Главная / Классному руководителю / статья- Понимающие родители-успешные дети

статья- Понимающие родители-успешные дети





Понимающие родители- успешные дети

Полищук Ирина Анатольевна,

Учитель начальных классов

МАОУСОШ №2 п.Хвойная



На современном этапе развития образования очень большая роль уделяется родителям и организации деятельности с ними. Мы не рождаемся родителями. Быть родителями мы учимся, учимся на собственных детях, которые прощают нам наши оплошности, искренне верят в чистоту наших намерений, благодарно воспринимают нашу заботу. Мы можем сделать наших детей более счастливыми, для этого мы должны помнить, что учиться быть родителями мы должны всегда, и не только ценой опыта наших детей, но и получая знания из всех доступных нам источников.

Сознательные родители понимают, что в воспитании  очень важны как их собственные личностные черты, так и характер их взаимоотношений с ребенком. Когда родитель осознает, что он сам – продукт воспитания своих собственных родителей, и зачастую ведет себя так же неэффективно, это позволяет ему меняться. Наши дети копируют нас. Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями -  это то, что мы передаем своим детям. Если мы хотим, чтобы наши дети были терпеливы, мы на собственном примере должны демонстрировать терпение в житейских делах. Если мы хотим, чтобы у наших детей было много друзей, мы сами должны иметь много друзей. Вот в этом случае и возникает вопрос о родительской компетентности. Итак, рассмотрим понятие компетентность. Определение этого понятия в теоретической литературе множество. Рассмотрим некоторые из них. Как написано в работах Гарфинкеля : «Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.»(7) М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях». (4) А.В.Хуторской давал свое понятие компетентности: «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.»(4) Все понятия объединяет то, что они говорят о готовности решать задачи воспитания и обучения со знанием дела, включая в себя и процесс и содержание дела. Предполагает все это и знание существа проблемы и умения ее решать. Для этого необходимо постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях.

В контексте нашего исследования понятие компетентность может звучать так: компетентность- это наличие знаний и жизненного опыта, стремление обновления и использования знаний и навыков для решения проблем в области образования и воспитания детей.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса,  В. Сатир, Ф. Райса,  Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей. Здесь нам необходимо обратиться к понятию родительская компетентность.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться . А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей:

- открытость и доверительное отношение с детьми;

- контроль и координирование в развитии ребёнка;

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- последовательность в своих требованиях к детям (не требовать не- возможное) ;

- оптимистичность взаимоотношений в семье

Моя работа с родителями начинается в 1 классе с оглашения этих правил, которые мы подробно разбираем. Выясняем ,соглашаемся с ними или нет. В настоящий момент работа в моем классе складывается именно в таком «русле». Мы взрослые вместе учимся с детьми, сообща решаем проблемы, обучения , воспитания детей. Чтобы наши дети имели положительный опыт, мы постоянно идем с ними рука об руку. Это совместные встречи, где рассказываем о своих профессиях, праздники, где учимся друг у друга культуре общения, походы, где обучаем друг друга ,передаем жизненный опыт, совместное посещение храмов и монастырей, где насыщаем себя не только знаниями, но и приобретаем духовную близость друг с другом и т.д. В данной ситуации наблюдаешь и понимаешь, что родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.) показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, происходит ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

Родительская компетентность – это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.(9)
«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности. Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. А задача педагога помочь и детям, и родителям не терять эту ниточку, вовремя объяснить родителям о возрастных особенностях детей в данный период, вовремя предотвратить конфликтную ситуацию, соединить семьи в совместной деятельности, дать возможность детям быть рядом с родителями и научить родителей доверять своим детям.

«Если вы приучите своего ребенка верить, что он способен достичь любой цели, которую поставит перед собой, решить любую задачу,  вы преуспеете  на своем родительском поприще и окажете ребенку неоценимую услугу» (Брайан Трейси).

Нет числа успехам, которых дети достигают изо дня в день, поэтому не жалейте времени на признание как можно большего их количества. Оценивайте успехи вместе, анализируйте что получилось, а что нет. Только тогда вы станете для своего ребенка другом, помощником, надежным плечом. Только когда рядом понимающие родители, дети становятся успешными.

Литература

1.Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А. М. Корбута. — Социологическое обозрение, 2009. — Т. 8. — № 1.  С. 3-25

2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10. 2003. - с. 26.

4Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Текст] / Л. С. Богачева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.- с. 22-27.

6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004.- №5. - с.3-12.

7.Российская социологическая энциклопедия /под общ ред Г.В.осипова-М.,1998г

8.  Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования. 2005, № 4. - с. 41-45

9.Павлова, Н. Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС развития : // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 3. - С. 42 - 47.

статья- Понимающие родители-успешные дети
  • Классному руководителю
Описание:

Данная статья представляет аспект семейного воспитания. Позволяет родителям ,педагогам посмотреть на семейное воспитание, как одну из составляющих в воспитании подрастающего поколения. Помогает увидеть в родителях союзников, которые помогут воспитать и научить детей.Сознательные родители понимают, что в воспитании  очень важны как их собственные личностные черты, так и характер их взаимоотношений с ребенком. Если мы хотим, чтобы у наших детей было много друзей, мы сами должны иметь много друзей. Вот в этом  случае и возникает вопрос о родительской компетентности.

Автор Полищук Ирина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 571
Номер материала 30468
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓