Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья «Формирование ключевых компетенций учащихся»

Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся»

Скачать материал

Тема  тренинга

«Формирование  ключевых компетенций учащихся»

 

Актуальность темы мастер-класса:

 

Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным документом, отражающим цель,  задачи, принципы организации и направления развития  системы среднего  образования страны.  Она является  новой моделью школьного образования,  конечной целью которой является вхождение  Казахстана в мировое образовательное .

В ней   определены     новое содержание   и новые подходы обучения школьников . Одной из принципиальных   особенностей  данной модели образования заключается   реализация  компетентностного  подхода  обучения в школе с учетом национального менталитета. 

         Методическая проблема СШЛ№5    «Формирование  ключевых компетенций  учащихся»  нацелена  на реализацию  Концепции  12-летнего среднего образования РК,  где  выделены четко  базовые,  ключевые и предметные  компетенции.

 

Цель тренинига : Создать практические  условия  участникам  мастер-класса   моделирования  навыков   формирования   ключевых компетенций  учащихся, повышение профессионального уровня педагогов  и обмен передовым  опытом.

 

 

На интерактивной доске  демонстрируются определения  «Компетенции», виды компетенций и т.д.

 

 

Оборудование:  компьютер, медиапроектор, медиаэкран, ватманы, маркеры, ноутбук, локальная сеть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия :

 

1.Ситуация успеха.  Упражнение  «Откровенно говоря»

 

Участники  мастер-класса выходят по-одному и   берут  из ларца карточку, в которой написана неоконченная фраза, которую они должны не раздумывая закончить с одним условием, нужно быть искренним ,  например:

 

-Откровенно говоря, я пришла на этот семинар …….

-Откровенно говоря, я жду от этого мероприятия…….

- Откровенно говоря , я хотела бы  сегодня на этом семинаре получить

  -и т.д.

 

 

2. Вступительное слово мастера 

 

          Все мы наверняка  согласимся с такими  высказываниями  европейских мыслителей  средних веков,   что  «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный ,  и что  образование заключается  не в количестве знаний ,  а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

         И в действительности,   молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении  любого предмета , что и  является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Но проблема заключается  в том,что наша  педагогическая деятельность   недостаточно направлена на формирование ключевых компетенций учащихся.  Мягко выражаясь ,  учителя  имеют   не совсем ясное  представление  как  эти ключевые компетенции  «притянуть»  к  их ежедневной  практике .

В мире не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.Я предлагаю  воспользоваться  в  качестве информационной  подсказки   листы , на которых имеется примерный перечень  Европейский стандарт ключевых компетенций   учащихся. (раздаются листы с данной информацией )

И сегодня мы  сами еще раз выясним для себя , что же входит в понятие ключевые компетенции и на практике  попробуем их научится формировать, побыть в роли наших учеников…

 

 

Мастер:   Итак, в Концепции 12-летнего образования Республики Казахстан  выделены   следующие группы ключевых компетенций:

1.Ценностно-смысловые компетенции

2.Общекультурные компетенции

3.Информационные компетенции

4.Коммуникативные компетенции

5.Социально-трудовые компетенции

6.Компетенции личностного самосовершенствования

Из числа участников формируются добровольные группы ,  которые выбрали ту  или иную группу  компетенций.

 

3. Основная часть

 

Мастер: Задание №1.  С помощью   предложенной информации  и вашего  практического опыта  перечислить  перечень   универсальных знаний, умений, навыков,   опыта  учащихся то есть  (компетенций)     по  вашему выбранному  виду  ключевой   компетенций .

 Участники групп  разрабатывают  свой  перечень  по  предложенному   виду компетенции.  

Далее участники защищают свою работу.

Мастер:  Ранее я говорила, что мы   поиграем в своих  учеников,  а для этого выполним  задания,  с   которыми   они бы   справились с  большой охотой и  интересом.

 

Задание  1 группе« Ценностно-смысловые компетенции».

Остановись взглядом, на какой либо привычной вещи.

Задай себе вопросы и ответь на них:

1.Для чего еще может использоваться данная вещь точно в таком виде, в

каком она находится сейчас?

2. Для чего еще может использоваться вещь, если её изменить:

а) сделать больше б) сделать меньше

в) сделать легче г) сделать тяжелее

д) сделать другой формы е) соединить с чем-нибудь другим (чем)

 

3.Чем мы  смогли бы заменить эту вещь, если бы её у нас не было?

Задание  2 группе «Общекультурные компетенции»

Предложите  свой проект  строительства жилья

-район  постройки  жилья

-применяемый строительный  материал

-требования по строительству   и т.д

Задание  3 группе «Информационные компетенции»

При помощи реальных объектов  (ноутбука,  компьютера ) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет),  создайте презентацию слайда на любую тему  с применением  различных инструментов-рисунков, диаграмм,  текстов, роликов,  музыки, звука

Задание  4 группе«Коммуникативные компетенции»

Показать  владение различными социальными ролями.

1.Представить свою кандидатуру для   получения высокооплачиваемой должности.

2.Написать письмо в какую-либо организацию

3. Составить   анкету,  заявление

4.Проинструктировать   малоопытного   работника

 

Задание  5 группе«Социально-трудовые компетенции»

Предствьте , что вы собрались   в отпуск , перед вами  проблема -приобрести    дорожную сумку   в соответствии с личной и практичной  выгодой.  Какими  требованиями вы будете руководствоваться при выборе покупки?

Задание  6 группе «Компетенции личностного самосовершенствования»

 

Представьте себя  школьником, впервые выезжающим  в летний лагерь

-какие  правила личной гигиены  вы соблюдали бы

- как бы  заботились  о собственном здоровье

- как бы вы строили свои отношения с незнакомыми ребятами

 

 

 

Творческие группы   демонстрируют  итоги своих заданий

 

Мастер: Итак, мы должны подвести наши практические и теоретические навыки  к общему знаменателю, ответьте  на  мой вопрос – что же  получают   наши ученики    владения   ключевыми  комтепенциями  ???

 

Примерные ответы участников

♦ Умение адаптироваться к жизни;

♦ Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

♦ Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

формируется психологическая  грамотность, культура мышления и поведения.

и  т.д.

Стало очевидным, уважаемые коллеги,  что  наши ответы, наша практическая работа   по ключевым компетенциям   в целом совпадают с идеями Концепции 12-летнего образования РК  и   определенным симпозиумом  Совета  Европы примерным  перечнем  ключевых компетенций

 

Рефлексия:  Упражнение «Великий мастер»

        

Участники  становятся в круг,  где каждый участник  хвалит своего соседа за сильные стороны в работе мастер-класса начиная со слов  «Ты-великий мастер,  потому что  …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейский стандарт ключевых комптенций

Изучать:

• уметь извлекать пользу из опыта;

• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

• организовывать свои собственные приемы изучения;

• уметь решать проблемы;

• самостоятельно заниматься своим обучением.

 

Искать:

• запрашивать различные базы данных;

• опрашивать окружение;

• консультироваться у эксперта;

• получать информацию;

• уметь работать с документами и классифицировать их.

 

Думать:

• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

• уметь противостоять неуверенности и сложности;

• занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

• уметь оценивать произведения искусства и литературы.

 

Сотрудничать:

• уметь сотрудничать и работать в группе;

• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

• уметь договариваться;

• уметь разрабатывать и выполнять контракты.

 

Приниматься за дело:

• включаться в проект;

• нести ответственность;

• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

• доказывать солидарность;

• уметь организовывать свою работу;

• уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

 

Адаптироваться:

• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

• показывать стойкость перед трудностями;

• уметь находить новые решения.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Она является новой моделью школьного образования, конечной целью которой является вхождение Казахстана в мировое образовательное .В ней определены новое содержание и новые подходы обучения школьников . Одной из принципиальных особенностей данной модели образования заключается реализация компетентностного подхода обучения в школе с учетом национального менталитета. Методическая проблема СШЛ№5 «Формирование ключевых компетенций учащихся» нацелена на реализацию Концепции 12-летнего среднего образования РК, где выделены четко базовые, ключевые и предметные компетенции.Цель тренинига : Создать практические условия участникам мастер-класса моделирования навыков формирования ключевых компетенций учащихся, повышение профессионального уровня педагогов и обмен передовым опытом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 453 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.02.2020 390
    • DOCX 49.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шигаева Алла Исааковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шигаева Алла Исааковна
    Шигаева Алла Исааковна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108912
    • Всего материалов: 213

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы политической науки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе