Главная / Русский язык и литература / Статья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе"

Статья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе"

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifЭффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6-ых классах.

Таукешова Майра Александровна, учитель русского языка и литературы.

Каждый учитель продумывает, как провести урок, чтобы учащиеся не только усвоили учебный материал, но и научились активному мышлению, анализировать, делать выводы, контролировать свое собственное мышление.

Именно методика критического мышления способствует благоприятному развитию активного мышления. Обучение мышлению является как познавательным, так и само познавательным процессом.

Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире, способны творчески подойти к решению проблемы. У подростков формируется вкус к исследовательской деятельности.

Обязательным этапом урока является рефлексия, которая позволяет учащимся научиться самоконтролю, саморегулированию и формирует привычки к осмыслению различных событий в жизни.

Рассмотрим, как можно использовать элементы методики критического мышления на уроках русской литературы в 6-ых классах.

При изучении произведения Овидия «Метаморфозы» можно использовать методику «Таблица-дневник двойной записи»

Чем примечателен каждый век, описанный Овидием? В каком веке вы хотели бы жить? Почему?


Название века

Описание века

Выводы

Золотой век

-народ, не знавший возмездий;

-соблюдавший правду и верность;

-не было кар, жили в безопасности;

-жили без судей;

-не было шлемов, мечей;

-земля плодоносила;

-стояла вечная «весна»;

-«реки текли молоком, капал мед золотой»

-жили бескорыстно;

-люди были праведны;

-не совершали плохих деяний;

-народы жили в мире;

-люди были сыты;

-весна радовала всех людей;

-все жили богато


Серебряный век

-«разделил на четыре времени года»;

-«впервые в домах расселились»;

-«впервые семена цыцерины в бороздах были зарыты»:

-«духом суровей»

-времена года пришли на смену весне;

-люди начали расселяться по домам;

-люди выращивали хлеб;

-люди стали жёстче

Медный век

-«склонный к ужасающим браням»


-между людьми начались раздоры

Железный век

-«стыд убежал»;

-«появились обман, коварство»;

-«казни, насилия»;

-«вышла на свет и война»;

-«редка приязнь и меж братьями стала»;

-«дева Астрея (богиня благородства) от крови земли ушла

-люди делали все, то что хотели;

-воровали, обманывали;

-люди с ненавистью относились друг к другу;

-люди начали воевать между собой;

-брат брата ненавидел, сын отца убивал;

-было много не справедливости на земле;

Вывод: (каждый ученик делает свой вывод)

При изучении поэмы Гесиода «Труды и дни» можно использовать методику «Цветограмма»

Цветограмма

Охарактеризуйте каждый период в истории человечества. Какой век вам понравился? Почему?

Белый - чистота, искренность

Черный - мрак, потеря веры

Красный - агрессия

Синий - тревожность

Фиолетовый - ложь

Оранжевый - праздничность

Голубой - справедливость

Розовый - надежда

Зеленый-спокойствие

Желтый - радость

Золотое поколение

1)Зеленый - «Жили со спокойной и ясной душою»

2)Желтый - «Старость приближаться не стала»

3)Голубой - «В пирах жизнь проводили»

4)Розовый - «Людей на земле охраняют»

Серебряное поколение

5)Фиолетовый - «Сотни годов вырастал не зрелым ребенком»

6)Синий «Жили лишь малое время»

7)Черный «Почестей не воздавали богам»

8)Зеленый «В почете у смертных»

Медное поколение

9)Красный «Могучи, страшны»

10)Оранжевый «Крепче железа их дух», «великой силой обладали»

11)Синий «Сила ужасная принесла всем погибель»

12)Черный «Черная смерть их взяла»

Четвертое поколение - полубоги

13)Черный «Погубила война»

14)Фиолетовый «В Трое другие погибли»

15)Оранжевый «Ни дум, ни заботы не зная…населяют блаженных»

16)Розовый «Почва героям счастливым плоды в изобилии приносила»

Железные люди

17)Черный «Не будет передышки от горя»

18)Красный «Дети с отцами сговорится, не смогут»

19) Фиолетовый «Стыд пропадает»

20)Черный «Тяжкие беды в жизни останутся людям», «от зла избавления не будет»

Вывод:

Методику «Кардиограмма» можно использовать при изучении стихотворения А.А.Фета «Золотой век»

-Опишите время, описанное А.А.Фетом

-позитивное



- негативное

2

9

8

7

6

5

4

33

1




  1. «Золотой блистал когда-то век»

  2. «Блаженствовал незлобный человек»

  3. «Леса полны поныне аромата»

  4. «Долиною счастливый»

  5. «Менада грудь и плечи предала»

  6. «Все празднично кругом»

  7. «Любуется… избранницей своей»

  8. «Нагие дети пляшут и шумят»

  9. «Был… весел и румян»

Вывод: Хорошо жилось в золотом веке, везде гармония, радость,веселье…

Мы рассмотрели 3 элемента из методики критического мышления: Дневник двойной записи, «Цветограмма», и «Кардиограмма», которые помогут учащимся 6-х классов легче усваивать учебный материал, научит работать с художественными текстами, и , конечно же, вырабатывает у учащихся критическое мышление, умение иметь своё собственное мнение, анализировать, делать выводы, а в жизни научится решать трудные ситуации, проблемы. Завершить урок можно тестом



Статья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе"
  • Русский язык и литература
Описание:

Каждый учитель продумывает, как провести урок, чтобы учащиеся не только усвоили учебный материал, но и научились активному мышлению, анализировать, делать выводы, контролировать свое собственное мышление.

Именно методика критического мышления способствует благоприятному развитию активного мышления. Обучение мышлению является как познавательным, так и само познавательным процессом.

Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире, способны творчески подойти к решению проблемы. У подростков формируется вкус к исследовательской деятельности.

Обязательным этапом урока является рефлексия, которая позволяет учащимся научиться самоконтролю, саморегулированию и формирует привычки к осмыслению различных событий в жизни.

Рассмотрим, как можно использовать элементы методики критического мышления на уроках русской литературы в 6-ых классах.

При изучении произведения Овидия «Метаморфозы» можно использовать методику «Таблица-дневник двойной записи»

Автор Таукешова Майра Александровна
Дата добавления 28.05.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 168
Номер материала MA-067096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓