Формирование
нравственной культуры подростков через изобразительную деятельность в условиях
детского дома
«Научись
сперва добрым нравам,
а затем
мудрости, ибо без первой
трудно научиться последней»
Сенека
«Воспитание детей – это огромные
инвестиции в будущее», подчеркнул лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании
народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс
состоявшегося государства». Будущее нашей страны напрямую зависит от воспитания
наших детей, от ценностей, которые мы им прививаем сегодня.
В Послании Президента Республики
Казахстан 2012 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного
роста человеческого капитала в стране.
«Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и
толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности
должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы
собственности» - призывает Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.
Огромное значение нравственного воспитания
в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен.
Многие выдающиеся педагоги прошлого (Песталоцци, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский)
отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к
его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали
нравственное становление личности, считая, что только оно формирует
добродетельный характер, стойкость в жизненных ситуациях и сочувственное
отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики,
нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт.
Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он
вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности,
дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую
задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
(Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133.)
Очень высоко оценивал нравственное
воспитание Л.Н. Толстой: Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше
добра».
Нравственность —
это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести,
Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность
— это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек — это
человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает
уважение, почтение, одобрение, любовь.
В педагогической литературе (В.А.
Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов) нравственность рассматривают как личностную
характеристику, объединяющую такие качества и свойства как доброта,
порядочность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность,
коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Нравственный человек —
это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в
нём самом в виде соответствующих убеждений и личных качеств,
таких как ответственность, честь,
честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и
др.
Таким образом, мы видим, что к
нравственному воспитанию надо подходить как к целостному процессу, в котором
все стороны морального облика личности развиваются и формируются комплексно, в
органической взаимосвязи.
Важным аспектом в содержании нравственного
воспитания детей является их возрастной период. Необходимо определить
возрастные психологические и физиологические особенности , так как они
непосредственно влияют на формы, методы и содержание нравственного воспитания.
Нравственное воспитание подростков в
условиях детского дома – одно из приоритетных и сложных направлений нашей
работы. Связано это с тем, что детям, поступившим в детский дом, часто
свойственна заниженная самооценка, которая затрудняет их адаптацию к
предложенным условиям жизни.
Средний возраст детей, находящихся на
сегодняшний день в детском доме, от 10 до 18 лет. Именно в этом возрасте у
ребенка идет так называемый переходный период. Это переход из детства к ранней
юности. Очень часто его называют сложным, кризисным, и не случайно.
Подростковый возраст – время психологической неустойчивости. Важнейшим
содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания,
у них возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих
возможностей и их оценке. Интерес к себе, к своей жизни и к качествам своей
личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя,
разбираться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление
подростка о собственной личности.
В нравственном плане подросток начинает
руководствоваться теми убеждениями, которые он усваивает под влиянием
окружающей среды в процессе воспитательной работы. Таким образом, воспитатель
должен строить свою деятельность, учитывая особенности подросткового возраста.
Характерной чертой подросткового возраста
является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя
как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка
стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию.
Подростковый возраст – самый благоприятный
для творческого и нравственного развития, также же незаменимо в жизни каждого
ребенка образование в области искусства.
Во все времена искусство
представляло собой важную составляющую часть жизни человеческого общества. И
только искусство может развивать чувства ребенка: душевную чуткость,
эмоциональную отзывчивость, нравственные ценности. Как приблизиться к интересам
ребенка? Как понять его проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за
которой открываются бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как, не
навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского
восприятия, научиться у них открытости и искренности, раскрыть творческий
потенциал каждого ребенка? Заинтересованный педагог постоянно задает себе эти
вопросы.
Искусство влияет на мироощущение и
миропонимание подростка, характер общения и творческий потенциал формирующейся
личности.
Изучение изобразительного искусства направлено
на воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви
к ближнему, к своему народу, к Родине, красоте окружающего мира,
эмоционально-ценностного отношения к искусству, уважения к истории, традициям,
культуре разных стран мира.
Искусство учит «мыслить образами», учит
ставить себя на место другого человека, сочувствовать, жалеть, прощать — оно
учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно
само понятие нравственного воспитания.
«Искусство – самый
прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не
подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн.
Роль искусства в нравственном воспитании
заключается в способности максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний,
радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при
столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется
личность ребенка.
Основная задача в работе с
«повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к принятым
нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации
возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого и конечно же личный
пример самого педагога.
Приобщение воспитанников к культуре
искусства - необходимое условие для достижения цели воспитания - формирования
целостной личности,
Искусство гармонизирует и развивает все
духовно - нравственные способности человека, необходимые в различных областях
творчества.
Очень важно подростков обогатить
представлениями о художественных средствах передачи настроения человека,
которые используются в изобразительном искусстве посредством дополнительного
образования в области культурно досуговой деятельности, а в точности на
занятиях кружка «Волшебная кисточка» в условиях детского дома.
Прежде чем приступить к занятиям , я даю
ребятам определенный план наблюдения. Например, при выполнении этюда на тему
«Первый снег» я обращаю внимание детей на зимние деревья: какого цвета ствол
дерева, как лежит снег на веточках дерева, что темнее зимой – небо или земля,
какого цвета небо и т.д. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное,
профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь
можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру,
бережное отношение к родной природе.
Также ребята самостоятельно находят и
придумывают сюжет по разным темам. Выполнение таких заданий развивает у
воспитанников собственный чувственный опыт, на основе которого происходит
развитие чувств и формирование у подростков таких важных духовных качеств как
доброта, великодушие, сострадание.
Особое внимание обращаю не на умения
правильно или не правильно рисовать, а на выразительность и творчество,
предоставляю возможность каждому воспитаннику заявить о себе свободным
рисунком. Анализируя работы, выполненные в цвете, определяю их умение
понимать, что говорит один цвет другому, способность видеть взаимодействие
различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного
видения и вкуса. Исходя из этой общей картины, я помогаю воспитанникам в
выборе своего пути по ступеням лестницы знаний. Каждый шаг- это и остановка для
того, чтобы, в чем - либо разобраться. Очень важно воспитанникам создать такую
атмосферу, чтобы они были уверены в успехе, каждого подбодрить, вселить веру в
свои силы. Дать почувствовать ребятам что старается он не напрасно, что его
старания и усилия принесут в конечном итоге успех. Что особенно дорого мне в и творческих
работах воспитанников, так это простор для воображения, возможность
«разветвляться» в разных направлениях.
Анализируя свою работу с детьми,
могу сказать, что не сразу, не вдруг приобщаются они к творческому подходу. Главное
же в моей работе – пробудить вкус к творчеству, формировать духовную культуру,
заставить звучать в каждом ребенке его «главную струну».
Учитывая полученные результаты работы, а
это отражается в том что воспитанники участвуют в Областных,
городских конкурсах
по изобразительному искусству и занимают призовые места, я еще раз убедилась в
том, что двигаюсь в правильном направлении.
В заключении следует отметить, что
духовно-нравственное воспитание ребенка в современных социальных условиях
необходимо рассматривать как фактор гармоничного существования в социуме на
основе гуманистических ценностей. В процессе формирования духовно-нравственного
поведения подростка перспективным является возможности системы дополнительного
образования детей в условиях детского дома.
Практическая часть с педагогами.
О, чудо дивное –искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут, и творят,
И жаждой творчества горят!
А вы горите жаждой творчества? Для
творчества нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги. Сейчас
начнутся «чудесные превращения» .
Послушайте загадки и попробуйте нарисовать
отгадки. Победит тот, кто сделает это быстро и правильно.
1. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево).
2. Зимой и летом одним цветом. (Елка).
3. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без неё беда:
Она их главная еда. (Трава)
4. Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет. (Туча)
Литература
1.Школа изобразительного искусства. В
десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.
2. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. –
м.: Просвещение, 2007.-255 с. –(Библиотека учителя)
3.Изобразительное искусство: ты
изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред.
Б.М.Неменского. – м.:Просвещение,2007.
4.Изобразительное искусство: искусство и
ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- м.:
Просвещение. 2007.
5. Искусство вокруг нас. Учебник для 3
класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред.
Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.
6.Каждый народ - художник. Учебник
для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.
7. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. Учебник для 5 класса. Н.А.Горяева, О.В.Островская.
Просещение,2007.
8. Искусство в жизни человека. Учебник для
6 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2008.
9.Психология. В.С.Кузин. Москва. «Высшая
школа». 1982.
10.Искуссто. Живопись. Скульптура.
Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.
10. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012
г.
11. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики
Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.-2010»
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2, - 69 с.
13. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
14. http://bobek.kz Национальный научно-практический, образовательный и
оздоровительный центр «Бөбек»
15. Методическое пособие по предмету
«Самопознание»
16.Немов
Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд.
- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608
с.
Қарағанды
облысы білім басқармасының «Даму мүмкіншіліктері балаларға
арналған
балалар үйі»
КГУ
«Детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии»
Управления
образования Карагандинской области
Доклад
на педсовет по теме:
«Формирование
нравственной культуры подростков
через
изобразительную деятельность в условиях детского дома»
Подготовила:
Воспитатель
группы №13
Мамонтова О.И.
г.
Караганда 2016 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.