Главная / Русский язык и литература / Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по демоверсии 2015 года

Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по демоверсии 2015 года


Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по демоверсии 2015 года.


В пособии системно представлен теоретический материал курса русского языка согласно демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Особое внимание уделено умениям алгоритмизировать правила. «Пошаговое» применение правил помогает обойти «ловушки», коими изобилуют тесты ЕГЭ по русскому языку. При подготовке материалов использованы учебники русского языка , методические рекомендации «ЕГЭ- русский язык» (авторы –составители КрашенниковаЛ. А, Лукина И. В, Изд-во Иркут. гос. пед ун-та-2011.-задание4), материалы пособия «Экспресс-репетитор» Бароновой М.М.


Задания 1-3 проверяют умение извлекать главную информацию, умение употреблять слово в соответствии с его лексическим значением



Задание 4. проверяет умение ставить ударение в словах. Для этого необходимо знать особенности ударения в русском языке:

  • Служебные части речи всегда безударные, так как примыкают к самостоятельным

  • В глаголах с приставкой ВЫ ударение всегда падает на неё.

  • В кратких страдательных причастиях с суффиксом ЁН в мужском роде ударение падает на него, а в других формах переходит на окончание( устремлЁН, устремленА, устремленО, устремленЫ)

  • У некоторых кратких прилагательных ударение в женском роде переходит на окончание, во всех остальных формах падает на основу( сЕрый-сЕр-сЕро-серА, мЕлкий-мЕлок- мЕлко-мелкА)

  • В глаголах прошедшего времени в большинстве случаев( не во всех!) ударение находится на основе, а женском роде на окончании :брАл, брАло, брАли, бралА; нАчал, нАчало, нАчали, началА) У глаголов красть класть слать послать постлать ударение остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, постлАла

  • При подготовке следует использовать « Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р. И. Аванесова (издания не ранее 1989 года)

Слова, чаще всего встречающиеся в различных вариантах ЕГЭ


А1 Имена существительные:

агЕнт алфавИт аэропОрты бАнты бОроду бухгАлтеров вероисповЕдание граждАнство дефИс диспансЕр договорЁнность досУг докумЕнт еретИк жалюзИ знАчимость Иксы каталОг монолОг диалОг некролОг квартАл киломЕтр децимЕтр сантимЕтр миллимЕтр кОнусы кОнусов корЫсть крАны кремЕнь кремнЯ лЕкторы лЕкторов лыжнЯ мЕстностей чЕлюстей пОчестей (но новостЕй) мусоропровОд водопровОд газопровОд нефтепровОд намЕрение нарОст нЕдруг нЕнависть недУг нОготь нОгтя Отрочество партЕр портфЕль пОручни придАное призЫв позЫв созЫв отзЫв (посла) Отзыв (на публикацию) срЕдства стАтуя столЯр доЯр школЯр тамОжня тОрты тОртов цемЕнт цЕнтнер цепОчка шАрфы шофЁр киоскЁр щавЕль экспЕрт

Имена прилагательные

вернА-кр прилаг Ж.рода. давнИшний знАчимый(страд. прич.) красИвее красИвейший кровоточАщий кУхонный ловкА( краткое прилаг) мозаИчный оптОвый прозорлИва смазлИва болтлИва ( но прожОрлива) слИвовый

Глаголы

баловАть баловАться избаловАть…(но бАловень судьбы) брАть-бралА брАться бралАсь взЯться –взялАсь включИть- включИшь влИться влилАсь воспринЯть – воспринялА воссоздАть –воссоздалА вручИть—вручИт гнАть –гналА добрАться- добралАсь дождАться -дождалАсь дозвонИться –дозвонИтся звонИшь звонИт звонИм дозвонЯтся дозИровать ждАть –ждалА закУпорить занЯть- занЯл –занялА зАняло зАняли заперЕться –заперлАсь исключИть исключИт исчЕрпать класть- клАла крАсть крАла слАть –слАла послАла стлАть слАла принЯться принялсЯ накренИться накренИтся облегчИть облегчИт облИться облилАсь окружИть окружИт ободрИть ободрИться обнЯться обнялАсь озлОбить опОшлить опОшлят опломбировАть формировАть нормировАть освЕдомиться освЕдомишься отбыть отбылА откУпорить откУпорил отозвАть отозвалА отдАть отдалА принУдить сверлИть сверлИшь сверлИт чЕрпать щЁлкать углубИть щемИть щемИт сорИть сорИт снЯть снялА прИбыло положИть положИл плодоносИть сорИть сорИт отозвАться отозвалАсь

Деепричастия

балУясь закУпорив начАв начАвшись отдАв понЯв поднЯв прибЫв

Наречия

вОвремя добелА дОверху донЕльзя дОнизу дОсуха завИдно (в значении сказуемого) зАгодя зАсветло зАтемно Исстари навЕрх надОлго

Причастия:балОванный включЁн довезЁнный зАгнутый зАнятый занятА зАпертый запертА заселЁнный заселенА кровоточАщий кормЯщий молЯщий нажИвший нАжитый нажитА налИвший налитА нанЯвшийся начАвший нАчатый включЁнный отключЁнный повторЁнный поделЁнный понЯвший прИнятый прожИвший снЯтый снятА сОгнутый


Задание 5 проверяет умение разграничивать паронимы.

Паронимы-слова с различным написанием и схожим звучанием:

Рассвет-рассвет, каменный- каменистый, человеческий- человечный, оплатить – уплатить, консерватория- консервация, утверждающий- утвердительный поступок- проступок, могучий—могущественный, понятный- понятливый, вертлявый – вёрткий и т. д. Близость паронимов по звучанию и написанию приводит к лексическим ошибкам. Надо знать лексическое значение, внимательно анализировать смысл предложения. При подготовке познакомиться с лексическим значением как можно большего числа паронимов. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Обязательно следует сделать смысловой анализ предложения.



Задание 6 проверяет умение найти нарушение морфологических норм. Морфологические нормы- это нормы изменения слов при склонении и спряжении(правильное образование форм слова). Чаще всего нарушаются следующие нормы:

1)Неправильный вариант формы слова: Чулков вместо чулок.

Запоминаем формы родительного падежа множественного числа:

а)Башкиры-башкир(болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки)

б)Киргизы-киргизов(казахи, узбеки, таджики, якуты.)

в)Валенки-валенок(сапоги, чулки, ботинки)Ремешки-ремешков, носки-носков

г)вольты-вольт(амперы, микроны, аршины)Метры-метров(граммы, килограммы, гектары)

д)Лимон- лимонов (апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты)

е) Макароны- макарон( брызги, брюки, бусы, каникулы)Деньги- денег, потёмки- потёмок( носилки, салазки.)

ё)Туфля- туфель(вафля, оглобля).Кегля-кеглей(сакля, распря).Свадьба- свадеб(усадьба)Басня- басен( ставня., песня, домна, башня).Ступня- ступней(западня ноздря). Войско-войск, яблоки- яблок.

ж)Блюдце- блюдец( одеяльце, полотенце)Болотце-болотцев( копытце, корытце, ).Часы-часов((мостки, щипцы, тиски, плоскогубцы. очки, заморозки, счёты)Ясли- яслей (будни, клещи)

2)Неправильный вариант формы множественного числа существительных мужского рода

Запоминаем:

С окончанием А- Я

С окончанием Ы-И

Адреса, берега, века, директора. доктора, желоба, жернова, инспектора, .катера, корма, номера, округа, отпуска., паспорта, сорта, стога, профессора, фельдшера, якоря, штемпеля.

Авторы, аптекари, выборы, договоры, агитаторы, инженеры, лекторы, авторы, бухгалтеры, конструкторы, офицеры, приговоры, торты, шофёры, снайперы, инструкторы, стажёры


3)Неправильное образование степеней сравнения прилагательных и наречий. Помним, что слова БОЛЕЕ и МЕНЕЕ присоединяются только к начальной форме (прилагательное в ИМ.падеже):более красивый, менее умный. (Нарушение- более умнее).

4)Неправильное склонение числительных.

Помним:

1)У сложных числительных 50, 60, 70, 80, 500, 600, 700, 800, 900 склоняются обе части:

И.пятьдесят, пятьсот

Р.пятИдесятИ, пятИсот

Д пятИдесятИ, пятИстам

В пятьдесят, пятьсот

Т пятЬЮдесятЬЮ, пятЬЮстАми

П о пятидесятИ, о пятИстАХ

Чаще всего в задании приводится пример с нарушением нормы в Творительном падеже.

2)у числительных 100, 90, 40 в родительном, дательном, творительном и предложном падежах окончание А

3)у числительных 200, 300, 400 склоняются обе части: Четырёхсот, четырёмстам, четырьмястами, о четырёхстах.

5)Ошибочное употребление местоимений (ихние места, евошний велосипед, еённые родители НАДО:ИХ места, ЕГО велосипед, ЕЁ родители)

6)Ошибочное образование деепричастий:(прочитая книгу, пролетав над городом---Норма: прочитав книгу, пролетая над городом)




Задание 7проверяет умение грамматически правильно продолжить предложение с деепричастным оборотом.

Следует знать:

Деепричастие- особая форма глагола, которая обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие при ОСНОВНОМ. Поэтому в двусоставном предложении, где есть подлежащее и сказуемое, оба действия: и основное, и добавочное – производит ОДИН ДЕЯТЕЛЬ – ПОДЛЕЖАЩЕЕ. При этом к деепричастию задаем вопрос от сказуемого.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определяем грамматические основы

  2. Смотрим, какое основное действие выражено сказуемым.

  3. Подставляем добавочное действие, выраженное деепричастием, и смотрим на смысл.

Например:

Определяя значения непонятных слов,

1)мной овладели сомнения

2) ребята обращались к словарю

3)учитывается контекст

4)некоторые из них оказались многозначными

Если предложение определенно-личное или неопределенно-личное, подставляем подразумеваемое местоимение: я, мы, ты, вы –к опред.-личному или они- к неопредел.- личному .К ним и должны относиться и глагол, и деепричастие.

Определяя значения непонятных слов,

1)мной овладели сомнения

2) обращайтесь к словарю

3)учитывается контекст

4)некоторые из них оказались многозначными

Если предложение безличное( в нем нет и не может быть подлежащего, то есть нельзя подставить никакого местоимения или существительного), смотрим на смысл, внимательно анализируя все предложения.

Применяя новый метод,

1)были достигнуты блестящие результаты

2)язык усваивается очень быстро

3) можно быстро овладеть любым языком

4)сокращаются сроки овладения языком

Эго задание проверяет умение увидеть и грамматическую ошибку—нарушение синтаксической нормы. Синтаксическая норма –это правильное построение предложений и словосочетаний в русском языке. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Грамматическая связь выражается предлогами и окончаниями. Следовательно,

1) нарушением нормы будет неправильное употребление предлогов ( особенно производных) и неправильное окончание существительных в словосочетаниях с производным предлогом (нарушение связи управления в таких словосочетаниях)

Согласно распоряжения директора были заключены договоры.( норма: Согласно распоряжениЮ- Д. падеж)

- Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО,ВОПРЕКИ употребляются только с Дательным падежом.

- Предлоги ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ИСТЕЧЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ЗАВЕРШЕНИИ – имеют окончание предложного падежа И (а не дательного)

-Предлог ПО ПРИЕЗДЕ имеет в норме форму предложного падежа, а не дательного.

-Предлоги В ТЕЧЕНИЕ , В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишутся в два слова, на конце Е.

- Предлог ВЛЕДСТВИЕ пишется слитно, на конце Е. Его нужно отличать от наречия ВПОСЛЕДСТВИИ.

2)Нарушение согласования в сложноподчиненном предложении с сочетаниями те, кто… тот, кто

.Те, кто писали сочинение, очень волновались( норма кто писал) Слова ТЕ, ТОТ относятся к главному предложению.

3)Неправильное нахождение определяемого слова в предложениях с причастным оборотом и, как следствие этого, неправильное согласование в модели ОПРЕДЕЛЯМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Голос этого человека, отстаивавшИЙ правду, прозвучал внезапно.( надо отстаивавшЕГО)

4)Конструирование предложений с деепричастным оборотом

Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.( Получается, что шляпа подъезжала к станции)

Норма: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа.

5)Нарушения в построении однородного ряда.

Директор организовал и руководит школой .Правильно Директор организовал школу и руководит ей.

6)Нарушения согласования. Основное требование: ПРАВИЛЬНО ЗАДАТЬ ВОПРОС ОТ ГЛАВНОГО СЛОВА.

Мы подошли к дереву, склонившЕЕся к земле.Норма : к дереву, (КАКОМУ?) склонившЕМУся к земле.


Это же задание проверяет умение строить синонимичные конструкции: заменять придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Следует помнить: замена НЕВОЗМОЖНА в следующих случаях:

  1. Если субъект грамматической основы (действующее лицо, подлежащее) главного предложения не равен субъекту грамматической основы придаточного предложения. В музее мы познакомились с картиной, над которой художник работал в последние годы жизни.

  2. Если в главном предложении имеется указательное слово. Я пойду в ТУ школу, где изучают два иностранных языка.

  3. Если в придаточном предложении сказуемое выражено формой условного наклонения ( есть частица БЫ).

Я хотел бы заниматься делом , которое приносило бы мне радость и удовлетворение.



Задание 8 проверяет умение ориентироваться в правилах правописания безударной гласной в корне.

Безударные гласные бывают

1)проверяемые ударением (подбираем однокоренное слово или форму слова, чтобы на эту гласную падало ударение)

2)не проверяемые ударением (запомнить, посмотреть в словаре)

3)чередующиеся



КОРНИ с чередованием А-О КОРНИ с чередованием Е-И

БЕР-БИР

ДЕР-ДИР если за корнем есть суффикс А, то РАСТ-РАЩ-РОС—перед СТ и Щ -А

ТЕР-ТИР в корне пишется И. Нет суффикса А - исключения росток , Ростов ростовщик,

ПЕР-ПИР пишется Е. Ростислав,отрасль

МЕР-МИР КАС-КОС за корнем суффикс А, в

СТЕЛ-СТИЛ корне А

БЛЕСТ-БЛИСТ ЛАГ –ЛОЖ перед Ж -О, перед Г - А.

ЖЕГ-ЖИГ ГАР-ГОР под ударением А, без -О.

ЧЕТ-ЧИТ исключения: пригарь, выгарки

ЗАР-ЗОР под ударением О, без –А.

исключения: зарево, зоревой

ТВАР-ТВОР Без ударения-О. исключение-

Утварь.

МАК-МОК от смысла: вымокнуть( стать

мокрым) макать(что-то во что-то)

СКОЧ-СКАК перед Ч –О, перед К –А.

Исключения: скачу, скачок

РАВН(в значении одинаковый, равный) -

РОВН(ровный, гладкий)

исключения: равнина равнение ровесник

поравняться

ПЛАВ-ПЛОВ –во всех словах А, кроме исключений:

Пловец, пловчиха, плывун


Алгоритм выполнения задания (если надо найти проверяемую гласную)

1)Ищем во всех вариантах слова(слово) с чередующимися гласными и исключаем эти варианты

2) Ищем слова с непроверяемой гласной и исключаем этот ряд (если даны ряды) или слово (если даны одиночные слова)

3) К словам оставшегося ряда (или слову) подбираем проверочные слова



Задание 9 требует знания следующих правил:

1)правописание приставок

2)буквы И – Ы после приставок (возможно)_____________были в демоверсиях предыдущих лет.

3)разделительные Ъ и Ь знаки (возможно)

Правописание приставок подчиняется трём правилам:

1)Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки ПО, НА, ЗА, ОТ, ПОД, НАД, В, ВО, С и другие.

2)Приставки

ПРЕ ПРИ

* Близкое значение к ПЕРЕ * Приближение

* =слову ОЧЕНЬ * Присоединение

* Близость(=около)

*Неполное действие

Нужно запомнить, что различение приставок ПРЕ-ПРИ в некоторых случаях определяется контекстом:

прИбывать в город прЕбывать в городе( находиться)

прИдать вид прЕдать друга

прИёмник(радиоприемник) прЕемник(продолжатель начатого дела)

прИтерпеться (привыкнуть) прЕтерпевать(пережить)

прИклонить (ветви) прЕклоняться ( перед кем-либо)

прИтворить (дверь) прЕтворить в жизнь

прИходящий(приходит) прЕходящий (непостоянный)

прИзреть сироту прЕзирать труса


ЗАПОМНИТЬ слова:ПРЕСЛОВУТЫЙ, ПРЕЗИДЕНТ, ПРИЧУДА, ПРЕМЬЕР, ПРЕМИРОВАТЬ, ПРЕТЕНДЕНТ, ПРЕЛЕСТНЫЙ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРЕТЕНЗИЯ, ПРИОРИТЕТ.


3)ПРИСТАВКИ на З - С: раз(рас), без(бес), низ(нис), воз( вос), чрез( чрес)

Перед звонкой согласной на конце приставок пишется З, а перед глухой С.

ЛОВУШКИ: слова с двумя приставками, одна из которых НЕ, вторая С: несгораемый, несговорчивый, несгибаемый, несгнивший, несдобровать и другие


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь

Ъ пишется

1) После приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами Е,Ё, Ю, Я.

2)в сложных словах, первой частью которых являются числительные двух, трёх, четырёх

перед теми же буквами(двухъярусный, трехъязычный).

Следует запомнить написание слов с иноязычными приставками: Субъект, адъютант, адъюнкт, инъекция, трансъевропейский, панъевропейский, конъюктивит, конъюнктура.

Ъ не пишется

1) Перед буквами А, О, У.

2) В сложносокращённых словах ( детясли)

Ь пишется

В корне, суффиксе, окончании перед буквами Е Ё Ю Я И

В иноязычных словах перед суффиксом ОН: бульон, павильон, батальон.

Ы-И после приставок на согласный

После приставок на согласный вместо И пишется Ы, кроме слов

* С приставками СВЕРХ, МЕЖ. межинститутский, сверхинтересный.

* С иноязычными приставками дез, контр, пост, транс, супер, пан: КОНТРигра

* первая часть которых сокращена: пединститут

* словоДВУХИМПУЛЬСНЫЙ

* слово ВЗИМАТЬ



Задание 10 требует знания правил правописания суффиксов различных частей речи

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ.

Написание суффиксов ОВА-ЕВА, ЫВА- ИВА всегда зависит от 1 лица единственного числа.

Если в первом лице глагол оканчивается на УЮ, ЮЮ , то в неопределённой форме и прошедшем времени суффиксы ОВА-ЕВА.( ова-ева изменяется): советУЮ – советОВАл, советОВАть .

Если в первом лице глагол оканчивается на ИВАЮ, ЫВАЮ, то суффиксы ИВА-ЫВА (другими словами, ыва-ива не изменяется):раскрашИВАЮ – раскрашИВАть, раскрашИВАл.

А под ударением всегда суффикс ВА Перед ним гласная, которая перед ТЬ:перестАть-перестАВАть.

Исключения: застрять –застревать –застреваю

Затмить-затмевать- затмеваю

Продлить-продлевать- продлеваю.

Первый шаг –постановка ударения! Если суффикс под ударением, то это суффикс ВА! Второй шаг- исключения. Только потом ставим в 1 лицо и определяем, ова- ева или ыва-ива!


СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)ЧИВ-ЛИВ—всегда с буквой И( суффиксов чев-лев нет): изменЧИВый, участЛИВый

Исключение:гуттаперчевый

2)ЧАТ: узорЧАТый ( нет суффиксов чет , чит). Перед суффиксом ЧАТ сохраняются все согласные, кроме Ц :веснушка- веснушчатый

Исключение:дощатый.

3) ИСТ ( суффикса ест нет) :породИСТый.

4) После шипящих и Ц под ударением ОВ, без ударения-ЕВ: свинцОВый, замшЕВый

5)Суффикс ИВ под ударением, суффикс ЕВ без ударения( отличать от суффиксов ЧИВ- ЛИВ!): сиренЕВый, игрИВый, льстИВый. Исключения: милостивый, юродивый.

В наречиях, образованных от прилагательных, сохраняются те же суффиксы.




Задание 11 требует знания правил правописания безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо поставить его в неопределённую форму и определить спряжение. Если глагол в неопределённой форме на ИТЬ, то спряжение второе, во всех окончаниях пишется буква И , а во мн. числе 3 лица-АТ-ЯТ.

Если глагол не на ИТЬ, он 1 спряжения, и в окончаниях буква Е и УТ - ЮТ

Исключения из 2 спряжения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.( в личных окончаниях пишем Е, УТ – ЮТ)

Исключения из 1 спряжения: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ. ( в личных окончаниях пишем И , АТ – ЯТ)

Можно запомнить правило в стихотворной форме:

Ко второму же спряженью отнесём мы, без сомненья, все глаголы, что на ИТЬ, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ; А ещё: СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ВЕРТЕТЬ, и ЗАВИСЕТЬ, и ТЕРПЕТЬ

. ПЕРВОЕ, что нужно сделать—вспомнить, не относится ли этот глагол к исключениям, только потом ставить в неопределённую форму.


Написание суффиксов причастий

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, в нём суффиксы УЩ-ЮЩ (действ, наст. вр.)

ЕМ-ОМ (страд. наст .вр.)


Если причастие образовано от глагола 2 спряжения, то в нём суффиксы АЩ-ЯЩ (действ. наст. вр)

ИМ (страд, наст. вр)

Исключения: брезжущий, движимый




В действительных причастиях прошедшего времени суффиксы Ш , ВШ. Помним: перед суффиксом ВШ пишется та гласная, которая стоит в глаголе неопределённой формы перед ТЬ:

ЛаЯть - лаЯвший, строИть- строИвший, ненавидЕть- ненавидЕвший.

В страдательных причастиях прошедшего времени суффиксы ЕНН, НН, Т.

Если причастие образовано от глаголов на ИТЬ, в нём суффикс ЕНН.

Если причастие образовано от глаголов на АТЬ – ЯТЬ, в нём суффикс НН, перед которым пишется гласная, стоящая пере ТЬ, то есть А или Я. ( НИКОГДА НЕ ПИШЕТСЯ О)

В причастии НЕТ суффиксов ИНН, ОНН, ЕЩ, ИЩ!

При выполнении этого задания следует помнить, что у глаголов прошедшего времени перед суффиксом Л сохраняется та гласная, которая стоит в глаголе неопределённой формы перед ТЬ



Задание12 проверяет умение применять правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи: глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями.

НЕ с глаголами , деепричастиями и краткими причастиями пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: не знал, не думая, не покрашен, не сделан, но ненавидел, негодуя.

Не с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями на О пишется раздельно, 1)если есть или подразумевается ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А( в предложениях с союзом НО НЕТ противопоставления.)

2) Если есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ и т. д

3)НЕ с причастиями пишется раздельно, если есть зависимые слова


НЕ пишется раздельно с краткими прилагательными, которые не имеют полной формы:не рад, не должен не горазд (или полная форма имеет другое значение: не готов)

НЕ пишется раздельно с наречиями, которые употребляются в качестве сказуемых в безличных предложениях: не жаль , не пора, не надо.

НЕ и НИ пишутся раздельно с отрицательными местоимениями , если есть предлог: не у кого, ни у кого, ни с кем, не с кем.( под ударением НЕ, без ударения- НИ)


Частица НЕ пишется слитно :

1)Нет противопоставления

2)нет зависимых слов

3) нет слов далеко не и т. д.

4) слова без не не употребляются

5)можно подобрать синоним( к существительным, прилагательным, наречиям)

6)в отрицательных местоимениях без предлога

7)с отрицательными наречиями.

ВНИМАНИЕ: если к прилагательным, причастиям и наречиям на О относятся слова СОВСЕМ, ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА, КРАЙНЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, усиливающие степень качества, то НЕ пишется СЛИТНО. Совсем непродуманное решение (безрассудное),чрезвычайно неинтересная книга( скучная ) поступить крайне неосторожно (опрометчиво)


Частица НИ усилительная. Она употребляется прежде всего для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ или словом НЕТ: Девочка НЕ умолкала НИ на минуту.

Отрицание( слово НЕТ) может только подразумеваться: НА небе НИ облачка.

Внимание: Если в предложении двойное отрицание, то предложение получает утвердительный смысл, и в нём ДВЕ частицы НЕ: Я НЕ могу НЕ упомянуть ( то есть упомяну). Он НЕ мог НЕ знать (знал).

Частица Ни может входить в состав повторяющихся союзов. В этом случае её можно заменить союзом И: Казак не хочет отдохнуть НИ(И) чистом поле, НИ ( И) в дубраве, НИ ( И ) при опасной переправе.

Частица НИ пишется в устойчивых сочетаниях:

Ни днём ни ночью, ни дать ни взять , ни свет ни заря, ни то ни сё, во что бы то ни стало, ни жив ни мёртв

Различаем: Немало= много ( немало сделал) – Нимало( =совсем нимало не соскучился)

НЕ раз( много раз)- не раз подвергаля опасности НИ разу(никогда) Не один(многие) НЕ один я так думаю. Ни один(никто) Ни один не выступил против.



Задание13 Омонимичные части речи


РАЗЛИЧАЙТЕ  производные предлоги (их можно заменить другими предлогами) и омонимичные части речи, например, существительные с предлогами (имеют при себе зависимые слова и выступают в прямом значении), сочетания местоимений или наречий с частицей или предлогом.

Предлоги

Омонимичные части речи

В течение (дня)= в продолжение

В продолжение (длительного времени)= в течение

В заключение (своего выступления)

Вследствие ( непогоды)= из- за непогоды

Вроде (привычки) = наподобие

Насчёт ( уроков)= об уроках

Вместо( учителя, меня)

Внизу( листа бумаги)

Наверху( удовольствия, счастья)

Навстречу( испытаниям, солнцу)

Сбоку ( дома)

Несмотря на ( непогоду)= не обращая внимания

Невзирая на ( трудности)-не обращая внимания

Ввиду (плохой погоды)

В течении ( реки)

В продолжении( романа)


В заключении ( экспертов)

В следствии ( по делу)

В роде ( и числе согласовано)

На счёт (зачислить деньги)

В (это) место( приехать)

В (самом ) низу серванта

На (самом )верху ёлочки

На встречу ( с другом детства)

С боку (правого, повернуться на бок)

Не смотря ( по сторонам, ей в лицо)

Не взирая ( на томных красавиц)

В виду ( бухты. города) =вблизи


Отличие союзов и союзных слов от омонимичных частей речи

Союзы и союзные слова

Омонимичные части речи

ЧТОБЫ( =для того чтобы ,тем чтобы. Важно, чтобы всё было исполнено в срок.)





ЗАТО (= но: Маленький, зато надёжный)



ТОЖЕ, ТАКЖЕ =(и)( частицу Же опустить нельзя Я тоже пойду в цирк. И я пойду в цирк.)


ОТЧЕГО (= почему. Отчего у меня легко на

сердце?)


ПРИТОМ, ПРИЧЁМ (=причём, = притом, к тому же. Он красивый и притом умный. Он опоздал, причём сделал это нарочно.

ИТАК ( = следовательно, значит) ( выступает в значении вводного слова) Итак, решение принято.


ЗАТЕМ (=с какой целью Я затем пришёл, чтобы всё узнать.)


ПОЧЕМУ (=отчего: Почему все так плохо?)


ПОЭТОМУ ( =из-за этого : Была плохая погода, поэтому мы не пошли на экскурсию.


ПОСЕМУ ( =поэтому: Посему мы приняли

такое решение.)


ПОЧЁМ( =по какой цене: Почём сейчас молоко?)


ПОТОМУ ( =оттого.: У меня все получается , потому и настроение прекрасное)

ЧТО БЫ ( сочетание местоимения и частицы БЫ ,которую можно опустить: что бы мне придумать?

ЗАПОМНИТЬ: во что бы то нистало



ЗА ТО (сочетание предлога и местоимения : спрятаться за то дерево)


ТО ЖЕ ( то самое), ТАК ЖЕ ( таким же образом Частицу ЖЕ можно опустить


ОТ ЧЕГО (сочетание предлога с местоимением: От чего зависит ваше счастье?)


ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЁМ (предлог+ местоимение: :При той школе работают кружки.)



И ТАК (Союз + наречие, которое можно переставить в другое место:И так он делает каждое утро.)


ЗА ТЕМ( предлог + местоимение:Деревня была за тем поворотом)


ПО ЧЕМУ (предлог + местоимение): По чему я скучаю больше всего на свете вдали от дома?

ПО ЭТОМУ ( предлог + местоимение: По этому мосту люди не ходят)


ПО СЕМУ( устар) ( предлог + местоимение: БЫТЬ ПО СЕМУ)


ПО ЧЁМ (предлог+ местоимение)): Бил по чём попало.


ПО ТОМУ( предлог + местоимение: ПО тому пути идти было легче)



Задание 14 проверяет применение правил правописания НН и Н разных частях речи.

Чтобы правильно сделать выбор, нужно определить часть речи, только потом рассуждать в соответствии с алгоритмом применения правила для конкретной части речи.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Н НН

1)в суффиксах АН-ЯН( материал) 1) в суффиксах ОНН, ЕНН

2)в суффиксе ИН(от животного) 2)основа на Н +суффикс Н

Исключения :оловянный стеклянный Исключение: свиной, ветреный(день, человек)

деревянный

  1. в кратких прилагательных столько Н, сколько в полных

ПРИЧАСТИЕ и отглагольное прилагательное

Н НН

1)от глагола несовершенного вида 1) от глагола совершенного вида

Кошеный, ношеный купленный лишённый решённый

2)нет приставки( кроме НЕ) 2) есть приставка( кроме НЕ)

скошенный поношенный

3)нет зависимых слов 3) есть зависимые слова

Квашеная капуста квашенная в бочке капуста

4)не оканчиваются на ОВАННЫЙ ЕВАННЫЙ 4) оканчиваются на ОВАННЫЙ ЕВАННЫЙ

газированный асфальтированный 5) в кратких причастиях исключения :раненый, кованый жеваный

(пока не появится приставка или зависимые слова)


НАРЕЧИЕ

В наречии столько Н столько, сколько в прилагательном, от которого оно образовано

Самое сложное в этом задании - отличить причастие от прилагательного. Проверяем наличие следующих признаков:

  1. у причастия 2 вопроса

  2. причастие можно заменить словосочетанием который + глагол

  3. у причастия есть вид и время.



Задание 15 Союз И в сложносочиненных предложениях и простых предложениях с однородными членами, соединёнными этим союзом.

Следует помнить:

В простом предложении одна грамматическая основа. Однородные члены отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Если однородные члены соединены одиночным союзом И , запятая перед ним не ставится. Запятая ставится только перед повторяющимся союзом И.

В сложном предложении две или несколько грамматических основ. Простые предложения в сложносочинённом не зависят друг от друга. Перед союзом И запятая ставится.

Внимание! Запятая перед союзом И в сложносочинённом предложении не ставится в следующих случаях:

  1. При наличии общего второстепенного члена: Вскоре после восхода солнца набежала туча и полил дождь.

  2. При наличии общего вводного слова. Видимо, погода испортится и мы не поедем на экскурсию.

  3. При наличии общего придаточного( в предложениях с разными видами связи) Пока Алёхин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце.

  4. Если союз И соединяет два вопросительных или два восклицательных предложения

Как ярко светит солнце и как тепло от этого на душе!

Алгоритм выполнения :1)Выделить грамматические основы(основу) и определить , простое или сложное предложение. 2) если предложение простое, найти однородные члены ( запятая не ставится перед одиночным союзом ) 3)Если предложение сложносочинённое, смотрим

А) есть ли общий второстепенный член( если есть----- запятую не ставим)

Б) есть ли общее вводное слово( есть- не ставим)

В)вид обоих предложений по цели высказывания(если вопросительные или восклицательные-не ставим)

Если ничего этого нет, запятую ставим.



Это задание также проверяет умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.


Запятая при однородных членах ставится

Запятая при однородных членах не ставится

1)Если связь бессоюзная:Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят

1)Перед одиночными соединительными (и, да=и, тоже, также) и разделительными союзами( или, иль, либо).Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2)Если однородные члены соединены противительными союзами ( а, но, однако, зато, да= но) Мал золотник, да дорог

2)В устойчивых выражениях: о том о сём, ни свет ни заря, ни днем ни ночью и т. д

3)При повторяющихся союзах И в снег, и в ветер, и в звёзд ночной полёт меня моё сердце в тревожную даль зовёт.

3)При разных рядах однородных членов. Мы двинулись вперёд и вскоре увидели пионеров и школьников.

4)Перед второй частью двойных союзов( не только , но и; как…,так и; не то…, не то; ни … , ни; если не…,то; хотя и…, но;) Он собирал как марки, так и открытки.

4)Между двумя глаголами, образующими единое целое или указывающими на движение и цель этого движения: Пойду помоюсь. Схожу посмотрю. Ждёт не дождётся.





Задание 16 Проверят умение ставить знаки препинания при обособленных определениях и приложениях. Обособленное определение чаще всего выражается причастным оборотом. Приложение – это определение, выраженное именем существительным.

Общие условия обособления определений и приложений.

1)стоят после определяемого слова;
2) относятся к личному местоимению;
3) имеют дополнительное обстоятельственное значение.
4) удаленность определения от определяемого слова (см. таблицу).

Обособленные определения и приложения.

Условия обособления

Обособленные определения

Обособленные приложения

1) После определяемого слова

Юный лес, в зеленый дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт (А. Толстой)

Мне часто снятся те ребята, друзья моих военных дней.( (М. Матусовский.)

2)Определяемое слово- личное местоимение.

Как, бедной, мне не горевать. (И .Крылов)

Мы, дети, были потрясены этой войной.(К. Паустовский)

3)Обстоятельственное значение

Погружённый в свои мысли, он ничего не ответил на этот вопрос. ( А. Чехов)

Отступник бурных наслаждений, Онегин дома заперся.( А. Пушкин)


4) удалённость от определяемого слова

Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы. (М. Шолохов.)









Задание17 Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

     Вводные слова -- слова, грамматически не связанные с членами предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли.
         Вводные слова выделяются запятыми 

Группы

1)Выражающие чувства говорящего
К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к радости, к досаде, к ужасу , чего доброго, странное дело, к стыду, нечего греха таить, неровен час, удивительное дело

2)Различная степень уверенности( неуверенности)

 Конечно, несомненно, вероятно, должно быть, чай, знать, видно, подлинно, пожалуй, может быть, вне всякого сомнения, право, чай, по сути , по- видимому, должно быть, полагаю, надеюсь, само собой, естественно, разумеется, очевидно, безусловно.

3) Источник сообщения
Г
оворят, сообщают, по словам, по-моему, по-твоему, дескать, мол, помнится, слышно, с точки зрения, по-нашему, по преданию, по- вашему, на мой взгляд, по определению.

4)Смысловая связь частей предложения, последовательность изложения и способы оформления мысли.
Итак, следовательно, значит, далее, наконец, напротив, впрочем, между прочим, главное, например, таким образом, в частности, кстати сказать ,словом, кратко говоря, вообще, как говорится , одним словом, в общих чертах, во – первых, во- вторых, допустим, напротив.

5) Привлечение внимания
 Видите ли, вообразите, пожалуйста, извините, простите, верить (ли), скажем, допустим, предположим , понимаешь, скажите, согласитесь, послушайте

6)Указывающие оценку меры того, о чем сообщается

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.


Внимание!

 Если во вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной из запятых ставится тире

С одной стороны, хотелось продолжать дорогу, с другой - чувствовалась потребность отдохнуть

Наконец является вводным словом, если в предложении к нему нельзя приставить частицу то. Если это возможно, то наконец - обстоятельство и не выделяется запятыми

 Вообще является вводным словом в значении "вообще говоря" и не является в значении "в общем, в целом"

 Однако является вводным словом ,если стоит в конце или середине предложения (Он, однако, заблуждается; он заблуждается, однако). В начале предложения однако имеет значение но и не является вводным словом

При встрече двух вводных слов каждое обособляется отдельно

 Не являются вводными словами
мало-помалу, вначале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершение всего, с тех пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже
Частица бывало запятыми выделяется



Задание18 проверяет умение ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Главное здесь- правильно определить границы главного и придаточного предложений, так как в качестве примеров во все демоверсиях приводятся предложения, в которых союз или союзное слово стоит не в начале придаточного предложения, а между ним и границей главного есть слово ( слова) - дистанцированное расположение. Основное правило: в сложноподчинённом предложении придаточное отделяется от главного запятой, а если находится внутри него, то с двух сторон выделяется запятыми. На бал её отправили в синем платье, сборки которого мягко облегали её стан и делали её воздушной. Тропинка, по которой поёл нас проводник, петляла между деревьями.

Запятая межу главным и придаточным предложением не ставится, если:

  • Перед подчинительным союзом или союзным словом стоит НЕ: Он пришёл не для того чтобы учиться , а чтобы пообщаться с друзьями.

  • Придаточное предложение состоит из одного союза или союзного слова: Я к вам пишу случайно; право, не знаю как и для чего.

  • Однородные придаточные соединены одиночными союзами И, ИЛИ: Защитники Сталинграда знали , что они победят и что враг не пройдёт.

Также это задание проверяет умение ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении , части которого соединены составными союзами. Следует помнить:

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи составного союза ввиду того что, в силу того что, оттого что, несмотря на то что, после того как, с тех пор пока, благодаря тому что, вместо того чтобы, вследствие того что, в то время как, подобно тому как запятая ставится в зависимости от смысла высказывания и интонации ТОЛБКО ОДИН РАЗ. Мы сумели преодолеть это препятствие, благодаря тому что долго готовились к испытанию. Мы сумели преодолеть это препятствие благодаря тому, что долго готовились к испытанию.





Задание 19 проверяет умение ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Между двумя и более придаточными запятая ставится , если :

  • если они связаны по способу параллельного подчинения. Чтобы успеть на поезд , мы встали пораньше и уложили вещи, которые приготовили накануне.

  • Они однородны и не связаны союзами или соединены повторяющимися союзами: В этом городе , где он родился , где прошли его детские годы, он чувствовал себя особенно хорошо.

  • При двух подчинительных союзах, стоящих рядом, если вторая часть опущена.

Я знала, что ,когда наступит час выбора, решение придёт само собой. ( опущено ТО)

Запятая не ставится :

при двух подчинительных союзах, стоящих рядом, если дальше следует вторая часть союза:

Я знала , что_когда наступит час выбора, ТО решение придёт само собой.

Правило простое: если есть (вторая часть союза), то нет ( запятой). И наоборот: если нет, то есть




Задания 20,21 направлены на определение главной мысли текса, определение утверждения, противоречащего или соответствующего содержанию текста и определение типа речи( текста)


Помним:

Тема текста - это то , о чём говорится в тексте.( Тема лишь называет то, о чём говорится в тексте)

Основная мысль выражает отношение автора к тому, что он рассказывает. Это главное, что он хотел сказать.

Типы речи( текста):повествование, описание, рассуждение.

Описание- тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Цель описания – показать читателю предмет описания, чтобы он мог наглядно представить его в своём сознании. Описание природы – пейзаж, описание человека – портрет.

Элементы композиции ( построения ) описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.

В описании нет событий. Описание может быть в форме любого стиля: художественного, научного, публицистического, официально – делового, разговорного.

Повествование –тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествование бывает в форме художественного или разговорного стилей. Повествовательный текст имеет определённое построение ( композицию). Выделяются следующие части:

  • экспозиция ( обстановка , предшествующая началу действия)

  • завязка ( то, с чего действие начинается)

  • развитие действия, в нём кульминация (наивысшая точка развития действия)

  • развязка ( конец события)

Рассуждение – тип текста, в котором утверждается или отрицается какой – либо факт, явление, понятие. Рассуждение строится следующим образом:

  • тезис

  • аргументы, доказывающие его

  • вывод

Тезис должен быть чётко сформулирован, аргументы – убедительными. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: письма, доклады, статьи, политические выступления.





Задание 22 проверяет умение находить синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д


Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

Контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

Контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать.

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц, строевой лес и строевой командир.

Омографы

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический., утверждающий- утвердительный,каменный- каменистый,

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света.

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки,стебень, петень ( петух).корец (ковш), пимы (валенки)

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессиона -лизмы

Слова, употребляющиеся людьми той или иной профессии

Камбуз, боцман,  акварель, мольберт

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная

лексика

Слова, употребляемые в разговорном стиле, отличающиеся некоторой грубоватостью.

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы.( они называются окказионализмы)

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

 

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, парус--ветрилочужестранец — иностранец

Заимствован -ные  слова (иноязычные)

Слова, перенесённые из других языков.

Парламент, сенат, депутат, консенсус, свёкла, кукла, барабан

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.


Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Экспрессивно – эмоциональная лексика

Разговорная.

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Грязнуля, крикун, бородач

Эмоционально окрашенные слова

Слова с суффиксами эмоциональной окраски

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Слова  с суффиксами эмоциональной оценки

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Миленький, умница, умишко, детище






Задание 23Проверяет умение находить средства связи предложений в тексте.

Предложения связаны между собой не только по смыслу , но и грамматически. Основные средства связи: лексический повтор, однокоренные слова. местоимения( личные, указательные, притяжательные), местоимённые наречия ( там , тогда), синонимы, слова со значением части целого, частицы, вводные слова, синтаксический параллелизм, неполнота предложений( в том числе парцелляция) .



Задание 24 В нём дана рецензия на текст, в которой пропущены названия изобразительно –выразительных средств. Цифры, обозначающие их названия, нужно вставить на месте пробелов. Задание трудное, но в самом тексте рецензии есть подсказка: тип изобразительно-выразительного средства, как правило, указан. Необходимо в них ориентироваться.. Изобразительно – выразительные средства делятся на лексические средства, тропы, синтаксические средства выразительности речи.


Лексические средства включают синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы, разговорные слова, просторечия, книжную лексику, лексический повтор. Среди синонимов и антонимов выделяются контекстуальные синонимы и антонимы ( то есть они становятся синонимами и антонимами только в конкретном тексте.) Примеры контекстуальных синонимов: весёлый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом ; душная гнетущая темнота

Примеры контекстуальных антонимов: тесная обувь – свободная обувь; тесная квартира – просторная квартира.

Тропы – это эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, синекдоха, метонимия , перифраз, гипербола, литота и др.

Эпитеты – образные ( красочные ) определения. Могут выражаться прилагательным, существительным, , наречием. Мороз –воевода, бродяга ветер, старик океан. Петроград жил напряжённо, злобно, бешено.

Метафора – употребление слова в переносном значении. Горит костёр рябины красной.

Метонимия _ употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть :

  • между предметом и материалом, из которого сделан предмет. НЕ то на серебре – на золоте едал.

  • Между содержимым и содержащим. Ну скушай же ещё тарелочку. мой милый!

  • Между действием и орудием этого действия. Перо его местию дышит

  • Между автором и его произведением .Читаю Толстого и Пушкина.

  • Между местом и людьми , находящимися на этом месте. Но тих был наш бивак открытый.

Синекдоха- вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Наиболее употребительны следующие виды синекдох:

  • Часть явления называется в значении целого. А в двери бушлаты, шинели, тулупы.

  • Целое в значении части . А, ты драться? Ну не подлый ли народ!

  • Единственное число в значении общего и даже всеобщего. Там стонет человек от рабства и цепей.

  • Замена числа множеством. Мильоны вас . Нас- тьмы, и тьмы. И тьмы.

Гипербола- преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал.

Литота- преуменьшение .Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик.

Перифраз. Перифраза ( может быть написан как парафраз) Троп, состоящий в замене предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на характерные черты. Царь зверей ( вместо лев), туманный Альбион ( вместо Англия), творец Макбета (Шекспир)

Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается:

  • Творительным падежом Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

  • Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты милее всех и добрее.

  • Оборот .Пруд блестит , как зеркало.




Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету приписываются качества, признаки или действия. Свойственные человеку, - дар речи, способность мыслить, чувствовать .О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? Играло море с берегами.

Аллегория – однозначное иносказание.. Иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показана в образе лисы, жадность – в образе волка, коварство – в облике змеи.


Синтаксические средства выразительности: инверсия, анафора, аллитерация,антитеза, парцелляция., градация, риторический вопрос и риторическое обращение, синтаксический параллелизм, ряды однородных членов, оксюморон, вопросо- ответная форма изложения, цитирование.

Антитеза – противопоставление : Где стол был яств, там гроб стоит. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

Анафора единоначалие, то есть повторение одних и тех же элементов в начале стиха, строфы. отрывка :

Два бешеных винта , два трепета земли,

Два грозных грохота, две ярости, две бури..

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответов.

Риторические обращения и восклицания помогают передать мысли и чувства автора или лирического героя.( обычно адресуются неодушевлённому лицу) Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

Пройдет стар человек – перекрестится , пройдёт молодец – приосанится, пройдёт девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку.

Эпифора противоположна анафоре. Это повторение одних и тех же элементов в конце стиха, строф:

Милый друг, и в этом тихом доме,

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

Оксюморон – необычное сочетание слов, противоречащих друг другу: Светлая грусть, горькая радость.

Инверсия – обратный порядок слов. В русском языке существует прямой порядок слов: сначала – подлежащее, потом сказуемое, дополнение и обстоятельство. Определения должны стоять перед главными словами. Нарушение порядка слов и является инверсией.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно- смысловых единицах, которые следуют одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из – за чего.

У Елены беда стряслась. Большая.

Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливающийся в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.

Градация - такое расположение частей высказывания( слов, отрезков предложений, при котором каждая последующая часть усиливает ( или уменьшает) смысловое значение, благодаря чему создаётся нарастание ( или ослабление) производимого им впечатления.

Хиазм – расположение параллельных членов предложения сначала в прямой, а потом в обратной последовательности: Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было.



Задание 25 –Сочинение. Это сочинение- рассуждение Следует внимательно прочитать инструкцию




Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по демоверсии 2015 года
  • Русский язык и литература
Описание:

            В пособии системно представлен теоретический материал курса русского языка согласно демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Особое внимание уделено умениям алгоритмизировать правила. «Пошаговое» применение правил помогает обойти  «ловушки», коими изобилуют тесты ЕГЭ по русскому языку.  При подготовке материалов использованы учебники русского языка , методические рекомендации «ЕГЭ- русский язык» (авторы –составители КрашенниковаЛ. А, Лукина И. В, Изд-во Иркут. гос. пед ун-та-2011.-задание4), материалы пособия «Экспресс-репетитор» Бароновой М.М.

Автор Кулак Валентина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4157
Номер материала 31366
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓