Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на
расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда
все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием
современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение через Интернет - это
обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного
материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с
использованием технических, программных и административных средств глобальной
сети Интернет.
Большой интерес в развитых странах к удаленному
обучению проявляют студенты. В США, по данным IDC, более 50% высших учебных заведений используют дистанционные
онлайновые программы, как составную часть образовательного процесса.
Отличительной особенностью ДО является
предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь
развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными
информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и
знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие
системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными
учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду
обучения, доступную широкой аудитории.
Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых
столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть
до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям
делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем
при традиционной форме обучения.
Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия
обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить
электронные семинары и деловые игры.
В данном проекте рассматривается один из аспектов
применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно
дистанционные обучающие технологии, которые можно рассматривать как средства
реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования.
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье предлагается анализ мотивационного обеспечения дистанционной поддержки
школьного образования и организационные формы осуществления сетевого
взаимодействия в школе (на примере образовательных учреждений Алтайского
края).
Ключевые слова: мотивационное обеспечение, дистанционное
образование, организационные формы осуществления сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений организуется для
достижения основных целевых установок, которые стоят перед учреждениями -
школами, вузами. Центральными из них являются цели в области организации
педагогического процесса и в организации научных исследований. В статье речь
пойдет только об организации учебного процесса, при этом в первую очередь наши
рассуждения относятся к сетевому характеру организации учебного процесса внутри
образовательного учреждения - средней общеобразовательной школы, хотя многое из
сказанного транслируется на межшкольное взаимодействие и на сетевое
взаимодействие в высшей школе.
Когда педагогический процесс в целом отлажен, осуществляется на системной
уроне, следует ожидать возможности совершенствования его на отдельных
направлениях. В этом случае актуальным становятся рассуждения о «модернизации»
образования, поиске и отработке «болевых» или прорывных точек развития в
системе образования. Оставим в стороне вопрос о системности организации
педагогического процесса в современной средней школе и большинстве высших учебных
заведений и отметим, что организация сетевого взаимодействия в системах «вуз -
вуз», «школа - вуз», «школа - школа», «обучающиеся - образовательное
учреждение» является одним из таких прорывных направлений в
совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Организация сетевого
внутришкольного взаимодействия между учащимися и педагогами (в условиях,
когда учащиеся и педагоги видятся и общаются почти ежедневно) фактически
означает организацию дистанционной формы обучения и воспитания в школе
Остановимся на двух важных вопросах - мотивационном обеспечении
сетевого взаимодействия или дистанционного обучения в школе и организационных
формах такого взаимодействия.
Подчеркнем еще раз, что речь идет о дистанционном образовании, интегрированном
в традиционный учебный процесс общеобразовательной школы. Предполагается, что
учитель-предметник нач-
нет использовать в своей педагогической деятельности дистанционные технологии.
Первый и самый главный (с нашей точки зрения) вопрос, на
который следует ответить: «Зачем ему это нужно?», «Что это использование может
дать такого, что учитель будет заинтересован в выполнении дополнительной
работы, помимо проведения уроков, за которую ему не платят?»
Таким образом, необходимо привести аргументы по обоснованию и стимулированию
дистанционной образовательной деятельности учителя. Поскольку педагоги разные,
с различными собственными оценками ценностей, их ранжированием, для них могут
оказаться значимыми аргументы, которые не являются первыми в списке стимулов.
Начнем составлять такой список.
Стиль обучения В рамках ЭСО встречаются учащиеся,
предпочитающие различные стили или методики обучения. Выбор учащимся того или
иного стиля обучения является существенным фактором, способствующим его успехам
в учебе . Поэтому понимание предпочтений учащихся в отношении стиля обучения
помогает проектированию учебных курсов таким образом, чтобы облегчить изучение
учебного материала отдельными учащимися . Для характеристики стилей обучения
существуют различные модели. Питер Хани и Алан Мамфорд разработали модель стиля
обучения, включающую четыре категории учащихся в соответствии с предпочитаемым
стилем обучения на основе теории стилей обучения Колба . Эти четыре категории
учащихся в соответствии с предпочитаемым стилем обучения называются «активист»,
«теоретик», «отражатель» и «прагматик». Согласно определению Хани ;
«Активисты» любят учиться на практике. Им
нравится принимать вызовы и открывать для себя что-то новое. Они пытаются
выполнять упражнения и участвуют в практической деятельности, не задумываясь о
последствиях.
«Отражатели» изучают материал путем наблюдения
и размышления над тем, что произошло. Они внимательно слушают каждого,
размышляют над каждой идеей и повторяют процесс изучения всякий раз, когда им
предоставляется такая возможность.
«Теоретикам» нравится вникать в суть
концепций, моделей и общего образа урока. Контент должен быть представляться в
порядке и объясняться исходя из принципа от простых вещей к деталям.
«Прагматики» лучше всего усваивают изучаемый
материал, если им предоставить возможность осуществить на практике то, что
непосредственно демонстрируется или объясняется. Они любят экспериментировать
над новыми идеями.
Таким образом, уже множество известных образовательных
учреждений готовы предложить получить высшее, второе высшее, MBA образование
дистанционно. Выдаются дипломы государственного образца. Студентов же
привлекают неоспоримые преимущества дистанционного обучения. Каждый человек с
лёгкостью найдёт среди них те, которые являются для него определяющими.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.