АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Подорога О.В.
МБОУ «Начальная школа-детский сад№44»
В современном обществе особо
актуальным становиться образование, рассматриваемого с позиций здоровьесберегающего
фактора и природосообразности учащихся. В настоящее время особое внимание
обращено на то, что образовательный процесс должен основываться
на идеях воздействия на обучаемого окружающей природы
и учитывать индивидуальные способности ребенка. Успешность обучения определяется
характером проявления индивидуальных психофизиологических функций восприятия
учебного материала, знаний, умений и навыков.
Гендерные аспекты обучения и
воспитания привлекают внимание специалистов разных областей – психологов,
педагогов, врачей. Специальные исследования направлены на выявление природы различий
между мальчиками и девочками, которые, по мнению учёных, являются отражением
либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей. Для
обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано
английское слово «гендер».
Воспитание и развитие мальчиков
и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных
мирах. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола.
Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации
усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к
принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют
формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок
приобретает гендерные характеристики.
Мальчики и девочки разные. Разные с
социальной, биологической и психологической точек зрения.
В нашей стране одной из
наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика
В. Ф. Базарного. Он считает, что одним из наиболее эффективных способов
реализации природосообразного образования является дифференцированное обучение
и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах. Идеи гендерного подхода
к обучению и воспитанию младших школьников успешно реализуются в нашей школе с
2012года.
Педагоги нашей школы
понимают, что гендерный подход в обучении — это переосмысление
способов и методов обучения и воспитания через призму женского
и мужского восприятия; это принятие учителем личности обучающегося
с позиций его гендерных особенностей. В нашей школе в настоящее время идёт
работа в параллельных гендерных классах, в которых обучаются только мальчики и
только девочки.
По нашему наблюдению, мальчики
и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит
за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку
ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят,
слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Психологи
считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со
здоровьем, воспитанием и успеваемостью.
При работе в классе «девочек»
надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто
остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в
парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет
быстрее думать и искать правильный ответ. Опыт показывает, что один и тот же
предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому
уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо
подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчики
могут сами справиться с заданием, найти решение, включаясь в поисковую
деятельность, а уже потом обобщить и объяснить, как надо было действовать.
Насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям
девочек и мальчиков, во многом зависят и успехи детей в учёбе, и становление
личности в целом.
В процессе работы мы пришли к
пониманию о необходимости соблюдения определенных условий:выявление
особенностей гендерного усвоения знаний; организация раздельного
обучения;оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия
познавательных интересов мальчиков и девочек; определение методов преподавания
и установление их соответствия стилям учебной деятельности
обучающихся;определение стиля изложения учебного материала.
Анализируя данные условия,мы
пришли к выводу, что гендерный подход затрагивает содержание обучения и
воспитания, формы и методику преподавания различных учебных предметов.
В детях необходимо
воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские
качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У
девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость,
хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание
целомудрия, стыда, отзывчивости, развитие эстетического вкуса, способности
различать прекрасное и уродливое в окружающем мире. Приоритеты в мужском
образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности
за себя и свою семью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а
у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам.
Противники гендерного
обучения главным считают недостаток общения с противоположным полом. Мы
считаем, что эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается
в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине – матери, брата к
сестре, отца к дочери. Педагоги ведущие параллельные классы раздельного
обучения в нашей школе, составляют совместный план воспитательной работы с
учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе
будут встречаться на занятиях хореографии, музыки, на классных часах, школьных
и внешкольных мероприятиях, экскурсиях.
Большую помощь в гендерном
воспитании детей оказывает работа с родителями. На классные родительские
собрания можно приглашать школьного врача и психолога.
В нашей школе регулярно
проводится лекторий для родителей. Например: «Психосексуальное развитие
ребенка. Возрастные особенности младшего школьника», «Развитие половой сферы
младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола», «Роль
семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди:
взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение братьев и сестер;
взаимоотношения с взрослыми в семье».
Одной из форм работы с родителями
является анкетирование. В анкете родителям предлагаются вопросы, с помощью
которых выясняется осведомлённость и просвещённость их о проблемах
психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.
Педагогами школы разработана памятка
для родителей при общении с мальчиками и девочками.
1.
Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с
присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и
даже любить их надо по-разному.
2.
Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие
разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников –
мальчиков.
3.
Мальчики и девочки по-разному воспринимают
окружающий мир, а главное по-разному осмысливают его.
4.
Помните, что когда женщина воспитывает и
обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский
опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно.
5.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков
аккуратности и тщательности выполнения задания.
6.
Старайтесь, давая задание мальчикам,
включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть
ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
7.
С девочками, если им трудно, надо
разобрать принцип выполнения задания, показать что и как надо сделать. Вместе с
тем, надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее
известным схемам.
Наработанный опыт позволяет сделать
вывод, что гендерное развитие необходимо проводить целенаправленно и
участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Поэтому как
образовательный, так и воспитательный процесс, должны строиться с учетом всех
перечисленных особенностей. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый
педагог при организации учебных занятий и воспитательной работы.
Литература
1.
Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности
детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002
2.
Н. Ерофеева. «В классе мальчики и
девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001
3.
Каплунович И.Я. О различиях в
математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
4.
Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики
и девочки. / «Дошкольное воспитание». -№12.– 2003. – с.44–52.
5.
Эльконин Б.Д. Детская психология. – М,
2004 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.