Формирование познавательных универсальных
учебных действий на уроках физики.
Преподаватель физики первой
квалификационной категории Лорер Л.А.
Перемены, происходящие в современном обществе,
небывалые темпы роста новой информации требуют смещения акцента с обучения
-«запомнить» на обучение – « как сделать». Уже невозможно быть « ходячей
энциклопедией», помнить все и вся. Но надо, помня минимум, уметь
воспроизводить, находить, преобразовывать, восстанавливать знания, необходимые
для успешной жизнедеятельности. В связи с этим были созданы новые
образовательные стандарты, где развитие личности обеспечивается, прежде всего,
через формирование универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности
способов действия учащихся обеспечивающих его способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
И здесь уже не
годится общедоступная схема, основанная на словесно- репродуктивных способах
обучения: учитель пересказывает параграф учебника, сопровождая его по мере
возможности демонстрацией изучаемых явлений (но чаще и без них), проводит
закрепление путем обсуждения и решения задач, задает задание на дом. На следующем
уроке спрашивает двух-трех учеников, выставляет хорошие (для поощрения) и
плохие (для наказания и страха) отметки, затем рассказ следующего параграфа и
т.д. Это вчерашний день. Сегодняшний день требует от ученика умения учиться,
умения самому добывать знания. И помочь ему в этом должен учитель, важнейшей
задачей которого является формирование универсальных учебных действий. в
частности познавательных.
Познавательные действия включают обще учебные, логические универсальные учебные
действия, а также постановку и решение проблемы.
Обще учебные УУД:
- самостоятельное выделение и формирование
познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
применения методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и
вывод вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить
речевые высказывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково - символическими средствами
(замещение, кодирование, декодирование, моделирование)..
Универсальные логические
действия:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с
целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и
составление классификации.
- Анализ - выделение элементов, расчленение целого
на части;
- Синтез - составление целого из частей;
- сериация- упорядочение объектов по выделенному
основанию;
- классификация - отношение предмета к группе на
основе заданного признака;
- обобщение- генерализация и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
- доказательство - установление причинно -
следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- установление аналогий.
Рассмотрим, как формируются эти действия на уроках физики. Например,
структурирование знаний и сопровождающее его осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Для формирования
этих действий я применяю системно-функциональному подходу к обучению и
усвоению знаний.
Сущность этого подхода заключается в том, что не надо много помнить, помнить
надо только необходимый минимум, а затем уметь, основываясь на этом минимуме
выстраивать самому всю оставшуюся « подводную часть айсберга знаний» Так,
например, не надо запоминать, зубрить огромное количество определений
физических величин, их свойств, единиц измерения, связанных с ними формул. Все
они формируются по одной структуре и надо ознакомить учащихся с этой структурой
и научить пользоваться ей. Это так называемый структурно - функциональный
подход к усвоению физических величин.
Изучение физической величины происходит согласно плану: 1 – наблюдаемое
явление; 2- закономерности этого явления, представленные формулой; 3 –
определение; 4- единицы измерения; 5- направление, если величина векторная; 6-
физический смысл; 7- пример; 8- способы измерения величины. Третий, четвертый и
пятый пункты выполняются по определенным схемам.
Главный упор в этом подходе делается на физический
смысл величины: а что же означает та или иная величина, что мы должны себе
представить, говоря например, слова « плотность», «напряжение»,
«напряженность», « мощность» и т.д. В голове ребенка при произношении этих слов
должна возникнуть яркая, эмоциональная «картинка», предусматривающая три канала
получения информации - видим, слышим, чувствуем.
Так, например, при изучении понятия «плотность»
вещества на столе учителя стоят реальные весы, на них уравновешенная гирьками
условная модель одного кубического метра или 1 см3 какого либо
вещества по возможности красочного, чтобы воздействовать на чувства. Ученик
должен все это увидеть, услышать, почувствовать и в его сознании должна
закрепиться связка - « плотность вещества» показывает массу одного кубического
метра (сантиметра) вещества. И уже не трудно сообразить, как найти массу
вещества, если мы знаем объем (число кубических метров), как найти объем, если
знаем плотность и массу.
Аналогично рассматривается большинство физических величин. Одновременно
происходит формирование осознанного и произвольного речевого высказывания в
устной и письменной речи.
Структурирование и алгоритмизация помогает при решении задач. Практически по
всем типам задач составлены алгоритмы или блок – схемы, позволяющие учащимся
произвольно и осознанно владеть приемами решения задач.
Особая
группа познавательных универсальных учебных действий – знаково-символические
действия. Модулирование ситуации с помощью чертежа-рисунка
Представление
текста с помощью моделей разного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы,
уравнения, формулы.
Например:1)
преобразование текста «Энергия кванта идет на работу выхода электрона из
вещества и на сообщение ему кинетической энергии.» в формулу - hν =Aвых +
Ек
2) преобразование
формулы Х=5 + 4 t + 3t2 в текст «Тело находилось на расстоянии 5 метров от
тела отсчета .Его начальная скорость равна 4 м/с и направлена вдоль оси х. тело
разгоняется с ускорением 6 м/c2»
3)преобразование
картинки в текст. Одновременно идет развитие речи.
Результатом формирования познавательных учебных действий является так же
умение осуществлять синтез, как составление целого из частей, умение
осуществлять сравнение
Например: тема:
«Интерференция. Условия максимума, условия минимума.»
Задание: используя
рисунок, найти разность хода волн в случае их усиления и гашения.
Обсуждение
результатов.
При усилении: ∆d
= 4𝝀/𝟐 : ∆d = 8𝝀/𝟐 : ∆d = 2𝝀/𝟐 : ∆d = 𝟔 𝝀/𝟐
При гашении ∆d =
5𝝀/𝟐 : ∆d = 3𝝀/𝟐 : ∆d = 𝝀/𝟐 : ∆d = 𝟕 𝝀/𝟐
Вывод: Волны
усиливают друг друга, если разность их хода ровна четному числу длин полуволн(
Усл. max)
Волны гасят друг
друга, если разность их хода ровна нечетному числу длин полуволн( Усл. mIn).
Умение
осуществлять сравнение помогает легче понять сущность законов, формул и правил.
После сравнение
этих двух рисунков (найти общее и различия) учащиеся намного быстрее усваивают
эти два правила. Нахождение аналогии в различных явлениях позволяет глубже
понять изучаемый материал, и способствуют запоминанию формул.
Познавательные учебные действия предполагают умение устанавливать причинно
следственные связи.
Перед учащимися
ставится вопросы:
«Почему формулы
аналогичны, а формулировки разные?»
« Почему формулы с
точки зрения математики равнозначны, а с точки зрения физики нет?»
.
Одним из
эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также
формированию универсальных учебных действий является создание проблемных
ситуаций на уроке. ( при изучении нового материала интересный вопрос по теме)
Предлагая ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме повышаю
мотивацию к изучению нового материала.
Дети выбирают верные утверждения,
полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии
возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были
верными.
В результате обсуждения устанавливаются
причинно – следственные связи.
Большое внимание на уроках физики
уделяется выполнению лабораторных работ При этом осуществляются следующие УУД:
·
умение
планировать и проводить эксперимент
·
владеть
физической терминологией и символикой.
·
уметь
работать с информацией и представлять ее в различных формах
·
уметь
обрабатывать результаты измерений и объяснять полученные данные
·
выдвигать
гипотезы.
Мной приведены лишь некоторые способы и
приемы формирования познавательных учебных действий на уроках физики. Как
педагог, убеждена, что содержание предмета физики в большей степени, чем другие
предметы позволяет осуществить познавательное развитие.
Таким образом, овладение учащимися
познавательными УД создает возможность самостоятельного успешного усвоения
новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть
умение учиться. Это обеспечивается тем, что познавательное УД- это обобщенные
действия, порождающие широкую ориентацию учащихся различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.