Тема тренинга
«Формирование
ключевых компетенций учащихся»
Актуальность темы мастер-класса:
Концепция
12-летнего среднего образования Республики Казахстан является основным
документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления
развития системы среднего образования страны. Она является новой моделью
школьного образования, конечной целью которой является вхождение Казахстана в
мировое образовательное .
В
ней определены
новое содержание и новые подходы обучения школьников . Одной из принципиальных
особенностей данной модели образования заключается реализация
компетентностного подхода обучения в школе с учетом национального
менталитета.
Методическая проблема СШЛ№5 «Формирование ключевых компетенций
учащихся» нацелена
на реализацию Концепции 12-летнего среднего образования РК, где выделены
четко базовые, ключевые и предметные компетенции.
Цель
тренинига : Создать практические
условия участникам мастер-класса моделирования навыков формирования
ключевых компетенций учащихся, повышение профессионального уровня педагогов и
обмен передовым опытом.
На
интерактивной доске демонстрируются определения «Компетенции», виды
компетенций и т.д.
Оборудование: компьютер,
медиапроектор, медиаэкран, ватманы, маркеры, ноутбук, локальная сеть
Ход занятия :
1.Ситуация успеха.
Упражнение «Откровенно говоря»
Участники
мастер-класса выходят по-одному и берут из ларца карточку, в которой
написана неоконченная фраза, которую они должны не раздумывая закончить с одним
условием, нужно быть искренним , например:
-Откровенно
говоря, я пришла на этот семинар …….
-Откровенно
говоря, я жду от этого мероприятия…….
-
Откровенно говоря , я хотела бы сегодня на этом семинаре получить
-и т.д.
2. Вступительное слово мастера
Все мы наверняка согласимся с
такими высказываниями европейских мыслителей средних веков, что «мозг,
хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный , и что
образование заключается не в количестве знаний , а в полном понимании и
искусном применении всего того, что знаешь.
И
в действительности, молодому человеку, вступающему в
самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося
информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным
работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным,
коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему
должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать
нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя
компетентностный подход в обучении любого предмета , что и является одним из
личностных и социальных смыслов образования.
Но проблема заключается
в том,что наша педагогическая деятельность недостаточно направлена на
формирование ключевых компетенций учащихся. Мягко выражаясь , учителя
имеют не совсем ясное представление как эти ключевые компетенции
«притянуть» к их ежедневной практике .
В мире не
существует единого согласованного перечня ключевых компетенций.Я предлагаю
воспользоваться в качестве информационной подсказки листы , на которых
имеется примерный перечень Европейский стандарт ключевых компетенций
учащихся. (раздаются листы с данной информацией )
И сегодня мы сами
еще раз выясним для себя , что же входит в понятие ключевые компетенции и на
практике попробуем их научится формировать, побыть в роли наших учеников…
Мастер: Итак,
в Концепции 12-летнего образования Республики Казахстан выделены
следующие группы ключевых компетенций:
1.Ценностно-смысловые
компетенции
2.Общекультурные
компетенции
3.Информационные
компетенции
4.Коммуникативные
компетенции
5.Социально-трудовые
компетенции
6.Компетенции
личностного самосовершенствования
Из
числа участников формируются добровольные группы , которые выбрали ту или
иную группу компетенций.
3. Основная часть
Мастер: Задание
№1. С помощью предложенной информации и вашего практического опыта
перечислить перечень универсальных знаний, умений, навыков, опыта
учащихся
то есть (компетенций)
по вашему выбранному виду ключевой компетенций .
Участники
групп разрабатывают свой перечень по предложенному виду компетенции.
Далее
участники защищают свою работу.
Мастер: Ранее я
говорила, что мы поиграем в своих учеников, а для этого выполним задания,
с которыми они бы справились с большой охотой и интересом.
Задание 1 группе«
Ценностно-смысловые компетенции».
Остановись
взглядом, на какой либо привычной вещи.
Задай
себе вопросы и ответь на них:
1.Для
чего еще может использоваться данная вещь точно в таком виде, в
каком
она находится сейчас?
2.
Для чего еще может использоваться вещь, если её изменить:
а)
сделать больше б) сделать меньше
в)
сделать легче г) сделать тяжелее
д)
сделать другой формы е) соединить с чем-нибудь другим (чем)
3.Чем мы смогли бы заменить эту вещь, если бы её у
нас не было?
Задание
2 группе «Общекультурные
компетенции»
Предложите
свой проект строительства жилья
-район
постройки жилья
-применяемый
строительный материал
-требования
по строительству и т.д
Задание
3 группе «Информационные
компетенции»
При
помощи реальных объектов (ноутбука, компьютера ) и информационных технологий
(аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), создайте презентацию
слайда на любую тему с применением различных инструментов-рисунков,
диаграмм, текстов, роликов, музыки, звука)
Задание 4 группе«Коммуникативные
компетенции»
Показать
владение различными социальными ролями.
1.Представить
свою кандидатуру для получения высокооплачиваемой должности.
2.Написать
письмо в какую-либо организацию
3.
Составить анкету, заявление
4.Проинструктировать
малоопытного работника
Задание 5 группе«Социально-трудовые
компетенции»
Предствьте , что вы
собрались в отпуск , перед вами проблема -приобрести дорожную сумку в
соответствии с личной и практичной выгодой. Какими требованиями вы будете
руководствоваться при выборе покупки?
Задание
6 группе «Компетенции
личностного самосовершенствования»
Представьте себя школьником, впервые выезжающим в летний лагерь
-какие правила личной гигиены вы соблюдали бы
- как бы заботились о собственном здоровье
- как бы вы строили свои отношения с незнакомыми ребятами
Творческие группы демонстрируют итоги своих заданий
Мастер: Итак, мы должны
подвести наши практические и теоретические навыки к общему знаменателю,
ответьте на мой вопрос – что же получают наши ученики владения
ключевыми комтепенциями ???
Примерные ответы участников
♦
Умение адаптироваться к жизни;
♦
Развитие мышления и самостоятельности в принятии решения;
♦
Воспитание ответственности, независимости в суждениях, гражданской позиции.
♦формируется психологическая грамотность,
культура мышления
и поведения.
и
т.д.
Стало очевидным, уважаемые
коллеги, что наши ответы, наша практическая работа по ключевым
компетенциям в целом совпадают с идеями Концепции 12-летнего образования РК
и определенным симпозиумом
Совета Европы примерным перечнем ключевых компетенций
Рефлексия: Упражнение
«Великий мастер»
Участники
становятся в круг, где каждый участник хвалит своего соседа за сильные
стороны в работе мастер-класса начиная со слов «Ты-великий мастер, потому
что …..
Европейский
стандарт ключевых комптенций
Изучать:
•
уметь извлекать пользу из опыта;
•
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
•
организовывать свои собственные приемы изучения;
•
уметь решать проблемы;
•
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
•
запрашивать различные базы данных;
•
опрашивать окружение;
•
консультироваться у эксперта;
•
получать информацию;
•
уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
•
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
•
критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
•
уметь противостоять неуверенности и сложности;
•
занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
•
видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит
обучение и работа;
•
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с
окружающей средой;
•
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
•
уметь сотрудничать и работать в группе;
•
принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
•
уметь договариваться;
•
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься
за дело:
•
включаться в проект;
•
нести ответственность;
•
входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
•
доказывать солидарность;
•
уметь организовывать свою работу;
•
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
•
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
•
доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
•
показывать стойкость перед трудностями;
•
уметь находить новые решения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.