Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСравнительный анализ образа матери

Сравнительный анализ образа матери

Скачать материал

 

Урок по литературе в 9 классе

Тема :  Сравнительный анализ повести Закруткина «Матерь человеческая» и осетинской народной песни « Зодалеская мать»

Автор6 Тавасиева М.М.

Цели урока

  Обучающая : формирование  умения  анализировать  художественный текст  произведения.

  Развивающая : развитие речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка.

   Воспитывающая: на примере героинь героической песни «Задалеская  мать»  и повести «Матерь человеческая» раскрыть учащимся духовную красоту и величие, силу духа женщины – матери, её человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в тяжкие годы испытаний;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле, клюдям. живущим и работающим на ней;

-вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые несёт с собою война.

                                                           Восславим  женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока  Матери, вот что насыщает нас любовью к жизни.

                                                                                                                            М. Горький.

          Сколько  благодарных , высоких слов сказано о матери и материнстве! Мужество матери…привычные для нас слова. От кого же ждать верности, любви, терпеливости, чуткости, бесстрашия, если не  от матери.

  Это было так и два, и три, и десять веков назад.

  Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закалённый  в военных баталиях, рабству предпочёл гибель. В 1395 г. Хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо – татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав  алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в  «огонь гиены» целый народ.

   События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатлёнными в народной памяти легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалеской нана (Задалеская мать).

  По сути дела, песня о Задалеской нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине. Задалеская нана – мать спасительница, собравшая вокруг  осиротевших аланских детей.

   Кто скрывается под именем Задалеской нана? Может быть, это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времён нашествия Тимура. Солнцеликая, светоносная Задалеская нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям свет и добро.

                                             Героическая песня

                                            « Задалеская   мать»

Над нижней Дигорией , над плоской Дигорией

Не дождь идет – там кровь течёт, горе ей, горе ей.

                 Поля золотые были, а стали чёрные,

                 Их побили Тимуровы рати проворные.

Обложил всё кругом он войсками великими,

Окружил, как стеной, мечами и пиками.

                  Всё дымится: и жито, и сакли сожженные.

                  Ой, убиты джигиты, поруганы жены их.

Погибнет народ, дым плывёт над  Дигорией.

Кто продлит её род, горе, горе ей.

                 Мертвецы на земле, им могилы не вырыты.

                 На углях, на золе плачут дети – их сироты.

Кто подаст им еды и воды, кто согреет их?

Кто спасёт от беды, кто в беде пожалеет их?

                  Ой, на счастье одна уцелела старуха согбенная.

                  Сирот всех собирает она, сединой убеленная.

Ой, весь день и всю ночь напролёт – делать нечего –

Их ведёт и ведёт, наподобие стада овечьего.

                  Ой, ведёт она сирот, спешит – время дорого,

                   От зверья бережёт и хранит их от ворога.

Ой, спасала детей и спасла ото зла она.

Их одна к Задалеским  горам привела она.

                   Годы шли, было всё: были громы и молнии,

                  Быстро дети росли, подросли и аулы заполнили.

Реку можно ль сдержать, - жизнь спешит, время движется.

Ой, слегла Задалеская мать и лежит: ей не дышится

                   Сто детей свою бедную мать, дорогую и милую,

                   Вышли в путь провожать и рыдать над могилою.

Вопросы:

1.Прочитать выразительно.

2.Разбейте текст на две тематические отрывки.

Назовите эти темы.

3.В первом отрывке найдите слова, раскрывающие душевное состояние героя – рассказчика.

4.Поступок Задалеской матери сродни национальному подвигу. Какой вы её увидели? Как вы себе нарисовали её образ?

5.Объясните значение её образа.

 

 

«Ранней осенью 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги…

В полдень мы въехали в чёрные развалины какого – то сожжённого гитлеровцами.

На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой – то тёмной норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним  из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина…Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе . Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»

Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мёртвом», который был напечатан в 1944 году.

Спустя много лет, вновь перечитывая этот рассказ , Виталий Александрович решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своём характере всё то лучшее, что было дано новым людям советской эпохой. (Чтение отрывка вставить).

 


 

Вопросы:

1.      Разделите данный эпизод на части. Сколько частей? Как они связаны между собой?

2.      Составьте портретную характеристику Марии? Как передано авторское отношение к героине?

3.      Составьте портретную характеристику Вернера Брахта. Как автор относится к раненному немцу?

4.      Как анализируемый эпизод соотносится с предшествующими и последующими эпизодами? Какова его проблематика?

5.      Благодаря чему достигается высокая эмоциональность эпизода? Какова его роль в произведении?

6.      Сопоставьте героическую песню «Задалеская мать» и повесть В.Закруткина «Матерь человеческая». Какая общая тема их объединяет?

         

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сравнительный анализ образа матери"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На примере героинь героической песни «Задалеская  мать»  и повести «Матерь человеческая» раскрыть учащимся духовную красоту и величие, силу духа женщины – матери, её человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в тяжкие годы испытаний;

Восславим  женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока  Матери, вот что насыщает нас любовью к жизни.                                                                                                                           М. Горький.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 358 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 413
    • DOCX 21.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тавасиева Майя Муссаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тавасиева Майя Муссаевна
    Тавасиева Майя Муссаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8530
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 30 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе