Дата
|
Тема урока
|
Цели урока
|
Ожидаемый
результат
|
Виды
работ
|
Ресурсы
|
Оценивание
|
Рефлексия
|
|
Введение (1 час)
|
|
1
|
Наука о человеке: анатомия,
физиология, гигиена.Вклад
учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого
организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека.
|
Усвоить понятия
анатомия, физиология,гигиена.датьпредставл.об истории этих наук, понятии ЗОЖ.
|
Знают
краткую историю развития наук о человеке. Используют рис. Кластер.
|
Презентация.Инд.работа.работа
в парах
|
Таб.
«Внутреннорганы», портреты ученых. Интернет. Учебник.
|
Формативное.
|
Консультирование.
|
|
|
Человек как биологический вид.Общий обзор организма
человека (8 часов).
|
|
|
|
|
1
|
Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены. Органоиды
клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть.
|
Дать понят.
об уровнях орган.человорган,клеточном строении.
|
Знают
строение клетки и ее органоидов.
|
ПрезентацияИндив.раб.
|
Интеракт.
рис. «Стр-е животной клетки»
|
Формативное.
Самооценка.
|
Конст.табл.
Знаю-узнал-хочу узнать»
|
|
2
|
Органоиды клетки: рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный
центр.Химический состав клетки: вода, минеральные соли.
|
Дать понятия
и усвоить строение клетки и ее органоидов.
|
Усвоили и
знают жизненные свойства клетки.
|
Презентация
инд.раб,раб в парах.
|
Интеракт.
рис. «Стр-е животной клетки»
|
Взаимное.
Самооценка.
|
Консультирование.
|
|
3
|
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
|
Сформировать
понятия о хим. составе клетки,раскрыть понятия органич. и неорганич.в-ва в
клетке.
|
Знают хим
состав клетки.Усвоили понятия орган. и неорг в-ва в клетке.
|
Презентацияинд.раб,раб
в группах.
|
Учебник.
Интернет.
|
Формативное.
Взаимное.
|
Кластер.
|
|
4
|
Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы
биологического окисления органических веществ с выделением энергии,
завершающиеся в митохондриях.
|
Сформировать
понятия об основных процессах жизнедеятельности клетки.
|
Знают
жизненные св-ваклетки.характеризуют их.
|
Презентация
инд. Работа. Работа в парах.
|
Учебник.
Интернет.
|
Формативное.
взаимное.
|
Консультирование.
|
|
5
|
Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства
раздражимости и возбудимости.
|
Сформировать
понятие деление клеток,росте и развитии.
|
Знают
понятия понятияраздраж. раздражимость на уровне клетки.
|
Презентация
инд.работа.
|
Учебник.
Интернет.
|
Формативное.
|
Консультирование.
|
|
6
|
Диагностическая
контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
7-8
|
Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные,
нервная.
Лабораторная работа 1 «Просмотр под микроскопом
строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей ».
|
Дать понятие
о ткани, межклеточн. в-ве Раскрыть принцип строения тканей и показать связь
строения и функций.
|
Знают ткани
организма чел-ка, различают по структуре, свойствам и функциям. Знают
строение клетки (животной),груп. Тканей. Пользуются увел. приборами.
|
Презентация
Инд.работа.
Работа в
парах.
|
Интеракт.
рис. «Клетка»
«Ткани».
Готовые микропреп.клеток и тканей.
|
Формативн.
Суммативн.
|
Оформление
своих наблюдений
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: общие признаки живого организма, основные части и органоиды клетки,
органические и неорганические вещества клеток; анатомические понятия и
термины;
Уметь: Характеризовать:биологическую сущность человека; место человека как
биологического вида в природной среде; его отличительные особенности;
строение и функции человеческого организма; клетку как структурную и
функциональную единицу организма.
Делать выводы:о клеточном строении организмов всех
царств живой природы и в том числе человека, о родстве и единстве
органического мира, о происхождении человека от животных.
|
|
Согласованность функций системы
органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем. (3 часа).
|
|
1
|
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система.
Свойства гормонов. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин. Их влияние
на сердце сосуды, печень. Роль гормонов в обмене веществ, росте, развитии
организма.
|
Раскрыть
понятия орган и системы органов, понятия о железах внутренней, внешней и
смешанной секреции. Роль гармонов.
|
Знают
органы , системы органов.Особенности функций желез, гормоны.их функцию, по
признакам определяют гормональные нарушения.
|
Презентация
Видеофильм
Работа
в группах.
|
Барельеф.модель
«ЖВС», интеракт. рис. «ЖВС», «Работа ЖВС»
|
Взаимное.
Самооценка.
|
Кластер.
Оформление
постера.
|
|
2
|
Гормон роста. Щитовидная железа, влияние её гормонов на рост,
развитие, обмен веществ организма. Болезни щитовидной железы.
|
Показать
роль гормонов в обменных процессах организма чел-ка. Познакомить с мерами
предупр. заболеваний щитовидной железы.
|
Знают
особ-ти.ф-цийщит.железы. определяют горм. нарушения и растройства в организме
чел-ка.
|
Презентация
Работа в группах.
|
Демонстрц.
Таблицы. Фрагменты видеофильма « Болезни щитовидн железы»
|
Взаимное.
Формативное.
|
Сообщение.
|
|
3
|
Роль гормонов надпочечников, гипофиза и щитовидной железы в
стимуляции полового созревания. Развитие половых желёз и выделение ими
гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков. Роль гормонов
поджелудочной железы .
|
Показать
роль гормонов надпоч, гипоф. и щитов.железы.Роль гормонов гипофиза на половые
железы.
|
Знают
роль гормонов надпоч. щитов.железы в стимуляции полов.созревания. определяют
горм. нарушения и растройства в организме чел-ка.
|
Презентацияработа
в группах. Инд. Раб.
|
Фрагменты
видеофильма «Болезни щитовидн железы»
Учебник.
Интернет.
|
Взаимное.
Самооценка.
|
Сообщение.
Оформление постера.
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: железы внутренней секреции.Уметь: Характеризовать роль гормонов в
регуляции жизнедеятельности организма как единого целого.
|
|
Нервная система (5 часов.)
|
|
1
|
Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона.
|
Сформировать
понятия о строении и функциях НС,нервной ткани,нейронах.
|
Знают о
строении и функциях НС,Строение нейрона.
|
ПрезентацияИнд.работа.
|
Интеракт.
рис. «ЦНС»Учебник. Интернет.
|
Формативн.
Самооценка.
|
Кластер.
|
|
2
|
Процессы возбуждения и торможения как необходимые условия регуляции
организма. Рефлекс и рефлекторная дуга
Лабораторная работа 2 «Изучение коленного
рефлекса».
|
Дать понятия
принцип деят. Нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.
|
Знают
принцип деят-ти НС, рефлекс ,виды рефлекса, инстинкты.
|
Групповая
работа.
Работа в
парах.
Инд. Работа.
|
Анимация
«Коленный рефлекс», «Рефлекторная дуга»
|
Формативн.
Взаимное.
|
Консультирование.
Оформление
своих наблюдений
|
|
3
|
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной мозг.
|
Сфформировать
знания о строении спинного мозга,о составных частях центр. НС.
|
Знают о
стр-ии спин. мозга, его фун-ях, о составн.частях ЦНС, могут объяснить
механизм взаимосвязи спин. и головн. мозга.
|
Презентация
Работа в
группах.
|
Интеракт.
рис. «Строение спинного мозга»Презентация.
|
Формативн.
Взаимное.
|
Консультирование.
Кластер. Синквейн.
|
|
4
|
Головной мозг. Отделы головного мозга их строение и функции:
продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие
полушария головного мозга Лабораторная работа 3 «Получение
мигательного рефлекса и его торможение»..
|
Дать понятия
функц. стволовой части головн.мозга и мозжечка, сформиров. знания о строении
основных отдел. голов. мозга.
|
Знают
распол.головн.мозга в полости черепа его особенностях и функ-ях. Специф.
особенности строения этих отделов мозга у человека.
|
Индивидуал.
работа. Работа в группах.
|
ПрезентацияУчебник.
Интернет.
|
Взаимное.
Самооценка.
|
«Цепочка»
«Подумайте и
ответьте»
Оформление
своих наблюдений
|
|
5
|
Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной
системы, их строение и функции.
Лабораторная работа 4 «Штриховое раздражение кожи (наблюдается
сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой
полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием
парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы)».
|
Сформировать
понятия подотделы вегет. нервн.системы.их функ-ции.
|
Знают
особенности строения вегет. Нервн. Системы.
Сенсорные
чувствит. зоны. Знают,что вегет. нервн.сист.регулирует деятельн. внутренн
органов и обмен в-в во всех органах.
|
Работа в
парах. Инд.работа.
|
Интеракт.
рис. «Вегетативная нервная система», «Влияние ПрезентацияИнтернет. Учебник.
|
Формативн.
Суммативн.
|
Консультирование.
Оформление своих наблюдений
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: части нервной системы (центральная и
периферическая), вегетативной нервной системы (симпатическая и
парасимпатическая), рефлекторной дуги, отделы головного мозга.
Уметь: Характеризоватьроль нервной системы в регуляции
жизнедеятельности организма как единого целого, нейрон как структурную и
функциональную единицу нервной системы, рефлекс как основу нервной
деятельности, строение и функции спинного мозга.
|
|
Органы чувств-анализаторы
( 4 часа.)
|
|
1
|
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их
значение и взаимосвязь. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор.
Лабораторная работа 5 «Определение остроты зрения. Выявление
функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна».
|
Раскрыть
содерж. понятий анализатор, раскрыть их взаимодействие и значение органов
чувств для человека.Зрит. анализ. Строение и функ-ции глаза.
|
Знают
органы чувст и их значение.Анализатор и из каких частей состоит.их
расположение.Строение и фу-ции глаза.
|
Работа
в группах. Инд. работа.
|
Таб.
«Глаз», интеракт. рисунок «Аккомодация хрусталика», «Внешнее строение глаза»,
«Внутреннее строение глаза», «Строение зрительного анализатора»
|
Самооценка.
Взаимное.
|
Консультирование.
Оформление
своих наблюден.
|
|
2
|
Заболевания и повреждения глаз. Близорукость и дальнозоркость, их
предупреждение. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология
ландшафта и зрительный комфорт.
|
Сформировать
знания уч-ся о строении и ф-циях глаза,его частей,об особенностях восприятия
окружающ.мира,о гигиене зрения.
|
Знают
строение, ф-ции, насколько важны значение зрительного анализатора и его
гигиены для сохранения остроты зрения.
|
Инд.работа.
Работа
в группах.
|
Презент.
Учебник. Интернет.
Видеофрагмент.
|
Самооценка.
Формативн.
|
Консультирование.
Сообщение.
Комплексн.упражнения
|
|
3
|
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции
наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры
больших полушарий в распознании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с
шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение.
Лабораторная
работа 6 «Определение
остроты слуха».
|
Сформир.
знания уч-ся о строении и ф-циях органов слуха.
|
Знают
строение и функции органов слуха, о значении слуха в жизни чел-ка,о строен. и
ф-циях слух. анализ,ос лух. восприятии,о причинах заболеваний слухов.
анализатора.
|
Инд.работа.
Работа
в парах.
|
Таб.
«Ухо», Анимация «Слух.восприятие», интеракт. рис. «Орган слуха и
равновесия», «Строение слух. анализатора»
|
Самооценка.
Взаимооценивание.
|
Консультирование.
Сообщение.
Оформлен.
своих
наблюден.
|
|
4
|
Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков
и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса.
|
Сформировать
новые анатомо-физиолог. понятия о строении и ф-иях анализаторов
равновесия,вкуса, обоняния, осязания.
|
Знают
органы равновесия. Хемотосенсорную систему (обоняние, вкус). Понятие
анализатор,и значение каждого из анализаторов в жизни чел-ка.
|
Инд.работа.
Работа в парах.
|
Презент.
Интерн. «Ассоциативные зоны анализаторов», «Вкусовые зоны языка», «Орган
вкуса», «Орган обоняния»
|
Формативн.ВзаимооценСуммативн.
|
Консультирование.
Кроссворд.
Кластер. « Органы чувств»
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать:строение зрительного, слухового и других видов
анализаторов.
Уметь: применять: знания о строении и функциях зрительного
анализатора для соблюдения гигиенических норм, профилактики нарушений зрения.
|
|
Опорно-двигательный аппарат
(6 часов).
|
|
1
|
Кости, мышцы,
сухожилья – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение
костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей, их форма и
функции. Рост трубчатых костей в длину и толщину. Внутреннее строение кости.Лабораторная
работа 7 «Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости».
|
Сформир.
новые анатомо-физ.понят.о строении и ф-циях опорн-двиг. сист.
|
Знают
значен. Опорно-двиг системы. Основные отделы скелета. Значение особен.
скелета для человека.
|
Групповая
работа. Инд.работа
|
Презентация
Учебник.
Интернет.
Анимация
«Химический состав кости»
|
Формативн.
|
Консультирование.
Кластер.
Оформлен.
своих наблюден.
|
|
2
|
Основные отделы скелета.
|
Расширить
знания о строении и ф-циях скелета.
|
Знают
основные отделы скелета, особенности скелета человека,связанные с
прямохожден. и трудовой деятельностью.
|
Инд.
Работа. Работа в парах.
|
Презентация
Учебник.
Интернет.
|
Формативн.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
«Цепочка»
«Подумайте
и ответьте».
|
|
3
|
Отделы позвоночника. Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей. Лабораторная работа 8 «Определение гибкости позвоночника; место
положения мышц и костей».
|
Сформировать
и расширить знания об отделах позвоночника. Освоить технологии оказания
первой помощи при травмах.
|
Знают
отделы позвоночника, виды травм и оказание первой доврачебной помощи.
|
Индив.
работа. работа в группах.
|
Таб.
«Скелет» интеракт. рис. «Изгибы позвоночника», «Отделы позвоночника».
|
Формативн.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
Сводная таблица.
Оформление
своих наблюден.
|
|
4
|
Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц
человеческого организма. Работа мышц.
|
Углубить
знания о строении и св-вах мышечных тканей, типах и группах мышц.
|
Знают
о строении и св-вах мышечных тканей, особенн. строения и ф-ций скелетных
мышц. Знают о соблюдении правил безопасности в здоровом состоянии ОДС, и
при различных трудовых действиях.
|
Инд.
Работа. Работа в парах.
|
Презентац.
Учебник. Интернет.
|
Формативн.
Взаимное.
|
Консультирование.
Ключ.слова
|
|
5-6
|
Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Последствия
гиподинамии. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры.
Распределение физической нагрузки в течение дня. Лабораторная работа 9
«Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма».
|
Сформировать
понятия о здоровом состоянии ОДС,дать понятия о функционировании мышц и
утомлении их при физ работе.
|
Знают о
последствиях гиподинамии,о влиянии физ. упр.
укрепл.
мышц и повышен. их работоспособ. Умеют распредилить физ нагрузку на день.
|
Инд.работа.
Работа в
парах, в группах.
|
Презентац.
Интернет.
Учебник
Анимация
«Модель вывиха», Видео «Изготовление и наложение шины».
|
Формативн.
Суммативн.
|
Консультирование.
Синквейн.
Эссе.
Оформлен.
своих наблюден.
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: части опорно-двигательной системы (скелет и мышцы),
основные отделы скелета и группы мышц, функции ОДА. Состав и свойства
костей, значение опорно-двигательного аппарата, влияние физического труда и
спорта на его формирование, роль двигательной активности в сохранении
здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки и развитие
плоскостопия.
Уметь: Характеризовать:
особенности строения и функций костей, скелета и мышц как частей ОДА
человека; типы их соединений, работу мышц.
Устанавливать: взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими
функций.
Обосновывать: особенности скелета, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью человека, значение двигательной активности для
сохранения здоровья, меры профилактики нарушения осанки, плоскостопия.
Применять: знания о строении и функциях ОДА для соблюдения
гигиенических норм, профилактики травматических заболеваний.
Уметь оказывать:первую доврачебную помощь при травмах ОДА: ушибах,
растяжении связок, вывихах суставов, переломах.
Приводить примеры приспособленности скелета человека к трудовой
деятельности и к прямохождению.
|
|
Внутренняя среда организма. (10 часов)
|
|
1
|
Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды
организма. Их круговорот и связь.
|
Сформировать
понятие о внутренней среде организма и собственных механизмах защиты
организма.
|
Знают
понятие внутренняя среда организма, ее состав, роль внутренней среды в
жизнедеятельн.организма.
|
Инд.
Работа. работа в парах.
|
Презентац.
Интернет. Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Кластер.
Верно/
Неверно.
|
|
|
|
2
|
Состав крови: плазма и форменные элементы –
эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Лабораторная работа 10 «Микроскопическое
строение крови человека».
|
Дать
основные понятия о составе крови и ее ф-циях.
|
Знают о
составе крови и ее ф-циях.
|
Инд.
Работа. работа в парах.
|
Презентац.
Интернет. Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Оформлен.
своих наблюден.
|
|
|
3
|
Роль тромбоцитов в свёртывании крови. Транспортировка кислорода и
углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная
кровь.
|
Сформировать
знания о строении и функциях тромбоцитов.
|
Знают
основные понятия о строении тромбоцитов и их роли в свертывании. Роль
гемоглабина.
|
Инд.
Работа. работа в парах.
|
Презентац.
Интернет. Учебник,видеофильм.
|
Самооценка.Взаимное.
|
Консультирование.Сводная
таблица.
|
|
|
4
|
Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.
Процессы воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы.
|
Дать
основные понятия о лейкоцитах их строении и функциях.
|
Знают
о значении лимфы и лимфообращении в жизнедеят-ти организма человека и
защитных ее свойствах. Виды иммунитета.
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах.
|
Презентац.
Интернет. Учебник,видеофильм. «Иммун.»
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Дерево знаний.
|
|
|
5
|
Антигены и антитела. Роль болезнетворных микробов и вирусов в
развитии инфекционных болезней. Э.Дженнер и Л.Пастер. Изобретение вакцин и
лечебных сывороток.
|
Дать понятия
антигены и антитела.
История
открытия инфекционных заболеваний.
|
Знают болезнетворные
микробы и бактерии. Профилактическая работа по вакцинации
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Эссе.
|
|
6
|
Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный.
Профилактика СПИДа. Группы крови и переливание крови.
|
Дать понятие
видам иммунитета. Профилактика
СПИДа
|
Знают меры
предосторожности со СПИДом.
Умеют выявлять причины болезни. Знают резус фактор
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Интеракт.
рис. «Органы иммунной системы»
|
Самооценив.
Формативн.
|
Корзина
идей. Кластер.
Анкетирование.
|
|
7
|
Кровеносные сосуды:
артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны. Лабораторная работа 11 «Последствия
перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за
закрытия венозных клапанов».
|
Дать
понятия о сосудах, капиллярах и венозных клапанах.
Знание
последствий перетяжки верхних и нижних конечностей.
|
Знают
классификацию кровеносных сосудов.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентация
Интернет.
Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Сводная
таблица.
Найди
соответств.
Оформлен.
своих наблюдений
|
|
8
|
Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по
сосудам.
|
Дать понятие
кровообращения особенности строения их функции.
|
Знают
формирования анатомо-физиологических понятий. Гигиена сердечнососудистых
заболеваний.
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах
|
Интеракт.
рис. «Схема кровообращения», «Движение крови в организме человека»
|
Взаимное.
Самооцен.
Формативн.
|
Консультирование.
Кластер.
Сообщение
« Трениров. сердца»
|
|
9
|
Пульс. Перераспределение крови в организме. Влияние мышечной нагрузки
на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Лабораторная работа 12
«Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой
функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после
дозированной нагрузки (20 приседаний)».
|
Дать понятие
перераспределения крови в организме.
|
Умеют
определять пульс и распределять физические нагрузки.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Анимация
«Образование пульсовой волны». Видео «Измерение артер. давления», «Измерение
пульса»
|
Самооцен.
Взаимное.
Формативн.
|
Сводная
таблица.
Найди
соответств.
Оформлен.
своих наблюдений
|
|
10
|
Гипертония и гипотония, их причины. Инфаркт миокарда.
Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях.
|
Дать понятие
причинам сердечнососудистых заболеваний.
|
Знают
понятия гипертония и гипотония,
их причины.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Интеракт.
рис. «Влияние на сердце гормонов и НС»
|
Самооцен.
Взаимное.
Суммативн.
|
Правильное
утвержден.
Сообщение.
|
|
В результате изучения темы
учащиеся должны:
Знать: Строение сердечно-сосудистой системы. Строение сердца. Виды
кровеносных сосудов и их строение. Функции сердечно-сосудистой системы.
Движение крови по
большому и малому кругам кровообращения. Факторы, влияющие на деятельность сердечно-сосудистой системы.
Уметь: Находить органы сердечно-сосудистой системы на таблице и называть
их.Выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему.Определять
пульс.Измерять кровяное давление.Различать виды кровотечений и оказывать ПМП.
Обосновывать:Взаимосвязь
строения и функций органов сердечно-сосудистой системы. Значение ЗОЖ для
нормального функционирования сердечно-сосудистойсистемы.
Объяснять: Анатомические понятия и термины. Нервную и гуморальную регуляцию
функций сердечно-сосудистой системы. Значение гигиены для сохранения здоровья
сердечно-сосудистой системы. Оказывать ПМП при кровотечениях, остановке
сердца.
|
|
Дыхательная система (3 часа).
|
|
1
|
Значение дыхания. Органы дыхания.
Голосовые связки, их роль в голосообразовании и речи.
|
Дать понятие
значение дыхания о строении и функциях дыхания
|
Знают
сущность процесса дыхания и его значении при обмене веществ. Образование
звуков и членораздельной речи.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентация
Интернет.
Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Кластер.
Сообщен.
|
|
2
|
Газообмен в лёгких и
тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Защитные
рефлексы: кашель и чихание. Болезни органов дыхания.
|
Дать понятие
газообмена, строение органов дыхания.
|
Знают
профилактические умения по защите органов дыхания, строение лёгких,
значение газообмена в легких и тканях.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Анимация
«Состав воздуха на вдохе и выдохе», интеракт. рис. «Газообмен в альвеоле и
тканях», «Легочное и тканевое дыхание»
|
Самооценив.
Формативн.
|
Корзина
идей.
Работа
по карточкам.
|
|
3
|
Жизненная ёмкость
лёгких, её измерение. Первая помощь при поражении органов дыхания. Практическая
работа1 «Оказание первой помощи при остановке дыхания».
|
Дать знание
о жизненной ёмкости лёгких, нейрогуморальной регуляции дыхания.
|
Знают
понятие жизненной ёмкости лёгких, механизм вдоха выдоха, о болезнях органов
дыхания, влияние вредных привычек на органы дыхания.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Взаимооцен.
Суммативн.
|
Работа
по карточкам.
«Вставь
пропушенные слова»
«Заморочки
из бочки»
Оформлен.
своих наблюден.
|
|
В результате изучения темы
учащиеся должны:
Знать: строение дыхательной системы; носовой
полости; легких. Функции дыхательной системы. Болезни органов дыхания.
Регуляцию работы дыхательной системы. Факторы, влияющие на деятельность
дыхательной системы
Уметь: объяснять механизм вдоха и выдоха. Находить
органы дыхания на таблице и называть их. Выделять факторы, отрицательно
влияющие на дыхательную систему. Оказывать ПМП при остановке дыхания.
|
|
Пищеварение (6 часов).
|
|
1
|
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки,
жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный
экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.
Значение пищеварения.
|
Дать понятие
о значении приёма пищи и её состава, значение пищеварения.
|
Знают роль
питательных веществ в организме, особенности пищевых продуктов в жизни
человека
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
Кластер.
|
|
2
|
Пищеварительная
система. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена
молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Лабораторная работа 13 «Действие
слюны на вареный крахмал».
|
Дать понятие
пищеварительная система её функции. Строение зубов и их значение в
пищеварении
|
Знают
особенности строения пищеварительной системы, роль ферментов пищеварении и
расщепления пищи, правила ухода за ротовой полости и зубами.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентация
Интернет.
Учебник.
Видеофрагм
|
Взаимооцен.
|
Сводная
таблица.
Сообщен.
Оформлен.
своих наблюден.
|
|
3
|
Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки.
|
Дать понятие
о процессах пищеварения в желудке. Роль ферментов желудочного сока.
|
Знают
процессы пищеварения в желудке, формирование желудочного сока на белки.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Анимация
«Регуляция пищеварения, безусловное и условное отделение желудочного сока»,
интеракт. рис. «Строение желудка»
|
Самооценив.
Формативн.
|
Корзина
идей.
Дерево
знаний.
|
|
4
|
Переваривание пищи в
двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи
печени. Действие кишечного сока на пищу.
|
Дать понятие
переваривания пищи в
двенадцатиперстной
кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи печени.
|
Знают
действия кишечного сока на пищу, роль печени и поджелудочной железы.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Кластер.
|
|
5
|
Всасывание. Строение
и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении.
Регуляция пищеварения. Голод и насыщение.
|
Дать понятие
строения толстого и тонкого кишечника
|
Знают роль
кишечника в пищеварении
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Интеракт.
Рис. «Строение кишечной ворсинки»
|
Самооценив.
Взаимное.
|
Сводная
таблица.
Работа по
карточкам.
|
|
6
|
Инфекционные
заболевания органов пищеварения.
|
Дать понятия
инфекционным заболеваниям органов пищеварения
|
Знают режим
питан.и влияние вредн. привычек на органы пищеварения.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет
|
Взаимное.
Суммативн.
|
Консультирование.
Сообщен.
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: функции пищеварительной системы; процессы
пищеварения в ротовой полости, желудке, кишечнике; особенности строения
ротовой полости, зубов, желудка, кишечника, пищеварительных желез;
особенности процесса всасывания; меры предупреждения желудочно-кишечных и зубных
заболеваний.
Уметь: обосновывать
связь строения и функций органов пищеварительной системы и желез; изображать
рефлекторную дугу слюноотделительного рефлекса; оказывать ПМП при пищевых
отравлениях.
|
|
Обмен веществ и превращение энергии (3 часа)
|
|
1
|
Значение питательных
веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Нормы
питания и их связь с энерготратами организма. Лабораторная работа 14 «Примерное
определение энерготрат по числу пульсовых ударов».
|
Дать понятие
норм питания и их связь с энерготратами организма.
|
Знают
значение питательных веществ и правила питания.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Самооценив.
Формативн.
|
Верно/
Неверно.
Оформление
своих наблюден.
|
|
2
|
Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными
веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Лабораторная
работа 14 «Определение норм питания, составление пищевых рационов».
|
Дать
понятие о биологической роли витаминов и обмене веществ и их практическом
значении для здоровья.
|
Знают о
витаминах, авитаминозе,
гиповитаминозе и гипервитаминозе.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Учебник.
Таб.
«Авитаминозы»
|
Взаимное.
Формативн.
|
Лестница.
Сообщен.
Оформлен.
Своих
наблюден.
|
|
3
|
Витамины –
антиоксиданты. Водо – и жирорастворимые витамины.
|
Дать
понятие о биологической роли витаминов и обмене веществ и их практическом
значении для здоровья.
|
Знают о
витаминах. Нормах рационального
питания.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Видео
«Сохранение витаминов при готовке пищи»
|
Самооценив.
Взаимооцен.
Суммативн.
|
Консультирование.
Кластер.
Дерево
знаний.
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: Основные виды витаминов, их значение .Признаки авитаминозов, меры их
профилактики .Способы сохранения витаминов в продуктах.
Уметь: биологическую роль витаминов в обмене
веществ; классифицировать витамины.
|
|
Выделение (2 часа).
|
|
1
|
Значение выделения. Удаление продуктов обмена лёгкими, почками,
потовыми железами.
Органы мочевыделения.
|
Дать
понятие о особенностях мочевыделительной системы. Строение и лакализация
почек их функции.
|
Знают
значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути
выделения из организма человека.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Формативн.
|
Консультирование.
« Хочу все
знать!»
|
|
2
|
Значение воды и
минеральных веществ для организма. Режим питья. Лабораторная работа 15
«Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её
прозрачности».
|
Дать понятие
воды для организма.
|
Знают режим
и норму питьевого приёма воды.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Анимация
«Образование первичной и вторичной мочи»
|
Взаимное.
Самооценив.
|
«Конверты
Оформление
своих наблюден.
|
|
Кожа и теплорегуляция (2 часа).
|
|
1
|
Барьерная роль кожи.
Строение кожи. Придатки кожи: волосы и ногти. Роль кожи в теплорегуляции. Лабораторная
работа 16 «Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью
лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи».
|
Дать понятие о
строении и функциях кожи.
|
Знают общие
биологические понятия о строении и функции кожи.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Учебник.
Видеофрагм
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
Оформление
своих наблюден.
|
|
2
|
Типы кожи: жирная, сухая, нормальная. Уход за кожей.
Гигиена кожи и одежды. Лабораторная работа 16 «Определение
жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки».
|
Дать понятие
типологии кожи, кожных заболеваний
|
Знают уход
за различными типами кожи. Гигиенические требования по уходу за кожей.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Учебник.
Видео
«Продвижение чесоточного зудня в коже»
|
Суммативн.
|
Сообщен.
Оформление
своих наблюден.
|
|
В
результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: органы системы мочевыделения (почки, мочеточники,
мочевой пузырь, мочеиспускательный канал); строение и функции кожи.
Уметь: характеризовать выделение конечных
продуктов жизнедеятельности в организме человека; обосновывать роль
мочевыделительной системы в обмене веществ, значение почек в поддержании
постоянства внутренней среды организма; соблюдать правила здорового образа
жизни человека, его личной и общественной гигиены.
|
|
Индивидуальное развитие организма (4 часа).
|
|
1
|
Половые и возрастные
особенности человека. Пол будущего ребёнка. Половые хромосомы.
|
Дать понятия
о половых и возрастных особенностях развития человека.
|
Знают
особенности роста и развития ребенка и периоды формирования организма первого
года жизни до 18 лет.
|
Инд. Работа.
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
|
|
2
|
Женская половая
система. Развитие яйцеклетки. Менструальный цикл. Мужская половая система.
Сперматогенез. Поллюции. Половое созревание юношей и девушек.
|
Дать
общечеловеческие понятия о самовоспроизведении организмов. Особенности
строения мужской и женской половых систем.
|
Знают
половое созревание юношей и девушек. Выполнять гигиенические требования.
|
Инд. Работа.
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Формативн.
|
Консультирование.
|
|
3
|
Беременность.
Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого
развития. Формирование плода. Развитие плода. Роды.
|
Дать понятие
внутриутробного развития плода.
|
Знают стадии
зародышевого развития.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах.
|
Видео «Развитие зародыша», интеракт. рис.
«Образование плаценты», «Этапы оплодотворения»
|
Взаимооцен.
Самооценив.
|
Консультирование.
Сообщен.
|
|
4
|
Периоды жизни
человека. Наследственные и врожденные болезни. Болезни, передающиеся половым
путем. Вредное влияние на организм курения, наркотиков, алкоголя.
|
Дать понятие
о периодах жизни человека. Наследственных болезнях и влияние вредных привычек
на формирование плода
|
Знают
периоды постэмбрионального развития, профилактика заболеваний предающихся
половым путём.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Самооценив.
Суммативн.
|
Дерево
знаний.
Сообщен.
|
|
В
результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: Значение полового размножения. Строение репродуктивных органов.
Особенности строения и формирования половых клеток; развития зародыша.
Влияние вредных факторов на развитие зародыша. Возрастные периоды жизни
человека.
Уметь: Определять особенности строения органа в связи с выполняемыми
функциями.
|
|
Поведение и психика. Здоровье человека (8
часов)
|
|
1
|
Врождённые формы
поведения: безусловные рефлексы, инстинкты. Приобретенные формы поведения:
условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Безусловное и условное торможение.
|
Дать понятие
формам поведения человека, влияние физиологических и социальных потребностей
на особенности врождённых и приобретённых форм поведения.
|
Знают
врождённые формы поведения и исследования учёных о безусловных и условных
рефлексах, о видах и формах поведения о процессах возбуждения и торможения.
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Взаимное.
Формативн.
|
Консультирование.
Сообщен.
|
|
2
|
Биологические ритмы.
|
Дать понятия
биоритмам.
|
Знают
классификация человека по биоритмике.
|
Работа
в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Формативн.
|
«Мишень»
Сообщен.
|
|
3
|
Сон и его значение.
Фазы сна: медленный, быстрый сон. Сновидения.
Контрольная работа
за 2 полугодие.
|
Дать понятие
фазам сна и его значение.
|
Знают
значение сна для человека
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Видеофрагмент.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
Тестирование.
|
|
4
|
Особенности высшей
нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность.
|
Дать понятие
особенности ВНД и поведение человека, определить различие человека от
животных
|
Знают роль
учённых в изучении высшей нервной деятельности, определение сознания человека
и значение речи
|
Инд. Работа.
работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Видеофрагмент.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
«Конверты».
|
|
5
|
Познавательные
процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.
Волевые процессы
|
Дать понятие
познавательным процессам, развитие ощущения, восприятия, памяти, воображения
и мышления.
|
Знают
познавательные и волевые процессы,
применения
способа мнемотехники.
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Видеофрагменты.
|
Формативн.
|
«Дерево
знаний»
|
|
6
|
Эмоции. Внимание.
|
Дать понятие
об эмоциях и внимании человека, значение эмоционального состояния личности.
|
Знают видах
внимания и их характеристики
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Видеофрагмент.
Учебник.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
«Хочу
все знать».
Эссе.
|
|
7
|
Режим дня. Личность и её способности: становление личности,
темперамент, характер, интересы, склонности. Выбор профессии.
|
Дать понятие
формирования личности и особенности её развития.
|
Знают о
задатках и способностях, духовных потребностях в формировании личности
человека при выборе профессий. Умение составить режим дня.
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах
|
Тест на проверку наблюдательности, внимания,
памяти и консерватизма мышления.
|
Самооценив.
Взаимооцен.
|
Консультирование.
Оформление
режима дня.
|
|
8
|
Повторение
пройденного материала. Человек как биологический вид.
|
Дать понятие
- человек как биологический вид
|
Знают место
человека в системе органического мира, доказательство происхождения человека
от животных.
|
Инд.
Работа. работа в парах. Работа в группах
|
Презентац.
Интернет.
Учебник.
|
Суммативн.
|
Консультирование.
|
|
В результате изучения темы учащиеся
должны:
Знать: биологические и социальные основы поведения
человека.
Уметь: обосновывать биологическую и социальную
сущность человека. Объяснять биологические понятия и термины. Нервную
регуляцию функций организма.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.