лорер Л.А.
Перемены, происходящие в современном
обществе, небывалые темпы роста новой информации требуют смещения акцента с
обучения -«запомнить» на обучение – « как сделать». Уже невозможно быть «
ходячей энциклопедией», помнить все и вся. Но надо, помня минимум, уметь
воспроизводить, находить, преобразовывать, восстанавливать знания, необходимые
для успешной жизнедеятельности. В связи с этим были созданы новые
образовательные стандарты, где развитие личности обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности
способов действия учащихся обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
И здесь уже не годится общедоступная схема,
основанная на словесно- репродуктивных способах обучения: учитель пересказывает
параграф учебника, сопровождая его по мере возможности демонстрацией изучаемых
явлений (но чаще и без них), проводит закрепление путем обсуждения и решения
задач, задает задание на дом. На следующем уроке спрашивает двух-трех учеников,
выставляет хорошие (для поощрения) и плохие (для наказания и страха) отметки,
затем рассказ следующего параграфа и т.д. Это вчерашний день. Сегодняшний день
требует от ученика умения учиться, умения самому добывать знания. И помочь ему
в этом должен учитель, важнейшей задачей которого является формирование
универсальных учебных действий. в частности познавательных.
Познавательные действия включают обще учебные, логические универсальные учебные
действия, а также постановку и решение проблемы.
Обще учебные УУД:
•
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
•
поиск и выделение необходимой информации; применения методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•
структурирование знаний;
•
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
•
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
•
смысловое чтение как осмысление цели чтения и вывод вида чтения в
зависимости от цели;
•
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые
высказывания в устной и письменной речи;
•
действие со знаково - символическими средствами (замещение,
кодирование, декодирование, моделирование)..
Универсальные логические действия:
•
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.
•
Анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;
•
Синтез - составление целого из частей;
•
сериация- упорядочение объектов по выделенному основанию;
•
классификация - отношение предмета к группе на основе заданного
признака; обобщение- генерализация и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи;
•
доказательство - установление причинно - следственных связей,
построение логической цепи рассуждений;
•
установление аналогий.
Рассмотрим, как формируются эти действия на
уроках физики. Например, структурирование знаний и сопровождающее его
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме. Для формирования этих действий я применяю системно-функциональному
подходу к обучению и усвоению знаний.
Сущность этого подхода заключается в том, что не надо
много помнить, помнить надо только необходимый минимум, а затем уметь,
основываясь на этом минимуме выстраивать самому всю оставшуюся « подводную
часть айсберга знаний» Так, например, не надо запоминать, зубрить огромное
количество определений физических величин, их свойств, единиц измерения,
связанных с ними формул. Все они формируются по одной структуре и надо
ознакомить учащихся с этой структурой и научить пользоваться ей. Это так
называемый структурно - функциональный подход к усвоению физических
величин. Изучение физической величины происходит согласно плану: 1 –
наблюдаемое явление; 2- закономерности этого явления, представленные формулой;
3 – определение; 4- единицы измерения; 5- направление, если величина векторная;
6- физический смысл; 7- пример; 8- способы измерения величины. Третий,
четвертый и пятый пункты выполняются по определенным схемам.
Главный упор в этом подходе делается на
физический смысл величины: а что же означает та или иная величина, что мы
должны себе представить, говоря например, слова « плотность», «напряжение»,
«напряженность», « мощность» и т.д. В голове ребенка при произношении этих слов
должна возникнуть яркая, эмоциональная «картинка», предусматривающая три канала
получения информации - видим, слышим, чувствуем.
Так, например, при изучении понятия
«плотность» вещества на столе учителя стоят реальные весы, на них уравновешенная
гирьками условная модель одного кубического метра или 1 см3 какого
либо вещества по возможности красочного, чтобы воздействовать на чувства.
Ученик должен все это увидеть, услышать, почувствовать и в его сознании должна
закрепиться связка - « плотность вещества» показывает массу одного кубического
метра (сантиметра) вещества. И уже не трудно сообразить, как найти массу
вещества, если мы знаем объем (число кубических метров), как найти объем, если
знаем плотность и массу.
Аналогично рассматривается большинство
физических величин. Одновременно происходит формирование осознанного и
произвольного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Структурирование и алгоритмизация помогает при
решении задач. Практически по всем типам задач составлены алгоритмы или блок –
схемы, позволяющие учащимся произвольно и осознанно владеть приемами решения
задач.
Особая группа познавательных универсальных
учебных действий – знаковосимволические действия. Модулирование ситуации с
помощью чертежа-рисунка Представление текста с помощью моделей разного вида:
чертежа, схемы, графика, таблицы, уравнения, формулы.
Например:1) преобразование текста «Энергия кванта
идет на работу выхода электрона из вещества и на сообщение ему кинетической
энергии.» в формулу - hν =Aвых + Ек
2) преобразование формулы Х=5 + 4 t + 3t2 в текст
«Тело находилось на расстоянии 5 метров от тела отсчета .Его начальная скорость
равна 4 м/с и направлена вдоль оси х. тело разгоняется с ускорением 6 м/c2»
3)преобразование картинки в текст. Одновременно идет развитие речи.
Результатом формирования познавательных учебных
действий является так же умение осуществлять синтез, как составление целого из
частей, умение осуществлять сравнение
Например: тема: «Интерференция. Условия максимума,
условия минимума.»
Задание: используя рисунок, найти разность хода
волн в случае их усиления и гашения.
Умение осуществлять сравнение помогает легче понять
сущность законов, формул и
После сравнение этих двух рисунков (найти общее и различия) учащиеся намного
быстрее усваивают эти два правила. Нахождение аналогии в различных явлениях
позволяет глубже понять изучаемый материал, и способствуют запоминанию формул.
Познавательные учебные действия
предполагают умение устанавливать причинно следственные связи.
Одним из эффективных средств, способствующих
познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий
является создание проблемных ситуаций на уроке. ( при изучении нового материала
интересный вопрос по теме) Предлагая ученикам несколько утверждений по еще не
изученной теме повышаю мотивацию к изучению нового материала.
Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на
собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому
приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
В результате обсуждения устанавливаются причинно –
следственные связи.
Большое внимание на уроках физики уделяется
выполнению лабораторных работ При этом осуществляются следующие УУД:
•
умение планировать и проводить эксперимент владеть физической терминологией
и символикой.
•
уметь работать с информацией и представлять ее в различных формах
уметь обрабатывать результаты
измерений и объяснять полученные данные выдвигать гипотезы.
Мной приведены лишь некоторые способы и приемы
формирования познавательных учебных действий на уроках физики. Как педагог,
убеждена, что содержание предмета физики в большей степени, чем другие предметы
позволяет осуществить познавательное развитие.
Таким образом, овладение учащимися
познавательными УД создает возможность самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть
умение учиться. Это обеспечивается тем, что познавательное УД- это обобщенные
действия, порождающие широкую ориентацию учащихся различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.