Методика применения ЭОР на уроке биологии в школе: инновационный аспект

ЭОР находит свое применение в школе прежде всего на уроке. Урок – основная форма работы в школе. Так пошло еще от А.Я. Коменского. Урок во всем многообразии его разновидностей – необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить ходя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 минут до 30. В настоящее время для каждого урока в средних и старших классах отводится 45 минут; уроки для детей шестилетнего возраста длятся 30 – 35 минут. Научная мысль напряженно пытается смоделировать эти быстротечные минуты, будь то уроки биологии, литературы, физики, информатики так, чтобы получить от них объективно максимальную отдачу.

Актуальность обозначенной проблемы стимулируется тем, что некоторые ученые, практические работники школ считают урок как форму, возникшую почти четыреста лет назад, устаревший, архаичной. Главным аргументом противников урока является мнение о том, что урок стал скучен, неинтересен детям, поскольку всегда проходит в неизменной структуре: оргмомент, проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового, закрепление и новое домашнее задание. Вместе тем, многие ученые считают, что виноват в этом не урок как форма организации обучения, а конкретные люди, которые не знают структур уроков разных типов, что поправимо и над этим надо работать. Вместе с тем, в исследовании М.М. Поташника выявлены новые требования к современному уроку, которые имеют теоретическую и практическую значимость. Они касаются ценностных оснований содержания урока, помощи ученику раскрывать для себя личностный смысл учебного материала, различать эстетику формы и эстетику идеи, опираться на реальные учебные возможности учеников и класса, обязательно давать детям задания на использование знаний в полностью измененной (незнакомой) ситуации, освоения и использования новых информационных и коммуникативных технологий и др. В исследовании ученого сформулировано 35 методических требований к современному уроку, обусловливающие его инновационный характер. На эти положения мы опираемся в ходе настоящего исследования. В частности, при изучении учебного курса биологии, мы использовали эор на различных этапах урока с целью изучения нового материала, проверки домашнего задания, контроля, закрепления систематизации и обобщения усвоенного материала. Установлено, что эор на уроках биологии могут использоваться при изучении нового материала и его закреплении, что соответствует требованиям санитарных норм.

1 вариант. Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При изучении нового материала ученики начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

2 вариант. ЭОР могут использоваться на этапе закрепления материала. На уроках биологии новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.

3 вариант. В рамках комбинированного урока с помощью ЭОР осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи совместно с учителем.

4 вариант. ЭОР может выступать как помощник для учеников при подготовке домашнего задания.

Учитель, в свою очередь, на основе полученной информации имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по этой или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности.

Проведенное нами исследование показало, что успешность применения ЭОР на уроке обусловлено необходимостью четкого определения целей и задач данного урока. При этом, инновационным требованием к планированию задач урока является их комплексное планирование по трем группам:

  1. Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности, так называемые креативные, оздоровительные и др. – это цели развития ребенка ( главные цели);

  2. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские;

  3. Цели саморазвития учителя: а) профессионального; б) личностного (М.М. Поташник).


При изучении теоретических основ биологии существует проблема низкой учебной мотивации школьников. Известно, что мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что один из путей повышения учебной мотивации – использование активных методов обучения. Активные методы обучения – методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе.

Использование таких методов активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает обратную связь.

Активные методы обучения применяются для достижения следующих целей:

- повышение учебной мотивации;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие способности к самостоятельной работе;

- выработка навыков работы в коллективе;

- корректировка самооценки учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных навыков.

Для укрепления и развития мотивации на уроке целесообразно применение следующих активных методов обучения: средства ИКТ, в частности использование электронных методических пособий, метод проектов, парацентрическая технология, анализ проблемных ситуаций, использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Выбор метода активного обучения определяется дидактической задачей урока.

Совокупность используемых на уроке методов представлена в следующей таблице.


Таблица

Активные методы мотивации познавательной активности


Метод активного обучения

Сущность метода

Дидактические задачи,решаемые с

помощью данного метода


1

2

3


Средства ИТК

Использование программ, электронных учебных пособий

Эффективное предъявление большого по объему материала; развитие, закрепление и контроль знаний и навыков; повышение учебной мотивации

Метод проектов

Творческая самореализация личности

Создание реального проекта, творческого продукта, обучение навыкам межличностного взаимодействия, развитие навыков работы в группе

Парацентрическая технология

Изучение конкретного вопроса

Развитие способности к самообразованию, изучение большого объема материала, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, коррекция самооценки, экономия учебного времени

Анализ проблемных ситуаций

Обучение навыкам принятия решений

Развитие мышления, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности, развитие навыков принятия решений

Использование дидактических материалов с занимательным содержанием

Вовлечение в активную познавательную деятельность

Развитие мышления, формирование положительного эмоционального фона, формирование учебной мотивации






Разработка и эксплуатация ЭОР неразрывно связана с оценкой эффективности их применения в образовательном процессе.

В качестве критерия проверки деятельности педагога использовались в настоящем исследовании следующие:

  1. Изменения в структуре общего отношения к учению, увеличение доли учащихся с положительным отношением.

  2. Изменения в структуре мотивов, рост уровня познавательных мотивов.

  3. Рост качества знаний.

Исследование первого критерия проводилась на основе анкетирования.

В качестве анкеты использовался опросник

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Санкт-Петербургского университета (модификация А.А.Реан, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант 1.

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимые для Вас. Отметьте значимые мотивы знаким «Х» в соответствующей строке.

СПИСОК МОТИВОВ:

  1. Стать высококвалифицированным специалистом.

  2. Получить хороший аттестат.

  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

  5. Постоянно получать стипендию.

  6. Приобрести глубокие и прочные знания.

  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

  8. Не запускать предметы учебного цикла.

  9. Не отставать от сокурсников.

  10. Обеспечит успешность будущей профессиональной деятельности.

  11. Выполнять педагогические требования.

  12. Достичь уважения преподавателей.

  13. Быть примером сокурсникам.

  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в таблицу.

Вариант 2

Инструкция. Оцените значимость для Вас приведенных в списке мотивов учебной деятельности по 7-бальной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов – максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская.

Качества знаний были оценены путем мониторинга учащихся.

При проведении сравнительной диагностики учебных мотивов на этапе реализации были выявлены:

  1. Положительная тенденция изменения структуры отношения к учению:

- отрицательное: уменьшение доли учащихся с 18,2% до 4,5%;

- положительное аморфное: уменьшение доли учащихся с 54,5% до 45,4%;

- положительное познавательное: увеличение доли учащихся с 18,2% до 27,3%;

- положительное личностное: увеличение доли учащихся с 9% до 22,7%.

2.Положительная тенденция изменения структуры мотивов:

- широкие познавательные: рост с 63,5% (низкий уровень) до 80% (допустимый уровень);

-социальные: рост с 48% до 60,5% (низкий уровень);

- учебно-познавательные: рост с 56,5% (низкий уровень) до 76,5% (допустимый уровень);

-самообразования: рост с 26% (недопустимый уровень) до 55% (низкий).

3.Положительная тенденция изменения структуры качества знаний:

-уменьшение доли учащихся, не осваивающих стандарт с 13,6% до 4,5%.

Таким образом, методика применения ЭОР на уроке биологии включает в свой содержательный аспект инновационные компоненты, которые придают, в свою очередь, инновационный характер уроку как основной форме организации образовательного процесса. Это касается прежде всего соблюдения требования освоения и использования учителем на уроке новых информационных и коммуникативных технологий, что действительно является новым, характерным именно для начала ХХ! века. Весьма существенно важным является в контексте придания уроку как форме инновационной направленности – это включение в задачи урока идеи социализации личности ученика. Социализация ученика – это новый, совершенно необходимый для полной оценки качества современного образования обучающихся результат.

Если необходимость социализации ученика осознана и признается учителем, то он, проектируя урок, будет думать, искать содержание, методы, формы, средства, создавание условия, чтобы цель социализации была достигнута и была сформирована у ребенка соответствующая мотивация. Все это объективно обеспечивается следующими особенностями ЭОР, применение которых на уроке облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; представляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.


  • Биология
Описание:

Методика применения ЭОР на уроке биологии в школе: инновационный аспект.

При изучении учебного курса биологии, мы использовали эор на различных этапах урока с целью изучения нового материала, проверки домашнего задания, контроля, закрепления систематизации и обобщения усвоенного материала. Установлено, что эор на уроках биологии могут использоваться при изучении нового материала и его закреплении, что соответствует требованиям санитарных норм.

Автор Богомолова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 07.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 367
Номер материала MA-061077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓