Справка
«О
формировании социокультурной компетенции на уроках крымскотатарского языка и
литературы в общеобразовательных организациях … района»
В соответствии с годовым планом работы отдела образования проводилась
проверка по формированию социокультурной компетенции на уроках
крымскотатарского языка и литературы в школах района.
В ходе проверки проанализировано кадровое обеспечение, состояние
материально-технической базы кабинетов, система работы с одарёнными
детьми, внеклассная работа по предмету, результативность участия учащихся школ
в предметных олимпиадах, МАН, конкурсах.
В 2014-2015уч.г. в районе функционирует … общеобразовательных
учебных заведений, в … школах преподается крымскотатарский язык и литература.
Из (количество) учащихся крымскотатарской национальности (количество)
учащихся изучают крымскотатарский язык как предмет, (количество учащихся)
– факультативно. В (количество) школах района открыты (количество)
классов с крымскотатарским языком обучения, в них обучается (количество)
учащихся.
В общеобразовательных учебных заведениях района
работает 40 учителей, преподающих крымскотатарский язык и литературу в 5-11
классах, из них: 15 учителей высшей категории,15 - первой категории, 10 - СЗД.
Кадровый состав достаточно профессионален для
преподавания предмета на должном уровне.
Учителя своевременно проходят курсовую переподготовку
по крымскотатарскому языку и литературе при КРИППО.
Одним из условий качественного изучения
крымскотатарского языка и литературы является учебно-методическая и
материально-техническая база кабинетов. Администрация школ и учителя работают
над укреплением материально-технической базы по крымскотатарскому языку и
литературе. По состоянию на 2014-2015 уч.г. в 26 школах района оборудовано
24 кабинета, оформлены этнографические уголки и экспозиций, посвященные
традициям, обычаям крымскотатарского народа. В (школа) работает
этнографический музей «Мусафирхане». Заслуживают особого внимания учебные
кабинеты крымскотатарского языка и литературы (перечислить школы).
В целом, материально-техническая база кабинетов в
школах района соответствует требованиям и позволяет выполнять учебную программу
на достаточном уровне, но для более качественного ее выполнения и объяснения
теоретического материала необходимо продолжить работу по сохранению и
укреплению материального и учебно-методического обеспечения, по накоплению
раздаточного и наглядного материала.
Социокультурная
компетенция - это знания учащихся национально-культурных особенностей, умения
осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями. Формированию
социокультурной компетенции способствует учебная и внеурочная деятельность.
На уроках крымскотатарского языка и литературы
учителя уделяют внимание привитию интереса к предмету, проводят уроки
разнообразно: применяют коллективные и индивидуальные формы и методы;
используют раздаточный и дидактический материал, тестовые задания. Практикуют
нестандартные формы обучения; используют дифференцированные задания,
межпредметные связи; современные технические средства обучения в
учебно-воспитательном процессе.
Для развития социокультурной направленности, как
составляющей коммуникативной компетенции, учителя ищут
новые подходы к изучению родного языка, проводят уроки,
имитирующие какие-либо занятия или виды работ: путешествие, экскурсия,
урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина.
Учителями
крымскотатарского языка и литературы проводится работа по индивидуализации
обучения во внеурочное время: индивидуальные занятия с одарёнными учащимися;
школьные предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели, что
позволяет выявить и подготовить ученика по предмету для участия в районных и
республиканских олимпиадах и конкурсах.
Результатом формирования учебных умений являются
работа с одаренными учащимися по подготовке к олимпиаде по предмету. На
протяжении 3-х лет команда района принимает участие и занимает призовые места в
республиканском этапе олимпиады:
2011-2012уч.г. – приняли участие 13 учащихся,
победителей – 6
2012-2013 уч.г. – приняли участие 11 учащихся,
победителей – 5 2013-2014уч.г. приняли
участие 10 учащихся, победителей - 5
Таким образом, учителя района формируют языковую
компетенцию, что способствует результативности в олимпиадах.
Внедрение в школу точно выстроенной, выверенной
системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно
формировать социокультурную компетенцию учащихся.
В конкурсе научно-исследовательских работ МАН
«Искатель» в секции «Крымскотатарский язык и литература» активное участие
принимают учащиеся … школа - 2011/2012 уч.г: район
- 1м., республика – 3м.; 2012/2013уч.г.: район - – 1м., республика -4м.; 2014/2015
уч.г: район– 1м.),
…
школа - 2012/2013 уч.г. – 1м.;
…школа
- 3м.;
…школа
- 3м.
С целью развития у учащихся
интереса к изучению родного языка ежегодно в районе проводятся творческие
конкурсы по предмету.
В
2013/2014 учебном году по крымскотатарскому языку было проведено
9 конкурсов. В районных этапах приняли участие 51 учащийся, призеров- 40, в
республиканских – 30 , победитетелей –12. Необходимо отметить, что наиболее
активными были учащиеся школ (перечислить школы) Однако учащиеся … школ,
не принимали участие ни в одном из конкурсов по крымскотатарскому языку.
Анализируя
участие в конкурсах, можно сделать вывод о том, что учителя проводят
определенную работу по выявлению, развитию и поддержке способных и одаренных
детей, прививают интерес к изучению родного языка, культуры и традиции народа.
Таким
образом, формы занятий и методы обучения поддерживают интерес учащихся к
предмету, повышают мотивацию к учению, способствуют развитию социокультурной
компетенции учащихся. У школьников возникает практическая потребность в
применении крымскотатарского языка в своей жизни таким образом, чтобы владение
родным языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для
учащихся вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.