Формирование экологической
культуры младших школьников
Человек будущего
– это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и
самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование
экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к
окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя
ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и
сознательное включение в этот процесс.
Экологическая
культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и
наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением
младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура
есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать
гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение
формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной
сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с
природой и социумом.
Существенным
моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании
представления о приоритете человека над природой и формирование нового
мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной
самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда
для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а
то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной
природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в
природе, людях, творениях рук человеческих. [1, с.3-4]
Младший
школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования
основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся
преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира,
интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность
в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование
наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности,
которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к
самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и
устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно
умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого
в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также
проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе
этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает
оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. [1, с. 5-6]
Особенностью непрерывного
экологического образования является обязательность его на первых стадиях
обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени
оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего
человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии.
Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы
и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой
отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и
вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы
человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём,
весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди
общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания,
обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и
устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны
получать дети – экологическая.
Что такое экология? Экология – это
(греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о
взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым
организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания -
и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со
своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и
растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует.
Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий
естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых
существ со средой обитания.
Воспитание в широком смысле слова –
процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного
обучения и воспитания.
Обучение – процесс взаимодействия
учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
Образование и воспитание школьников в
области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных
направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование
экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс,
тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического
воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и
зависимостей.
Термин «экологическое воспитание»
появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема
взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения
рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Под экологическим воспитанием
понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех
видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием,
освоением. Экологическое воспитание - воздействие на сознание людей в
процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки
социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного
отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным
ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры,
экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и
экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как
социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и
природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто
используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные
переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное
руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в
природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство
ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные
мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению,
сохранению и улучшению природной среды.
Выделяют ряд принципов, специфических
для экологического образования и воспитания:
·
Процесс
формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей
системы воспитания, актуальным её направлением.
·
Процесс
формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального,
регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических
проблем.
·
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство
интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической
деятельности по её улучшению.
·
Процесс формирования экологической культуры школьников опирается
на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и
организации экологического образования.
Культура – совокупность материальных
и духовных ценностей, созданных человечеством.
При этом под экологической культурой
понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
·
экологические
знания;
·
понимание,
что природа является источником жизни и красоты;
·
богатство
нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
·
ответственность
за её сохранение;
·
способность
соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья
человека;
·
глубокая
заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.
Систему экологического
образования составляют звенья:
·
экологическое воспитание в семье.
·
экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
·
экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).
·
экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
В экологическом
воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание,
в которое существенный вклад вносят естественно – научные предметы. На этих
уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому
способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…),
формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей
эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и
эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно,
чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в
природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире
прекрасного рождает потребность быть красивым». [2, с. 474]
Формы, методы и средства
организации экологического воспитания различают:
·
традиционные;
·
инновационные.
Форма обучения – это
организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая
различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем
в процессе воспитывающего обучения.
В связи с особенностями
содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном
процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира
младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам
относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории
школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции,
экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные,
секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и
основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический
практикум.
Индивидуальная форма
предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций,
наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.
Основным критерием
эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является
единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании
каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и
обязанность – заботиться о ней.
Ведущие методы
преподавания: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Названные методы
определяют формы организации учебной деятельности учащихся,
специфические для данного учебного предмета:
·
экскурсии;
·
уроки с раздаточным материалом;
·
практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой
природы, в природе;
·
самостоятельные наблюдения детей.
Важный аспект в
воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе,
способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко
всем природным явлениям.
Т. о., успех
экологического воспитания и образования в школе зависит от использования
разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность
определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и
окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин
способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные
возможности.
Литература:
1. Буковская Г.В. Игры,
занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М.,
“Владос”, 2002 – 192с..
2. Латышина. Д. И. История
педагогики и образования: учебник - М. Гардарики, 2007. - 527 с., с. 474]
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.