Инфоурок Математика Другие методич. материалыСправочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Тригонометрия"

Справочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Тригонометрия"

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                            НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                                                   «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

КРАТКИЙ

 

СПРАВОЧНИК

 

по математике

 (тригонометрия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРИГОНОМЕТРИЯ

Предмет тригонометрия

Слово "тригонометрия" искусственно составлено из греческих слов: "тригонон" - треугольник и "метрезис" - измерение. Основная задача тригонометрии состоит в решении треугольников, т.е. в вычислении неизвестных величин треугольника по данным значениям других его величин. Так, в тригонометрии решают задачу о вычислении углов треугольника по данным его сторонам, задачу о вычислении сторон треугольника - по площади и двум углам и т.д. Так как любую вычислительную задачу геометрии можно свести к решению треугольников, то тригонометрия охватывает своими применениями всю планиметрию и стереометрию и широко применяется во всех разделах естествознания и техники.

Учение о решении сферических треугольников называется сферической тригонометрией; в противоположность этому учение о решении обычных треугольников называют плоской или прямолинейной тригонометрией.

Тригонометрические функции

Основные формулы тригонометрии

Перевод градусной меры угла в радианную и обратно. Пусть - градусная мера угла, b - радианная, тогда справедливы формулы:

Формулы зависимости между функциями одного и того же аргумента

1.

4.

2.

5.

3.

6.

 

Формулы сложения

(в последних двух формулах  и соответственно

( в последних двух формулах  и соответственно

Формулы двойных и половинных углов

1.

5.

2.

6.

3.

7.

4.

8.

Формулы преобразования суммы в произведение

 

 

Формулы преобразования произведения в сумму

Формулы приведения

 

 

 

 

 

 

Решение простейших тригонометрических уравнений

Уравнение

Общее решение

Частные случаи

,

,

,

 

,

Для решения простейших тригонометрических неравенств , , ,  (вместо знака  могут стоять , , ) применяют графический способ. Находят точки пересечения графика соответствующей функции с прямой , расположенные ближе к началу координат, и затем используют периодичность функции.

Для решения более сложных тригонометрических неравенств их сводят к простейшим случаям с помощью упрощений.

Тригонометрические функции половинного аргумента

(Выбор знака перед корнем зависит от того, в какой четверти

находится угол )

Выражение тригонометрических функций через одну из них того же аргумента

(Выбор знака перед корнем зависит от того, в какой четверти находится угол )

1)    Через

2)    Через

3)    Через

4)    Через

 

 

 

Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента

Преобразование степеней синуса и косинуса


5)    Графики и основные свойства тригонометрических функций

Синус

для

для

 для

для

, , , период , нечетная

косинус

для

 для

для

для

, , , период , четная

тангенс

для

 для

для

, \, , период , нечетная

котангенс

 для

 для

для

, \, , период , нечетная

 


Графики и основные свойства обратных тригонометрических функций

арксинус

 для

 для

 для

Функция нечетная

, , , непериодическая функция

арккосинус

 для

 для

 для

Функция ни четная, ни нечетная

, , , непериодическая функция

арктангенс

 для

 для

 для

Функция нечетная

, , , непериодическая функция

арккотангенс

 для

 для

 для

Функция ни четная, ни нечетная

, , , непериодическая функция

 


Связь тригонометрических функций с обратными тригонометрическими функциями осуществляется при помощи следующей таблицы

-90°=

-1

-

-¥

-

-60°=

-

-

-

-45°=

-

-1

-

-30°=

-

-

0

0

1

0

¥

30°=

45°=

1

1

60°=

90°=

1

0

¥

0

120°=

-

-

135°=

-

-

- 1

150°=

-

-

-

180°=

-

-1

-

- ¥

 

 

 

Тригонометрические функции двойного и тройного аргумента


Примеры решения задач

1.     bs01718_Найти значение следующих тригонометрических выражений:

,  , если .

Решение. Выпишем формулы для нахождения ,  :

, , .

.

Из основного тригонометрического тождества найдем :

Далее найдем значения искомых выражений:

  

Ответ: , ,

2.     bs01718_Доказать тождество:

Решение. Приведем левую часть к 1:

 

.

         Тождество доказано.

3.     bs01718_Вычислить значение выражения:

Решение. Используя формулы приведения, получим:

         Итак, значение выражения 0.

hh00546_Пояснения к разделу: Решение тригонометрических уравнений и неравенств.

Для решения произвольных тригонометрических уравнений и неравенств применяют те же основные приемы, которые были описаны ранее для решения алгебраических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители левой части уравнения или неравенства.

Из общих соображений выскажем следующее: при замене одной функции другой следует избегать введения радикалов, так как это усложняет решение и требует проверки найденных корней (при возведении уравнения в степень могут появиться посторонние корни).

Иногда оказывается возможным, перенеся все члены уравнения в левую часть, разложить ее на сомножители.

1.     Уравнения, однородные относительно  и .

Каждое из уравнений:

,

 и т.д.

называется однородным относительно  и . Сумма показателей степеней у  и  во всех членах такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Делением на ,  степень однородного уравнения, оно приводится к уравнению, алгебраическому относительно .

Разделив, например, уравнение  на , получим уравнение:

.

При  эти уравнения эквивалентны, так как если , то из первого уравнения получим, что и , что невозможно (и  при одном и том же аргументе в нуль не обращаются). Далее из эквивалентного уравнения находим , решая квадратное уравнение относительно , а по значениям  - соответствующие значения.

4.     bs01718_Решить уравнение:

Решение. Заменяя  и , получим однородное уравнение:

,

или

.

Деля на  (), получим:

.

Вводим новую переменную  и получаем квадратное уравнение относительно нее:

.

Корни этого уравнения: . Далее получаем равносильную совокупность уравнений:

    

hh00546_

2.     Уравнения, левая часть которых раскладывается на множители, а правая часть равна нулю.

Перенеся все члены любого уравнения в левую часть, его можно привести к виду .

Если левая часть этого уравнения раскладывается на сомножители, то каждый из них приравнивается к нулю, и уравнение распадается на несколько простых уравнений. Очень важно при этом иметь в виду, что корнями первоначального уравнения будут только те из корней полученных уравнений, которые входят в область определения первоначального уравнения.

Рассмотрим пример.

5.     bs01718_Решить уравнение:

.

Решение. Здесь целесообразно использовать формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму. Воспользовавшись этими формулами, получим уравнение:

или .

Разность косинусов преобразуем в произведение , которое равносильно совокупности уравнений:

               hh00546_

3.     Уравнения вида .

Эти уравнения можно решать при помощи универсальной тригонометрической подстановки , воспользовавшись формулами, выражающими  и  через :

    и .

Исходное уравнение сводится к дробно-рациональному алгебраическому уравнению, решение которого нами было рассмотрено ранее.

Такие уравнения рациональнее решать введением вспомогательного угла: . Рассмотрим дальнейший ход решения уравнения путем эквивалентных преобразований левой части:

.

Введем обозначения:

 и .

Заметим, что выражение в скобках в этом случае преобразуется в косинус разности аргументов:

.

Таким образом, исходное уравнение приводится к эквивалентному простейшему тригонометрическому уравнению:

, или ,

решение которого, суть

, .

Задача решена в общем виде.

6.     bs01718_Решить уравнение:

.

Решение. (первый способ) Заменив  и  через , получим:

. Введем новую переменную:  и получим эквивалентное квадратное уравнение относительно :

,

у которого дискриминант равен нулю и, следовательно, имеем единственный корень . Задача свелась к решению уравнения:

; ;         , .

Решение. (второй способ). Введем вспомогательный угол: .

Тогда решение исходного уравнения сразу запишется в виде:

=, .

Иными словами, мы получили тот же ответ, что не удивительно.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Справочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Тригонометрия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов первого курса медицинского техникума, специальности Сестринское дело по теме: «Тригонометрия». Методическое пособие разработано для преподавателя с целью выявления и систематизации знаний студентов по данной теме. Основными задачами является закрепление и углубление теоретических знаний у студентов  по данной теме.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Она содержит в себе материал, способствующий формированию сознательного отношения к процессу обучения, стремлению к самостоятельной работе и всестороннему овладению знаниями. Развитию интереса к учебному предмету, содействию активизации мышления обучающихся. Развитию познавательной деятельности обучающихся, по овладению программного учебного материала, по дисциплине  «Математика».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1250
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.03.2015 470
    • DOCX 279 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тюменцева Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тюменцева Оксана Николаевна
    Тюменцева Оксана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 297215
    • Всего материалов: 110

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 92 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 297 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 871 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе