Главная / Начальные классы / статья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

статья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

hello_html_789769a.gifhello_html_3fe433ab.gifhello_html_5063d4b7.gifhello_html_3b99f0aa.gifhello_html_1d9c6638.gifhello_html_2c71121a.gifhello_html_m2868375f.gifhello_html_m1b9bec12.gifhello_html_m3d0f117f.gifhello_html_51de6a73.gifhello_html_5f293880.gifhello_html_5814245.gifhello_html_24212ba9.gifhello_html_m2b1cc512.gifhello_html_m114bb118.gifhello_html_b1788db.gifhello_html_4915f87e.gifhello_html_6ba42647.gifhello_html_46419115.gif

Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

Автор: Белая Л.И., учитель начальных классов; высшая категория,

учитель-методист.

ГУ «Луганская специализированная школа I-III ступеней № 54»

Методическая проблема:

Развитие познавательной активности младших школьников на основе системно - деятельностного подхода с использованием инновационных технологий.



Аннотация

В данной статье раскрывается опыт использования активных и интерактивных методов обучения как средства развития познавательной деятельности и исследовательской компетентности младших школьников. Познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.


Младший школьный возраст имеет большие резервы для развития мотивации к познанию и творчеству.

Зажечь в сердце ребёнка огонёк любознательности, вызвать удивление

окружающим миром, интерес к знаниям – это внутренний

постоянно действующий стимул в работе с младшими школьниками.

Нестандартная интересная, творческая работа пробуждает пытливость, альтернативное мышление, оригинальность, широту и глубину мысли , изобретательность ,способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию маленьких школьников.

Специфика занятий в начальной школе - это учебно – поисковая познавательная деятельность с элементами игровой, творческой, проектной.





Отличительная особенность таких занятий в том, что обучение идёт в деле и через дело: все дети в классе активно участвуют в «открытии» нового знания в процессе самостоятельной и исследовательской работы. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие, под руководством учителя достигают поставленных целей, получают удовольствие от учёбы. В коллективной работе каждый ребёнок занят делом, каждому хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается. Появляется интерес, желание работать на занятии возрастает, формируются понятия, которые дают возможность сравнить разные мысли, мнения.

Формированию положительного отношения к учёбе, активизации познавательной деятельности младших школьников способствует включение в работу на личностно-значимом уровне «хочу, потому что могу», использование в учебном процессе элементов занимательности, создание ситуации успеха для детей с разными учебными способностями, дидактические приёмы:

  • «Удивляй»

  • «Реставрация»

  • «Перевёртыш»

  • «Фантастическая добавка»

  • «Творчество на будущее»

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.



Как пробудить интерес? Как его воспитать?

Как управлять им в различных ситуациях, чтобы в нём непременно присутствовала радость познавания и познания?

По каким признакам можно говорить о наличии у учащихся познавательного интереса?







Волевой фактор

Технология познавательной деятельности младших школьников

Планирование познавательных действий

Рациональная организация познавательной деятельности

Самоконтроль

Умение работать в определённом темпе

Умение выделить главное

Самостоятельность мышления

Сравнение

Самоанализ

Обобщение

Общие и специальные умения и навыки коллективной и индивидуальной деятельности

Интеллектуальные умения

Заинтересованность

Любознательность

Стремление к умственной деятельности

Радость познания

Представление

Факты

Правила

Способы обучения

Система знаний

Стремление к преодолению трудностей

Познавательная самостоятельность

Мотивация

С целью организации познавательной деятельности, потребности школьника к самоопределению и самоутверждению в условиях современного информационного общества всё возрастающее значение имеет использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на их общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности детей в процессе обучения.

Активными методами обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, побуждают к старательному, успешному учению, развивают способности к самостоятельному поиску и общению.

Для развития познавательной активности использую проблемно-поисковые ситуации, развивающие игры, коммуникативный диалог, исследовательскую деятельность, сюрпризный момент.

В результате использования активных методов обучения у младших школьников проявляются:

1.Специфические

особенности поведения и деятельности учащихся, появляющиеся в процессе деятельности на занятиях:


2.Особенности поведения и деятельности, проявляющиеся при выполнении самостоятельных заданий:


3.Особенности всего образа жизни учащихся, возникшие под влиянием интереса к той или иной деятельности:








а) активное включение в учебную деятельность

а) изменение поведения в результате возникшего познавательного интереса

а) занятость в свободное от занятий время (досуг)

б) сосредоточенность на заинтересовавшем материале

б) умение работать с соответствующей справочной литературой

б) изменение под влиянием возникшего интереса всего образа жизни



Учиться – это не просто усваивать какие-то навыки, узнавать новые факты.

Учиться – это овладевать научными понятиями, выяснять суть явлений, их происхождение.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучении учебных предметов.

Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ученик испытывал радость, удовлетворение от самого процесса познания.



На занятиях дети учатся критически мыслить, выбирать правильное решение среди разнообразия мнений, преобразовывать новые знания на собственные, презентовать свою работу.

Каждый будет работать с интересом, если задания посильны ему.

Вовлечение детей в пары и группы, кроме наличия собеседника, предполагает ещё и умения регулировать собственное поведение, искать способы для передачи знаний, мыслей.

Групповые и парные формы организации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях, составляющие основу интерактивных технологий обучения, помогают создать условия, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, радость познания, собственную значимость.





Использую такие методы интерактивного обучения:

Обучение в сотрудничестве:

два- четыре- вместе

Дискуссия





«Микрофон»



Интерактивное обучение





«Дерево решений»









Имитационные и деловые игры



Презентации

Проекты

Ассоциации

(паутинка)















«Изюминкой» считаю и такой вид познавательной деятельности, при котором школьники становятся соавторами учебных занятий: самостоятельно выполняют творческие работы, составляют собственные ребусы, рассказы, мини – сказки, задачи, визитные карточки, подбирают вопросы к викторинам, для рубрики «Интересно знать», используя различные источники информации, в том числе информационное пространство сети Интернет.

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения в познавательной деятельности младших школьников существенно повышает их мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития детей, обеспечивает не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование творческой картины мира, исследовательской компетентности в любой предметной области познания.





Литература

1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе .-М.:Просвещение, 2006.

2.Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.//Педагогика.- 2007.-№ 8.

3.Карина Л.П. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности.// Начальная школа. - 2004.- № 7.

4.Лакоцинина Т.П. Необычные уроки в начальной школе.- ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2008.

5.Суворова Н.И. Интерактивное обучение. Новые подходы.- М.: Просвещение, 2005.

6.Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности.//Начальная школа.-2003.- № 2.

7. Интернет-ресурсы.



статья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.
  • Начальные классы
Описание:

Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

Автор: Белая Л.И., учитель начальных классов; высшая категория,

учитель-методист.

ГУ «Луганская специализированная школа I-III ступеней № 54»

Методическая проблема:

Развитие познавательной активности младших школьников на основе системно - деятельностного подхода с использованием инновационных технологий.

Аннотация

В данной статье раскрывается опыт использования активных и интерактивных методов обучения как средства развития познавательной деятельностии исследовательской компетентности младших школьников. Познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.

Автор Белая Людмила Ивановна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 623
Номер материала MA-064652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓