Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСравнение как один из приемов умственных действий на уроках литературы

Сравнение как один из приемов умственных действий на уроках литературы

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Сравнение как один из приемов

умственных действий

на уроках литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из важнейших задач изучения любой учебной дисциплины –развитие  учащихся.

  Условием достижения положительного результата является развитие мышления учащихся, обучение их познавательным универсальным учебным  действиям. Выделяют такие  УУД: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, расширенный поиск информации и другие.

На уроках литературы часто применяю прием сравнения. «Все познается в сравнении» – эта расхожая фраза передает глубокий смысл процесса познания.

Философы считают, что без сравнения невозможен процесс мышления, а физиологи утверждают, что функции сличения и различения – основа умственных действий человека. Все это говорит о том, насколько важно для развития учащегося умение сравнивать, выделять общие черты.

На уроках предлагаю памятки, которые помогают учащимся определить объекты, критерии сравнения, делать выводы.

Памятка №1 «Как сравнивать»

1.                            Подумай, по каким линиям и в какой последовательности можно сравнивать изучаемые объекты.

2.                            Установи их общие существенные признаки.

3.                            Определи существенные различия между ними.

4.                            Сделай (если нужно) вывод, вытекающий из сравнения.

 

Научив определять объекты и критерии сравнения, делать выводы, можно знакомить учащихся с разными видами сравнения.

 

 

 

 

 

 

Надпись: СРАВНЕНИЕНадпись: Неполное однолинейное сравнение, то есть установление ли-бо только сходства, либо только различия по одному аспекту.

 


Н

Надпись: Неполное комплексное сравнение, то есть установление либо сходства, либо различия по нескольким аспектам.

 


Надпись: Полное однолинейное сравнение, то есть установление одно-временно сходства и различия по одному аспекту.

 

 

 


Надпись: Полное комплексное сравнение, то есть установление одно-временно сходства и различия по нескольким аспектам.

 

 

 


Надпись: Выполнение сравнения по аналогии, то есть из сходства объ-ектов в некоторых признаках делать предположение об их сход-стве в других признаках

 

 

 

 

 

 


После того, как учащиеся познакомились с сущностью сравнения как мыслительной операции, они могут использовать это умение при выполнении разных заданий на уроке и дома.

В разных ситуациях сравнение приводит к достижению разных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Например, сравнивая два эпизода встречи Андрея Болконского с дубом, определяем место эпизодов в композиционном плане, в эмоциональном, психологическом, философском.

В восьмом классе, предлагая сравнить два эпизода из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл. 1 «Гринев требует у Савельича деньги, чтобы вернуть долг Зурину» и второй эпизод: «Петр Гринев дарит заячий тулупчик человеку, который вывел его к постоялому двору  »),    пересказываем эти эпизоды, называем персонажей, рассуждаем, как представлен в этих эпизодах Пётр Гринёв, в чём сходство и различие поступков героя.

Делаем вывод о том, что в первом эпизоде герой просит слугу Савельича отдать деньги, которые он проиграл Зурину, выбрасывает деньги на ветер, чем очень расстроил  слугу. И ведь понимает Пётр Гринёв, что так нельзя тратить деньги, и стыдно ему за такой свой поступок. Но он барин, а Савельич его слуга, ему ничего не остаётся делать, как взять на себя равнодушный вид и требовать у слуги деньги. Потом он попросит у Савельича прощение, «ему было жаль бедного старика».

А когда благодарит встреченного в степи вожатого , отдавая свой заячий тулупчик, понимает, что его жизнь зависела от этого человека, ведь вожатый спас его, он мог замёрзнуть во время бурана в степи И отблагодарить человека просто необходимо. Это дело чести. Так  он должен поступить. И на возмущающегося Савельича наш герой внимания не обращает .

 Выявляем в эпизоде черты характера, нравственные качества Гринева. Говорим о значение эпизодов в раскрытии идейного смысла произведения.  

Обратившись к сравнению этих эпизодов,  можно обсудить очень важную проблему – проблему сохранения лучших нравственных качеств, понятия  чести, вновь обратиться к эпиграфу повести. «Береги честь смолоду» - наказывал Петруше отец. Следует ли молодой Гринев этому наказу можно лучше узнать, используя прием сравнения.

Таким образом, если учащиеся овладевают умением сравнивать, это способствует пониманию сущности других приемов умственных действий: обобщения, анализа, классификации.

Используя на уроках литературы сравнение как прием умственной деятельности, пришла к выводу, что ученики, испытывающие трудности при определении критериев сравнения, при формулировке выводов, стали легче справляться с подобными заданиями. Теперь они могут сравнивать не только внешние показатели, но и выявлять сходства и различия героев, например, через речь.

 Умение сравнивать – это  умение, открывающее возможность широкой ориентации учащихся  в различных предметных областях , в строении самой учебной деятельности.

 

Литература:

1.                           В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». – М., «Педагогика». 1986

2.                           Журнал «Народное образование». №8, 2003.

3.                           Л.Д. Столяренко «Основы психологии». Ростов-на-Дону. !Феникс» 1997.

4.                           Приложение «1 сентября». №9, 25-26, 2004.

 

Литература:

5.                           В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». – М., «Педагогика». 1986

6.                           Журнал «Народное образование». №8, 2003.

7.                           Л.Д. Столяренко «Основы психологии». Ростов-на-Дону. !Феникс» 1997.

8.                           Приложение «1 сентября». №9, 25-26, 2004.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сравнение как один из приемов умственных действий на уроках литературы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной статье говорится о сравнении как одном из приемов  умственных действий  на уроках литературы.
   УУД – это обобщенные действия, помогающие   ориентироваться  в разных предметных областях. Универсальность УУД  проявляется в том, что они носят
 метапредметный характер. В статье рассказано о видах сравнения.  Философы считают,  что без сравнения невозможен процесс мышления.Учащихся надо научитьопределять объекты и критерии сравнения, делать выводы,  знакомить  с разными видами сравнения на уроках литературы. Это поможет им выполнять подобные действия и на других уроках.


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 647 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 466
    • DOCX 48.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зайцева Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зайцева Надежда Николаевна
    Зайцева Надежда Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1051
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1536 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 896 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции