Инфоурок Математика Другие методич. материалыСправочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Стереометрия"

Справочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Стереометрия"

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                            НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                                                   «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

КРАТКИЙ

СПРАВОЧНИК

по математике (геометрия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЯ

Предмет геометрии

Геометрия изучает пространственные свойства предметов, оставляя в стороне все остальные их признаки. Например, резиновый мяч диаметром 25 см и чугунное ядро того же диаметра отличаются друг от друга по весу, по цвету, по твердости и т. д. Однако все эти признаки мяча и ядра в геометрии оставляются без внимания; пространственные же их свойства (форма и размеры) одинаковы. С точки зрения геометрии каждый из этих предметов представляет шар диаметром 25 см.

Предмет, от которого мысленно отняты все его свойства, кроме пространственных, называется геометрическим телом. Шар есть одно из геометрических тел.

Идя дальше по пути отвлечения, мы получаем, понятия геометрической поверхности, геометрической линии и геометрической точки. Поверхность мы мысленно отделяем от тела, которому она принадлежит, и лишаем ее толщины. Линию мы лишаем толщины и ширины, а точку вовсе лишаем измерений. Мы мыслим, что точка может служить границей линии (или ее части), линия — границей поверхности и поверхность — границей тела. Мы мыслим также, что точка может двигаться и своим движением порождать линию, линия может движением порождать поверхность, а поверхность — порождать тело.

В природе нет точек, лишенных измерений, но есть предметы столь малых размеров, что их в некоторых условиях можно принять за геометрические точки. В природе нет также ни геометрических, линий, ни геометрических поверхностей, но все свойства линий и поверхностей, найденные в геометрии, находят многообразные применения в науке и технике. Это происходит потому, что геометрические понятия порождены пространственными свойствами действительного мира. Отвлеченная форма геометрических понятий для того и служит, чтобы эти свойства изучать в чистом их виде.

Исторические сведения о развитии геометрии

Первые геометрические понятия приобретены людьми в глубокой древности. Они возникли из потребности определять вместимость различных предметов (сосудов, амбаров и т. п.) и площади земельных участков. Древнейшие известные нам письменные памятники, содержащие правила для определения площадей и объемов, были составлены в Египте и Вавилоне около 4 тысяч лет назад. Около 21/2 тысяч лет назад греки заимствовали у египтян и вавилонян их геометрические знания. Первоначально эти знания применялись преимущественно для измерения земельных участков. Отсюда и греческое название "геометрия", что означает "землемерие".

Греческие ученые открыли множество геометрических свойств и создали стройную систему геометрических знаний. В ее основу они положили простейшие геометрические свойства, подсказанные опытом. Остальные свойства выводились из простейших с помощью рассуждений.

Эта система около 300 г. до н. э. получила завершенный вида "Началах" Евклида, где изложены также основы теоретической арифметики. Геометрические разделы "Начал" по содержанию и по строгости изложения примерно совпадают с нынешними школьными учебниками геометрии.

Однако там ничего не говорится ни об объеме, ни о поверхности шара, ни об отношении окружности к диаметру (хотя есть теорема о том, что площади кругов относятся, как квадраты диаметров). Приближенная величина этого отношения была известна из опыта задолго до Евклида, но только в середине 3 века до н. э. Архимед (287 — 212 гг.) строго доказал, что отношение окружности к диаметру (т. е., по-нашему, число ) заключено между 31/7 и 310/70. Архимед доказал также, что объем шара меньше объема описанного цилиндра ровно в 11/2 раза и что поверхность шара в 11/2 раза меньше полной поверхности описанного цилиндра.

В способах, примененных Архимедом для решения упомянутых задач, содержатся зачатки методов высшей математики. Эти способы Архимед применил к решению многих трудных задач геометрии и механики, очень важных для строительного дела и для мореплавания. В частности, он определил объемы и центры тяжести многих тел и изучил вопрос о равновесии плавающих тел различной формы.

Греческие геометры исследовали свойства многих линий, важных для практики и для теории. Особенно полно они изучили конические сечения. Во втором веке до н. э. Аполлоний обогатил теорию конических сечений многими важными открытиями, остававшимися непревзойденными в течение 18 веков.

Для изучения конических сечений Аполлоний пользовался методом координат. К изучению всевозможных линий на плоскости этот метод был применен лишь в 30-х годах 17 века французскими учеными Ферма (1601—1655) и Декартом (1596—1650). Для технической практики того времени было достаточно плоских линий. Лишь сто лет спустя, когда этого потребовали возросшие запросы астрономии, геодезии и механики, координатный метод был применен к изучению кривых поверхностей и линий, проведенных на кривых поверхностях.

Более двух тысяч лет система Евклида считалась непреложной. Но в 1826 г. гениальный русский ученый Николай Иванович Лобачевский создал новую геометрическую систему. Исходные ее положения отличаются от основных положений, Евклида лишь в одном пункте (В геометрии Эвклида через точку А проходит только одна прямая, лежащая в одной плоскости с данной прямой BC и не пересекающая её. В геометрии Лобачевского таких прямых бесчисленное множество). Но отсюда вытекает множество очень существенных особенностей.

Так, в геометрии Лобачевского сумма углов треугольника всегда меньше, чем 180° (в геометрии Евклида она равна 180°). При этом недостаток до 180° тем больше, чем больше площадь треугольника.

Может показаться, что опыт опровергает этот и другие выводы Лобачевского. Но это не так. Непосредственно измеряя углы треугольника, мы находим, что они в сумме составляют примерно 180°. Точной же величины суммы мы не можем найти вследствие несовершенства измерительных инструментов. Между тем все те треугольники, которые доступны нашему измерению, слишком малы, чтобы непосредственными измерениями обнаружить недостаток суммы углов до 180°.

При дальнейшем развитии гениальных идей Лобачевского оказалось, что система Евклида недостаточна для исследования многих вопросов астрономии и физики, где мы имеем дело с фигурами огромных размеров. Однако в условиях обычного опыта она остается вполне пригодной. А так как к тому же она обладает преимуществом простоты, то её применяют и будут применять в технических расчетах, её изучают и будут изучать в школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аксиомы геометрии

Основные свойства принадлежности точек и прямых

А-I1. Какова бы ни была прямая, существуют точки, принадлежащие этой прямой, и точки, не принадлежащие ей.

А-I2. Через любые две точки можно провести прямую, и только одну.

Основные свойства взаимного расположения точек на прямой и на плоскости

  А-II1 Из трех точек на прямой одна и только одна лежит между двумя другими.

  А-II2. Прямая разбивает плоскость на две полуплоскости.

Основные свойства измерения отрезков и углов

  А-III1. Каждый отрезок имеет определенную длину, большую нуля. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.

А-III2. Каждый угол имеет определенную градусную меру, большую нуля. Развернутый угол равен 180°. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами.

Основные свойства откладывания отрезков и углов

 А-IV1. На любой полупрямой от ее начальной точки можно отложить отрезок заданной длины, и только один.

А-IV2. От любой полупрямой в заданную полуплоскость можно отложить угол с заданной градусной мерой, меньшей 180°, и только один.

Существование треугольника, равного данному

А-IV3. Каков бы ни был треугольник, существует равный ему треугольник в заданном расположении относительно данной полупрямой.

Основное свойство параллельных прямых

А-V1. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

Основные свойства плоскостей в пространстве

C1. Какова бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие этой плоскости, и точки, не принадлежащие ей.

С2. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой.

С3. Если две различные прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость, и притом только одну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Треугольники

geo1_0

a, b, c - стороны треугольника.

a, b, g - внутренние углы треугольника.

aў, bў, gў - внешние углы треугольника.

ha , hb , hc - высоты треугольника, опущенные из вершин треугольника на прямые, содержащие соответствующие противоположные стороны   a, b, c.

ma , mb , mc - медианы треугольника, соединяющие вершины треугольника с серединами противолежащих сторон a, b, c.

la , lb , lc - биссектрисы треугольника, соединяющие вершины треугольника с точками на противолежащих сторонах a, b, c.

MN - средняя линия треугольника.

Р - периметр треугольника.

р - полупериметр треугольника.

R - радиус окружности, описанной около треугольника.

r - радиус окружности, вписанной в треугольник.

SABC - площадь треугольника АВС.

Сумма углов треугольника

a + b + g = 180°.

Свойства внешних углов треугольника

aў = b + g,   bў = a + g,   gў = a + b,

aў > b,   aў > g,    bў > a,   bў > g,    gў > a,   gў > b,  

Неравенство треугольника

a < b + c,    b < a + с,    c < a + b.

 

geo1_1

Теорема синусов
geo1_2
Теорема косинусов
a2=b2+c2-2bc cosa,
b2=a2+c2-2ac cosb,
c2=a2+b2-2ab cosg,

Периметр и полупериметр треугольника
geo1_3

Свойства средней линии треугольника

geo1_4  

   geo1_5

Площадь треугольника
geo1_6,       geo1_7,       geo1_8
geo1_9,       geo1_10,       geo1_11
geo1_12(формула Герона)
Равнобедренный треугольник
a=c,   Рa=Рg,

hb=mb=lb.
Равносторонний треугольник
a=b=c,    a=b=g=60°;

ha=la=ma,    hb=lb=mb,    hc=lc=mc;

geo1_13,    geo1_14,    geo1_15

geo1_16

Прямоугольный треугольник

a =90°, b, c - катеты, a - гипотенуза,

a2=b2+c2 (теорема Пифагора);
geo1_17     geo1_18
geo1_19     geo1_20     geo1_21
geo1_22     geo1_23     geo1_24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четырехугольники

Параллелограмм

geo2_0

a, b - стороны параллелограмма.

ha, hb - высоты параллелограмма, опущенные из вершин параллелограмма на прямые, содержащие стороны параллелограмма a, b.

d1, d2 - диагонали параллелограмма.
a, g - углы параллелограмма, a + g = 180°

Площадь параллелограмма

S=aha , S=bhb , S=absin.

Связь между сторонами и диагоналями параллелограмма

d12+d22=2(a2+b2)

Прямоугольник
geo2_1
geo2_4

Ромб
geo2_2
geo2_5

Квадрат
geo2_3
geo2_6

 

Трапеция
geo2_8geo2_9
MN-средняя линия трапеции; geo2_10

Равнобокая трапеция
geo2_7 AB=CD, d1=d2

 

 

Окружность и круг

geo3_0

geo3_1

geo3_2

geo3_3

 

R - радиус окружности (круга),

C=2 R - длина окружности,

D=2к - диаметр

geo3_4

- длина дуги,

S= R2 = - площадь круга,

geo3_5

- площадь кругового сектора,

 

geo3_6

- площадь кругового сегмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные многоугольники

 

geo4_0

geo4_1
geo4_2      geo4_3

 

 

Вид правильного
многоугольника

a

R

r

Сумма углов

Треугольник

60°

geo4_4

geo4_5

180°

Четырехугольник

90°

geo4_6

geo4_7

360°

Шестиугольник

120°

a

geo4_8

720°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы и площади поверхностей тел

Наклонная призма
       Объем наклонной призмы

V=Sпсa,

где Sпс - площадь перпендикулярного сечения наклонной призмы, a - боковое ребро.

Площадь боковой поверхности наклонной призмы

Sб=Pпсa,

где Pпс - периметр перпендикулярного сечения наклонной призмы, a - боковое ребро.

Площадь полной поверхности наклонной призмы

Sп=Sб+2Sосн,

где Sб, - площадь боковой поверхности наклонной призмы, Sосн - площадь её основания.

Прямая призма
        Объем прямой призмы

V=Sоснa,

где Sосн - площадь основания прямой призмы, a - боковое ребро.

Площадь боковой поверхности прямой призмы

Sб=Pоснa,

где Pосн - периметр основания прямой призмы, a - боковое ребро.

Площадь полной поверхности прямой призмы

Sп=Sб+2Sосн,

где Sб, - площадь боковой поверхности прямой призмы, Sосн - площадь основания.

Прямоугольный параллелепипед
       Объем прямоугольного параллелепипеда

V=abc,

где a,b,c - измерения прямоугольного параллелепипеда.

Площадь боковой поверхности параллелепипеда

Sб=2c(a+b),

где a, b - стороны основания, c - боковое ребро прямоугольного параллелепипеда.

Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда

Sп=2(ab+bc+ac),

где a,b,c - измерения прямоугольного параллелепипеда.

Куб

V=a3, Sб=4a2, Sп=6a2,

где a - ребро куба.

Пирамида

   Объем пирамиды

geo5_0

где Sосн - площадь основания, H - высота.

Площадь боковой поверхности пирамиды равна сумме площадей её боковых граней.

Площадь полной поверхности пирамиды

Sп=Sб+2Sосн,

где Sб - площадь боковой поверхности прямой пирамиды, Sосн - площадь основания.

Площадь боковой поверхности правильной пирамиды

geo5_1

где Pосн - периметр основания правильной пирамиды, l - её апофема.

Усеченная пирамида

   Объем усеченной пирамиды

geo5_2

где S1 , S2 - площади оснований усеченной пирамиды, H - её высота.

Площадь боковой поверхности усеченной пирамиды равна сумме площадей ее боковых граней.

Площадь полной поверхности усеченной пирамиды

Sп=Sб+S1+S2 ,

где Sб - площадь боковой поверхности пирамиды, S1 , S2 - площади оснований.

Площадь боковой поверхности правильной усеченной пирамиды

geo5_3

где P1 , P2 - периметры оснований, а l - ее апофема.

Цилиндр

   Объем цилиндра

V=p R 2H ,

где R - радиус основания цилиндра, а H - его высота.

Площадь боковой поверхности цилиндра

Sб=2p R H ,

где R - радиус основания цилиндра, а H - его высота.

Площадь полной поверхности цилиндра

Sп=2p R H + 2p R2,

где R - радиус основания цилиндра, а H - его высота.

Конус

   Объем конуса

geo5_4

где R - радиус основания конуса, а H - его высота.

Площадь боковой поверхности конуса.

Sб=2p R L ,

где R - радиус основания конуса, а L - его образующая.

Площадь полной поверхности конуса

Sп=2p R (R+L),

где R - радиус основания конуса, а L - его образующая.

 

Усеченный конус

   Объем усеченного конуса

geo5_5

где R, r - радиусы оснований усеченного конуса, Н - его высота.

Площадь боковой поверхности усеченного конуса

Sб=p L (R+r),

где R, r - радиусы оснований усеченного конуса, L - его образующая.

Площадь полной поверхности усеченного конуса

Sп=p L (R+r)+p R2+p r2,

где R, r - радиусы оснований усеченного конуса, L - его образующая.

Сфера и шар

   Объем шара

geo5_6

где R - радиус шара.

Площадь сферы (площадь поверхности шара)

S=4p R2,

где R - радиус сферы.

Объем шарового сегмента

geo5_7

где H - высота шарового сегмента, R - радиус шара.

Объем шарового сектора

geo5_8

где H - высота соответствующего шарового сектора, R - радиус шара.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Справочник по математике для самостоятельной работы студентов по теме "Стереометрия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов первого курса медицинского техникума, специальности Сестринское дело по теме: «Стереометрия». Методическое пособие разработано для преподавателя с целью выявления и систематизации знаний студентов по данной теме. Основными задачами является закрепление и углубление теоретических знаний у студентов  по данной теме.

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Она содержит в себе материал, способствующий формированию сознательного отношения к процессу обучения, стремлению к самостоятельной работе и всестороннему овладению знаниями. Развитию интереса к учебному предмету, содействию активизации мышления обучающихся. Развитию познавательной деятельности обучающихся, по овладению программного учебного материала, по дисциплине  «Математика».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 979 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.03.2015 347
    • DOCX 87.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тюменцева Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тюменцева Оксана Николаевна
    Тюменцева Оксана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 292497
    • Всего материалов: 110

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 432 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 548 человек

Курс повышения квалификации

Реализация межпредметных связей при обучении математике в системе основного и среднего общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 94 человека

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек