Главная / Русский язык и литература / Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся»

Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся»

hello_html_34b8c1c5.gifТема тренинга

«Формирование ключевых компетенций учащихся»


Актуальность темы мастер-класса:


Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Она является новой моделью школьного образования, конечной целью которой является вхождение Казахстана в мировое образовательное .

В ней определены новое содержание и новые подходы обучения школьников . Одной из принципиальных особенностей данной модели образования заключается реализация компетентностного подхода обучения в школе с учетом национального менталитета.

Методическая проблема СШЛ№5 «Формирование ключевых компетенций учащихся» нацелена на реализацию Концепции 12-летнего среднего образования РК, где выделены четко базовые, ключевые и предметные компетенции.


Цель тренинига : Создать практические условия участникам мастер-класса моделирования навыков формирования ключевых компетенций учащихся, повышение профессионального уровня педагогов и обмен передовым опытом.



На интерактивной доске демонстрируются определения «Компетенции», виды компетенций и т.д.



Оборудование: компьютер, медиапроектор, медиаэкран, ватманы, маркеры, ноутбук, локальная сеть










Ход занятия :


1.Ситуация успеха. Упражнение «Откровенно говоря»


Участники мастер-класса выходят по-одному и берут из ларца карточку, в которой написана неоконченная фраза, которую они должны не раздумывая закончить с одним условием, нужно быть искренним , например:


-Откровенно говоря, я пришла на этот семинар …….

-Откровенно говоря, я жду от этого мероприятия…….

- Откровенно говоря , я хотела бы сегодня на этом семинаре получить

-и т.д.



2. Вступительное слово мастера


Все мы наверняка согласимся с такими высказываниями европейских мыслителей средних веков, что «мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный , и что образование заключается не в количестве знаний , а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

И в действительности, молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любого предмета , что и является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Но проблема заключается в том,что наша педагогическая деятельность недостаточно направлена на формирование ключевых компетенций учащихся. Мягко выражаясь , учителя имеют не совсем ясное представление как эти ключевые компетенции «притянуть» к их ежедневной практике .

В мире не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.Я предлагаю воспользоваться в качестве информационной подсказки листы , на которых имеется примерный перечень Европейский стандарт ключевых компетенций учащихся. (раздаются листы с данной информацией )

И сегодня мы сами еще раз выясним для себя , что же входит в понятие ключевые компетенции и на практике попробуем их научится формировать, побыть в роли наших учеников…



Мастер: Итак, в Концепции 12-летнего образования Республики Казахстан выделены следующие группы ключевых компетенций:

1.Ценностно-смысловые компетенции

2.Общекультурные компетенции

3.Информационные компетенции

4.Коммуникативные компетенции

5.Социально-трудовые компетенции

6.Компетенции личностного самосовершенствования

Из числа участников формируются добровольные группы , которые выбрали ту или иную группу компетенций.


3. Основная часть


Мастер: Задание №1. С помощью предложенной информации и вашего практического опыта перечислить перечень универсальных знаний, умений, навыков, опыта учащихся то есть (компетенций) по вашему выбранному виду ключевой компетенций .

Участники групп разрабатывают свой перечень по предложенному виду компетенции.

Далее участники защищают свою работу.

Мастер: Ранее я говорила, что мы поиграем в своих учеников, а для этого выполним задания, с которыми они бы справились с большой охотой и интересом.


Задание 1 группе« Ценностно-смысловые компетенции».

Остановись взглядом, на какой либо привычной вещи.

Задай себе вопросы и ответь на них:

1.Для чего еще может использоваться данная вещь точно в таком виде, в

каком она находится сейчас?

2. Для чего еще может использоваться вещь, если её изменить:

а) сделать больше б) сделать меньше

в) сделать легче г) сделать тяжелее

д) сделать другой формы е) соединить с чем-нибудь другим (чем)


3.Чем мы смогли бы заменить эту вещь, если бы её у нас не было?

Задание 2 группе «Общекультурные компетенции»

Предложите свой проект строительства жилья

-район постройки жилья

-применяемый строительный материал

-требования по строительству и т.д

Задание 3 группе «Информационные компетенции»

При помощи реальных объектов (ноутбука, компьютера ) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), создайте презентацию слайда на любую тему с применением различных инструментов-рисунков, диаграмм, текстов, роликов, музыки, звука)

Задание 4 группе«Коммуникативные компетенции»

Показать владение различными социальными ролями.

1.Представить свою кандидатуру для получения высокооплачиваемой должности.

2.Написать письмо в какую-либо организацию

3. Составить анкету, заявление

4.Проинструктировать малоопытного работника


Задание 5 группе«Социально-трудовые компетенции»

Предствьте , что вы собрались в отпуск , перед вами проблема -приобрести дорожную сумку в соответствии с личной и практичной выгодой. Какими требованиями вы будете руководствоваться при выборе покупки?

Задание 6 группе «Компетенции личностного самосовершенствования»


Представьте себя школьником, впервые выезжающим в летний лагерь

-какие правила личной гигиены вы соблюдали бы

- как бы заботились о собственном здоровье

- как бы вы строили свои отношения с незнакомыми ребятами




Творческие группы демонстрируют итоги своих заданий


Мастер: Итак, мы должны подвести наши практические и теоретические навыки к общему знаменателю, ответьте на мой вопрос – что же получают наши ученики владения ключевыми комтепенциями ???


Примерные ответы участников

Умение адаптироваться к жизни;

Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;

Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.

формируется психологическая грамотность, культура мышления и поведения.

и т.д.

Стало очевидным, уважаемые коллеги, что наши ответы, наша практическая работа по ключевым компетенциям в целом совпадают с идеями Концепции 12-летнего образования РК и определенным симпозиумом Совета Европы примерным перечнем ключевых компетенций


Рефлексия: Упражнение «Великий мастер»

Участники становятся в круг, где каждый участник хвалит своего соседа за сильные стороны в работе мастер-класса начиная со слов «Ты-великий мастер, потому что …..

























Европейский стандарт ключевых комптенций

Изучать:

уметь извлекать пользу из опыта;

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы;

самостоятельно заниматься своим обучением.


Искать:

запрашивать различные базы данных;

опрашивать окружение;

консультироваться у эксперта;

получать информацию;

уметь работать с документами и классифицировать их.


Думать:

организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

уметь оценивать произведения искусства и литературы.


Сотрудничать:

уметь сотрудничать и работать в группе;

принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

уметь договариваться;

уметь разрабатывать и выполнять контракты.


Приниматься за дело:

включаться в проект;

нести ответственность;

входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

доказывать солидарность;

уметь организовывать свою работу;

уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.


Адаптироваться:

уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

показывать стойкость перед трудностями;

уметь находить новые решения.








Статья «Формирование ключевых компетенций учащихся»
  • Русский язык и литература
Описание:

Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Она является новой моделью школьного образования, конечной целью которой является вхождение Казахстана в мировое образовательное .

В ней определены новое содержание и новые подходы обучения школьников . Одной из принципиальных особенностей данной модели образования заключается реализация компетентностного подхода обучения в школе с учетом национального менталитета.

Методическая проблема СШЛ№5 «Формирование ключевых компетенций учащихся» нацелена на реализацию Концепции 12-летнего среднего образования РК, где выделены четко базовые, ключевые и предметные компетенции.

Цель тренинига : Создать практические условия участникам мастер-класса моделирования навыков формирования ключевых компетенций учащихся, повышение профессионального уровня педагогов и обмен передовым опытом.

Автор Сакипова Лаура Абеновна
Дата добавления 28.05.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 198
Номер материала MA-067099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓