Главная / Русский язык и литература / ССП с придаточными причины

ССП с придаточными причины

Улыбка сближает…
Синтаксис
Предложения Простые Сложные
ССП СПП
1. Всякое дело надо любить , чтобы хорошо его делать. (М.Горький) 2. Я записа...
Всякий труд важен, так как облагораживает человека (Л.Толстой)
«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания л...
Почему? Отчего?
1. Лес стоял тихий и молчаливый, …………..главные певцы улетели. 2. ……много учит...
Союз/ Союзные слова	Так как	если	потому что	чтобы	для того чтобы	ибо условие	...
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Улыбка сближает…
Описание слайда:

Улыбка сближает…

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Синтаксис
Описание слайда:

Синтаксис

№ слайда 5 Предложения Простые Сложные
Описание слайда:

Предложения Простые Сложные

№ слайда 6 ССП СПП
Описание слайда:

ССП СПП

№ слайда 7 1. Всякое дело надо любить , чтобы хорошо его делать. (М.Горький) 2. Я записал е
Описание слайда:

1. Всякое дело надо любить , чтобы хорошо его делать. (М.Горький) 2. Я записал его адрес, чтобы отправить письмо.

№ слайда 8 Всякий труд важен, так как облагораживает человека (Л.Толстой)
Описание слайда:

Всякий труд важен, так как облагораживает человека (Л.Толстой)

№ слайда 9 «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания люде
Описание слайда:

«Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

№ слайда 10 Почему? Отчего?
Описание слайда:

Почему? Отчего?

№ слайда 11 1. Лес стоял тихий и молчаливый, …………..главные певцы улетели. 2. ……много учиться
Описание слайда:

1. Лес стоял тихий и молчаливый, …………..главные певцы улетели. 2. ……много учиться –можно многому добиться. 3. ……….был сильный ветер, тучи быстро рассеялись. потому что если так как

№ слайда 12 Союз/ Союзные слова	Так как	если	потому что	чтобы	для того чтобы	ибо условие
Описание слайда:

Союз/ Союзные слова Так как если потому что чтобы для того чтобы ибо условие причины цели

№ слайда 13
Описание слайда:

ССП с придаточными причины
  • Русский язык и литература
Описание:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины».

Цель урока:
         - показать особенности  сложноподчиненных предложений с придаточными причины

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

        - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  - развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  - развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

     - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

     - воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

     - воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

 Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:  компьютер, проектор, экран, раздаточный материал,  презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины»

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.

3. Лингвистическая разминка.(СЛАЙД 3)

Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея,  сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.

задание: подобрать пароним к слову «эффективный».

пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (СЛАЙД 4)

Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:

Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.

Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);

Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).

 Определите способ образования слова:

сверхъестественный

4. Повторение изученного: (СЛАЙД 5)

Задание 1. Заполните "слепую" схему.

Определительные

 

обстоятельственные

 

Падежные вопросы

 

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 2.  Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите  виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания) (СЛАЙД 6-8)

      1) Декабристам стало известно, что они преданы.     [ … ], (что…    ).

      2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора.   [ … ], (которая…    ).

      3)  Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить  сенаторов  до присяги и  издать революционный Манифест  к русскому народу.  [  … ,( если…), … ].

     4) Выяснилось, будто Сенат уже  присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто…    ).

     5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда… ), [  … ],

     6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. [  …о том ], (как…    ).

5. Объяснение нового материала

       1) - Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.(СЛАЙД 9)

              Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?

              Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

Почему я не удивился его поступку?  (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).

Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.

2)  Придаточные предложения причины раскрывают (обо­значают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Напри­мер:

     1)  [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) —   [ ], (потому что)

     2)  (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые   пьесы),  [театр   наш   довольно   охотно   посещался] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].

    Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.  Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого], (что).

 

Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.

Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?

6. Закрепление

1.Творческая работа.   (СЛАЙД 10)Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.

2.  Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (СЛАЙД 11)

1) Мама закрыла шторы
2) Первыми тронулись на юг болотные птицы
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того
4) Я плохо спал этой ночью

что самолет улетел рано утром
так как было душно
потому что свет мешал малышу спать
так как болота уже начали замерзать.

 

7.  Итог урока.  (СЛАЙД 12)

 Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)

 

Вид

прида-

точной

части

 

Подчини-

тельные

союзы и

союзные

слова

Указа-

тельное

слово при пояснитель-

ном слове

Место

прида-

точной

части

Отвечает на вопросы

Придаточная часть

поясняет

выражает значение

причины

Потому что

Так как

Оттого что

Ибо

Оттого

Потому

 

любое

Почему?

всю главную часть

…………

того, о чем говорится в главной части

 

8. Исследовательская работа по группам.

• Класс делится на 5 групп.  Каждая группа анализирует текст на карточке.  Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)

 

9. Домашнее задание.

• Написать сочинение – миниатюру на тему: «Всякий труд важен, ибо облагораживает человека».

• упр. 160 (составить предложения по схемам) (СЛАЙД 13)

 • Инд. карточка

 

10. Рефлексия.

1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Если останется время

   Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

 Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

 

«101 100 101».

Автор Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1268
Номер материала 19128
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓